Dehavilland Dash 8 Q400: фото

Dehavilland Dash 8 Q400: фото

Самолет Bombardier Dash 8 Q400 был разработан канадским филиалом британской компании De Havilland Aircraft Company, на счету которой имеется множество других прекрасных моделей. Данная статья расскажет вам об истории создания этого авиалайнера, его характеристиках и судьбе концерна-изготовителя. Фото с различных ракурсов вы найдете ниже.

Историческая сводка

De Havilland Aircraft начала свое существование в 1920 году. Ее создатель – Джеффри де Хавиланд – основал концерн, после того как Airco, предприятие, на котором он работал на должности главного конструктора, было выкуплено BSA.

Компания за недолгое время своего существования (в 1964 году она перешла во владение Hawker Siddeley) успела выпустить большое количество моделей техники, кое-какие из них даже вошли в историю не только английской, но и мировой авиации. К таковым относят представителя класса тяжелых истребителей Mosquito и Comet, который стал первой серийной коммерческой реактивной машиной.

Bombardier

Как уже было сказано ранее, De Havilland Aircraft была подвержена слиянию. Этот процесс затронул и ее канадский филиал. После изменения она собственно и получила данное наименование.

Изначально штаб-квартира концерна находилась в городе Валькуре, провинция Квебек. Во время открытия предприятие имело совсем иную специализацию – оно занималось выпуском снегоходов. Идея включения в их род действия еще и авиастроения пришла гораздо позже, лишь в середине 80-х годов прошлого столетия.

Продукция

На сегодняшний день ассортимент Бомбардье не ограничивается одними лишь самолетами: здесь собирают и железнодорожный транспорт. Производитель достиг значительных успехов в своем сегменте: он является мощнейшим разработчиком рельсовой техники в мире и занимает четвертое место среди авиаконцернов. Обойти его в последнем рейтинге смогли лишь такие гиганты этого бизнеса, как Boeing, Airbus и Embraer.

Согласно исследованиям, проведенным за период 2008-2009, годовые доходы предприятия составляют довольно приличную сумму – приблизительно 19.7 миллиарда долларов США, что на 12.6% больше по сравнению с 2007. Штат сотрудников в указанный период насчитывал практически 60 тысяч работников.

Сотрудничество с Россией

В РФ Bombardier начала разработку систем железнодорожной сигнализации совместно с РЖД. За 19 лет существования была проделана колоссальная работа, благодаря которой около 350 станций местного и государственного значения в странах России и близлежащих были оборудованы современным микропроцессорным оборудованием.

В 2013 году курс на объединение был продолжен: в городе Энгельс стартовал процесс постройки завода по производству локомотивов и комплектующих к ним. По плану возведения уже спустя два года конвейеры его цехов уже должны были приступить к выпуску первых единиц продукции. Прогнозы были верными, и уже в середине августа 2015 была проведена торжественная процедура открытия.

Bombardier Q Series

К этой серии относится ряд канадских самолетов с двумя турбовинтовыми моторами, приводящими их в движение. Его назначением является осуществление полетов на малые и средние дистанции. До начала 1992 года разработка и создание велось вышеупомянутой де Хавилланд Канада, на то время машина имела название Dehavilland Dash 8 Q400.

Однако затем нынешний владелец взял этот процесс под свой контроль, после того как выкупил концерн у Boeing. Q-серия начала свое существование спустя 4 года, и расшифровывается как «тихий», от английского слова quiet. Данная характеристика стала возможной благодаря тому, что на аэробус была добавлена новая система активного шумоподавления за счет его поглощения.

Последняя изначально была разработана для снижения вибрационного воздействия на кабины тогдашних турбореактивных летательных аппаратов. По состоянию на 30 сентября прошлого года, самолет DHC 8 во всех существующих на сегодня разновидностях и комплектациях был выпущен в количестве 1202 единиц. Чтобы узнать, чем же отличаются друг от друга модели Q-линейки, давайте рассмотрим подробные данные о каждом из них:

  1. Серия 101. Является первой из всех существующих. Планеры подобного типа имели небольшую вместимость (приблизительно 37—40 пассажиров). Серийное производство машины было начато в 1984. В качестве силовых установок здесь были использованы моторы известного американского производителя Pratt & Whitney, в дальнейшем они заменялись на более мощные варианты той же фирмы. Самолеты этой серии имели и различные виды комплектаций, в зависимости от задач, которые должны были на них возлагаться, так как их использовали не только для военной и гражданской авиации, но и для транспортировки грузов, патрулирования заданных территорий и обучения будущих асов Военно-Воздушных Сил Америки и Канады.
  2. Серия 200. Эта компоновка имела приблизительно одинаковые ТТХ по сравнению с предыдущей, но в отличие от нее, здесь был вмонтирован двигатель все той же марки, но мощностью уже 2150 лошадиных сил (напомним, что ранее она составляла не более 1800).
  3. Серия 300. Здесь уже была проработана и концепция салона, благодаря чему количество пассажирских мест здесь составляет уже 50—56 штук. Эта вариация была введена в обслуживание в 1989 году. Силовой механизм вновь был усовершенствован до 2500 лошадиных сил.
  4. Серия 400. Самая новая разработка среди Bombardier Q-Series. Она оснащена 70—78-местным салоном. Выпуск этого авиалайнера начался в 2000. Максимальная скорость авиалайнера была повышена на 140 километров в час по сравнению с предыдущими вариациями. С производителями двигателей ситуация не изменилась – это по-прежнему модель PW150A от Pratt & Whitney. Мощность этого мотора – 5071 лошадиных сил. Благодаря вышеуказанной установке, производителям удалось добиться максимальной высоты полета, равной 7.6 километра, для стандартного набора деталей, а для вариаций, оснащенных системой автоматического выкидывания кислородных масок, это число возрастает до 8200 метров. Как уже было сказано ранее, на самолет была установлена система шумоподавления активного типа (ANVS). Эта модель имеет значительный успех, поэтому на ее базе были созданы две более новые модификации:
  • Q 400 NextGen. В нее установлены дополнения в виде усовершенствованного освещения, улучшенных иллюминаторов и новой верхней багажной полки. Также конструкторы добились уменьшения количества расходуемого топлива.
  • Q400-MR. Этот вид оборудован новой системой противопожарной безопасности (2,6 галлона состава, предназначенного для борьбы с источниками огня).
Читайте также:
Определены лучший и худший туристические регионы РФ

Как вам самолет Dehavilland Dash 8 Q400? Не правда ли настоящий красавец? Предлагаем посмотреть видео взлета этого лайнера.

Bombardier Dash 8 Q400: вместительный региональный авиалайнер

На линиях малой и средней региональной протяженности всегда присутствует потребность в надежных самолетах. Ведущие авиаразработчики мира непрерывно стараются удовлетворить эти потребности. Канадский самолетостроительный концерн Бомбардье не является исключением.

Разработка Bombardier Dash 8-400 представляет собой модернизацию предыдущей версии Dash 8-300. Ближнемагистральный лайнер Dash 8-400 – представитель семейства Q Series от Бомбардье.

Первые самолеты Бомбардье Дэш 8 выпустились в 1984 году, с 1996 года обрели название Q Series.

Лайнеры спроектированы в начале девяностых годов двадцатого века, а разработаны окончательно в 1995 году.

Впервые самолет этого ряда взмыл в небо в 1997 году, а спустя два года завершились сертификационные процедуры.

Технические и летные характеристики

Самолет Dash 8-Q400 является двухдвигательным турбовинтовым самолетом для местных перевозок.

Партнером канадской авиакомпании является японский концерн Мицубиси. На площадках фирмы собирались комплектующие части оперения хвоста и фюзеляж.

Новый лайнер удлинили почти на 6 метров, по сравнению с предыдущей версией. Для этого расширили панели фюзеляжа впереди и сзади крыла. Размах его также увеличен, плюс упрочненные шасси.

Линейка самолетов Q Series в переводе означает «тихий». Это название получено, благодаря разработанной системе активного подавления шума и вибрации. Такими установками оснащены все самолеты серии. Что практически позволяет сравнивать эти машины с самолетами, оснащенными турбореактивными моторами.

Силовых установок PW150A на самолете имеется 2 штуки. Скорость лайнера увеличена почти до 700 км/час.

  • Размах крыла самолета Dash 8-Q400 – 28,4 метра
  • Высота машины – 8,30 метра
  • Длина модели – 32Ю81 метра
  • Силовые установки – 2 мотора PW150A
  • Скорость парения – 556 км/час
  • Высота полета, потолок – 8230 километров
  • Диаметр (охват) фюзеляжа – 2,69 метра
  • Длина салона самолета – 18,8 метра
  • Экипаж – 2 пилота
  • Пассажировместимость – 70 человек в одном классе
  • Вес при взлете – 29257 килограммов
  • Длина ВПП, необходимая для разбега 1402 метра

Множественные модификации Бомбардье Дэш 8

Модификационный ряд состоит из моделей линейки серий 100, 200, 300 и 400.

Модель Bombardier DHC-8-100 является базовой версией, рассчитанной на 40 пассажиров. Моторы PW 120. Получил сертификат соответствия в 1990 году.

Bombardier DHC-8M-100 – грузотранспортный самолет, произведено две единицы этой модели.

Bombardier CC-142 – военно-транспортный лайнер.

На самолетах Bombardier CT-142 обучали пилотов военно-воздушных сил Канады. Эта модель тренировочная, для учебных полетов.

Самолеты Bombardier E-9A специально произведены для американских ВВС. Используются для армейских учений.

Самолет Bombardier DHC-8-200 имеет пассажироемкость до 39 человек. Двигательные установки более мощные и совершенные PW123.

Модель Bombardier DHC-8-Q200 такой же, как предыдущий лайнер, но с энергичной установкой подавления гула и вибрации.

Бомбардье DHC-8-300. Самолет увеличен по длине, более вместительный. Силовые установки мощностью 2500, стоят 2 штуки PW123 (PW123B и PW123E).

Авиалайнер DHC-8-300A может вмещать больше людей и груза.

Модификация Q Series Bombardier Dash 8-400 — увеличенная, пассажиров вмещает до 78 человек. Эксплуатируется с 2000 года, летает на высоте почти 8200 километров. На самолетах серии имеются индивидуальные кислородные маски; шумоподавляющие установки есть на каждом экземпляре семейства.

В самолетах Q400 NextGen можно увидеть улучшенный салон, комфортное освещение, увеличенные иллюминаторы и полки для ручной клади. Такие модели являются эффективными экономически и по части расхода топлива.

Модель Q400-MR предназначена для тушения пожаров, имеет возможность нести на борту воду или реагенты и сбрасывать их на очаги горения.

Расположение мест в салоне

В салоне самолета 19 рядов, места расположены по схеме 2/2. Имеются места повышенного комфорта – первые четыре кресла A, B, C, D. Туалет один, находится в передней части лайнера.

Новости и отзывы о региональном лайнере Bombardier Dash 8 Q400

Авиакомпания «Алроса» начала выполнять региональные рейсы в Сибири на самолетах Dash 8 Q400. Компания изначально зафрахтовала воздушные суда, принадлежащие крупному перевозчику «Якутия». После перекрашивания в ливрею «Алроса», выполнять рейсы будут собственные самолеты от компании Бомбардье.

Читайте также:
Нужна ли американцам виза в европу 2022

Коммерческий авиаперевозчик «Якутия» пополнила свой парк еще двумя Bombardier Dash 8 Q400 (уже имеются 3). Авиакомпания, благодаря приобретениям, расширяет региональную сеть. Открываются все новые маршруты, предлагающие пассажирам и межрегиональные перелеты. Лайнеры Q400 выбираются по причине наилучшей топливной эффективности. Купленные самолеты содержат на борту 72 кресла.

Во время работы выставочного авиасалона МАКС – 2017 состоялась встреча компании «Якутия» с представителями «Боинга» и «Люфтганзы техник». Специалисты этих концернов сотрудничают с перевозчиками, предоставляя отличное техническое обеспечение и снабжая необходимыми частями для ремонта. «Якутия» уже девять лет сотрудничает с «Люфтганзой техник», которая является импортером запчастей и ремонтных комплектов для Bombardier Dash-8 Q400.

Осенью 2017 года корейский коммерческий перевозчик Jeju Air открыл регулярное сообщение из Сеула во Владивосток. Рейсы выполняются четырежды в неделю. Это решение было принято в связи с возрастающим спросом на перевозки воздушным транспортом (поток пассажиров из Владивостока в разных направлениях возрос на 40%), а также с целью освоения новых международных маршрутов.

Начиная с 2007 года, самолеты Bombardier Dash 8 Q400 неоднократно попадали в неприятные, и даже опасные ситуации. Во время посадки на некоторых лайнерах заклинивают стойки шасси. Перевозчики, чьи лайнеры совершали аварийную посадку, подают в суд и получают внушительную компенсацию до 170 миллионов долларов. Пока разработчикам удается мирно решать данные вопросы, выплачивая многомиллионные штрафы.

Авиалайнер Bombardier Dash 8 Q400 смог покорить многих фрахтовщиков и пассажиров в мире. Огромное количество машин этого класса с успехом выполняют региональные и не слишком протяженные международные рейсы. Отмечается индивидуальный стиль и маневренность лайнеров.

Dehavilland Dash 8 Q400: фото

Эксперт ” A viation EX plorer”

Впервые с Q400 я познакомился в Чили на авиасалоне FIDAE-2012. Но то знакомство было мимолётным. В мае Bombardier устроила демонстрационное турне этого самолёта по городам России. В начале июня 400-й удалось «перехватить» в Москве и, так сказать, возобновить знакомство.

Причиной столь настойчивого желания встречи стала информация о том, что 7 июня Bombardier Q400 получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Самолет получил сертификат типа Министерства Транспорта Канады в июне 1999 года, сертификат Европейского Аэрокосмического Агентства – в декабре 1999 года и Федеральной Авиационной Администрации США в январе 2000 года. Q400 впервые был введен в эксплуатацию авиакомпанией «SAS Commuter of Scandinavia» 7 февраля 2000 года, а первая поставка обновленной модели Q400 NextGen состоялась в мае 2009 года в авиакомпанию «Widerae’s Flyveselskap».

Компания Bombardier Aerospace запустила проект Q400 в июне1995 года, а уже 31 января 1998 года состоялся его первый полет. На самолёте установлены двигатели нового поколения PW150A мощностью 5,071 л.с. каждый, общая длина самолета составляет 32.8 м. Размах крыльев составляет 28.4 м, максимальная взлетная масса – 29 574 кг.

Представил нас друг другу тест-пилот Bombardier Алекс Рапопорт.

Турбовинтовой самолет Q400 NextGen строится компанией Bombardier в Торонто. Это новая модификация самолета Q400, ставшая более совершенным продолжением семейства самолетов Bombardier Dash 8/Q-Series. Это оптимизированный для эксплуатации на региональных маршрутах самолёт рассчитанный на перевозку 78 пассажиров (в одноклассной компоновке).

Салон Q400 NextGen современен и для регионала вполне комфортен. Удобные кресла, большие иллюминаторы, высокий потолок в проходе, экономичная светодиодная подсветка, Что удивило, это крайне рациональное использование внутреннего пространства – в каждом закоулке скрыты какие-то ящички и у каждого из них своё конкретное предназначение.

В отличие от ATR, посадка пассажиров может осуществляться через 2 двери (в конструкции ATR передней двери не предусмотрено.) Это позволяет осуществлять посадку и высадку даже с использованием телетрапа.

Если заказчик приобретает самолёт в двухклассной компоновке, то по его желанию может быть установлен и второй туалет. И, что несомненно оценят российские пассажиры, у Q400 большой багажный отсек – на треть больше, чем у ATR-72.

Звуковой комфорт. Этот аспект заслуживает особого внимания. Помните как тяжело летать, скажем, на Ан-24? Невероятный шум в салоне от волнообразных завываний двигателей и сильная вибрация. После такого полёта некоторое время находишься в состоянии лёгкой контузии. Отсутствие звукового комфорта стало визитной карточкой турбопропов 20 века. Так вот ничего этого в Q400 нет. В самолёте установлена система активного шумоподавления и снижения вибрации, что создает особый уровень комфорта для пассажиров. А работает это просто. Если внимательно присмотреться, то на боковых панелях обшивки салона можно обнаружить маленькие дырочки. Это датчики (микрофоны), сканирующие звуковое и вибрационное поле. А далее система сама воспроизводит «шум» – звуковые и механические колебания, гасящие звук и вибрацию, производимые двигателями.

К слову, эта система породила само название самолёта. После мирового признания превосходства революционной системы подавления шума и вибрации (NVS) , которая была внедрена в 1996 году, Bombardier переименовала свое семейство самолетов «Дэш – 8» в «Серию Q». В это семейство входят Q200 вместимостью 37 – 39 пассажиров, Q300 вместимостью 50-56 пассажиров и Q400 вместимостью 67 – 78 пассажиров. «Q» – это первая буква английского слова «Quiet», что означает «тихий».

Читайте также:
Как приобрести мерседес в Германии

Система NVS, разработанная совместно Bombardier и компанией Ultra Electronics из Великобритании, позволила снизить уровень шума и вибрации в пассажирском салоне до уровня ранее недостижимого ни в одном другом турбовинтовом самолете. Уровень шума самолетов семейства Q400 на 15 децибел ниже, чем требуется по международным нормам ИКАО. Таким образом, Q400 поднял стандарты в этой области для всей мировой авиаиндустрии.

Экономичность. Самолеты семейства Q400 устанавливают и новые экологические стандарты, за счет снижения расхода топлива на 30-40% и уменьшения уровня выбросов в атмосферу на 30-40%, придя на замену более старым моделям самолетов такой же вместимости. Превосходная экономичность Q400 даёт самолёту неоспоримое преимущество над реактивными самолётами и турбовинтовыми самолётами предыдущих поколений. Подумать только, часовой расход топлива Q400 в 4 раза меньше ещё недавно столь массового в России Ту-134.

Новый самолет «Авроры» Bombardier DHC-8-Q400 совершил первый рейс на Кунашир

Q Series / Bombardier DHC-8
DHC-8 авиакомпании Flybe
Тип ближнемагистральный, военно-транспортный, пассажирский
Разработчик De Alistando de oo9ooCanada
Производитель De Havilland Canada (1980—1992) Bombardier Aerospace (1992 — наст. время)
Главный конструктор M. Warnera
Первый полёт 20 июня 1983 года
Начало эксплуатации c 1984 года авиакомпанией NorOntair
Конец эксплуатации эксплуатируется, производится.
Эксплуатанты Air Canada Jazz (85) Flybe (54) QantasLink (45) Horizon Air (41)
Годы производства с 1983 года
Единиц произведено 1 242 (на декабрь 2022 года)[1]
Стоимость единицы 220 000 долларов США
Базовая модель de Havilland Canada DHC 7
Изображения на Викискладе

Bombardier DHC-8 / Q серия
или
Бомбардье Дэш 8
(также обозначается как
DHC-8
) — канадский двухмоторный турбовинтовой ближнемагистральный военно-транспортный, пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости, разработанный и выпускаемый канадской авиастроительной компанией de Havilland Canada до 1992 года. С 1992 года по настоящее время Bombardier DHC-8 производится канадской авиастроительной компанией Bombardier Aerospace, которая в 1992 году выкупила компанию De Havilland Canada у американской авиастроительной компании Boeing. С 1996 года самолёт носит обозначение
Q — серия
от английского слова «тихий» (англ. quiet), благодаря установленной системе активного шумоподавления (англ. Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system), разработанной для снижения уровня шума в салоне самолёта и снижения вибрации до уровня турбореактивных авиалайнеров. По состоянию на 30 сентября 2016 года построено 1202 самолёта Bombardier DHC-8 всех модификаций.

Модификации

Серия 101

BOMBARDIER DHC-8-100

Bombardier DHC-8-100

— первая пассажирская модификация самолета Bombardier DHC-8 пассажировместимостью на 37 — 40 пассажиров, введённая в эксплуатацию в 1984 году. На ранние экземпляры самолетов были установлены двигатели Pratt & Whitney PW 120, производящиеся американской двигателестроительной компанией Pratt & Whitney. 13 декабря 1985 года самолет Bombardier DHC-8-100 был сертифицирован Управлением Гражданской Авиации CAA. На более поздние самолеты Bombardier DHC-8-100 стали устанавливать более усовершенствованные двигатели Pratt & Whitney PW 121, мощностью 1800 л. с. (1343 кВт). В 1990 году самолет с новыми двигателями Pratt & Whitney PW 121 сертифицирован Управлением Гражданской Авиации CAA.

BOMBARDIER DHC-8M-100

Bombardier DHC-8M-100

— транспортная модификация самолета Bombardier DHC-8. Произведено 2 самолета данной модификации для транспортной авиации Канады.

BOMBARDIER CC-142

Bombardier CC-142

— военно-транспортная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для ВВС Канады в Европе.

BOMBARDIER CT-142

Bombardier CT-142

— учебно-тренировочная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для обучения штурманов ВВС Канады.

BOMBARDIER E-9A

Bombardier E-9A

— патрульная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для ВВС США, которая используется для обеспечения военных учений США в Мексиканском заливе. 2 самолёта базируются на американском военном аэродроме Tyndall AFB, расположенном в штате Флорида (США).


Самолёт Q400 авиакомпании SAS обрабатывается противообледенительной жидкостью, аэропорт Växjö, Швеция

Серия 200

BOMBARDIER DHC-8-200

Bombardier DHC-8-200

— модификация пассажирского самолета Bombardier DHC-8 пассажировместимостью 37 — 39 человек, аналогичная модификации Bombardier DHC-8-100, но с более мощными двигателями Pratt & Whitney PW123 мощностью 2150 л. с. (1604 кВт).

BOMBARDIER DHC-8-Q200

Bombardier DHC-8-Q200

— пассажирская модификация самолета Bombardier DHC-8, аналогичная модификации Bombardier DHC-8-200, но с наличием системы активного шумоподавления (
Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system
).

Серия 300


Обслуживание Q300 авиа в аэропорту Шахтёрск DHC-8-300 Удлинённая на 3,43 м версия, 50-56 местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 1989. Оснащался двигателями PW123 или PW123B или PW123E, мощностью 2500 л. с. (1865 кВт). DHC-8-300A Модификация DHC-8-300 с увеличенной полезной нагрузкой. Q300 Модификация DHC-8-300 с системой активного шумоподавления (ANVS
).

Серия 400


Подготовка Bombardier Q400 к вылету на аэродроме Сплит Q400 Увеличенная модификация, 70-78-местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 2000 году. Крейсерская скорость на 140 км/ч выше, чем у предыдущих версий, и составляет 667 км/ч. Самолёт оснащён двигателями PW150A, максимальной мощностью 5143 л. с. (3783 кВт) (крейсерская мощность 4919 л. с. (3618 кВт)). Практический потолок составляет 7600 м для стандартных вариантов; для самолётов, оснащённых выпадающими кислородными масками пассажиров, потолок составляет 8200 м. Все самолёты модификации Q400 имеют систему активного шумоподавления (ANVS
). Q400 NextGen Модификация Q400 с улучшенным салоном, освещением, иллюминаторами, верхней багажной полкой и с уменьшенными расходом топлива и стоимостью обслуживания. Q400-MR Противопожарная модификация Q400 для
French Sécurité Civile
, приспособленная для сброса до 2600 галлонов противопожарного реагента или воды на очаг возгорания.

Читайте также:
Карта озера Чад, где находится Озеро Чад на карте мира

Множественные модификации Бомбардье Дэш 8

Модификационный ряд состоит из моделей линейки серий 100, 200, 300 и 400.

Модель Bombardier DHC-8-100 является базовой версией, рассчитанной на 40 пассажиров. Моторы PW 120. Получил сертификат соответствия в 1990 году.

Bombardier DHC-8M-100 – грузотранспортный самолет, произведено две единицы этой модели.

Bombardier CC-142 – военно-транспортный лайнер.

На самолетах Bombardier CT-142 обучали пилотов военно-воздушных сил Канады. Эта модель тренировочная, для учебных полетов.

Самолеты Bombardier E-9A специально произведены для американских ВВС. Используются для армейских учений.

Самолет Bombardier DHC-8-200 имеет пассажироемкость до 39 человек. Двигательные установки более мощные и совершенные PW123.

Модель Bombardier DHC-8-Q200 такой же, как предыдущий лайнер, но с энергичной установкой подавления гула и вибрации.

Бомбардье DHC-8-300. Самолет увеличен по длине, более вместительный. Силовые установки мощностью 2500, стоят 2 штуки PW123 (PW123B и PW123E).

Авиалайнер DHC-8-300A может вмещать больше людей и груза.

Модификация Q Series Bombardier Dash 8-400 — увеличенная, пассажиров вмещает до 78 человек. Эксплуатируется с 2000 года, летает на высоте почти 8200 километров. На самолетах серии имеются индивидуальные кислородные маски; шумоподавляющие установки есть на каждом экземпляре семейства.

В самолетах Q400 NextGen можно увидеть улучшенный салон, комфортное освещение, увеличенные иллюминаторы и полки для ручной клади. Такие модели являются эффективными экономически и по части расхода топлива.

Модель Q400-MR предназначена для тушения пожаров, имеет возможность нести на борту воду или реагенты и сбрасывать их на очаги горения.

Лётно-технические характеристики

Q200[2] Q300[3] Q400[4]
Начало эксплуатации 1995 1989 2000
Технические характеристики
Экипаж 2 человека
Типовая пассажировместимость 37 (один класс) 50 (один класс) 70 (один класс)
Пассажировместимость 37-39 50-56 50-90
Длина 22,25 м 25,68 м 32,81 м
Высота 7,49 м 7,49 м 8,3 м
Диаметр фюзеляжа 2,69 м
Размах крыла 25,89 м 27,43 м 28,4 м
Площадь крыла 54,4 м² 56,2 м² 63,1 м²
Масса снаряжённого 10483 кг 11791 кг 17185 кг
Масса самолёта без топлива 14696 кг 17917 кг 25855 кг
Максимальная взлётная масса 16466 кг 19505 кг 29257 кг
Максимальная посадочная масса 15649 кг 19051 кг 28009 кг
Масса коммерческой нагрузки с полным запасом топлива 3407 кг 5138 кг 8670 кг
Запас топлива 3160 л 6526 л
Двигатели 2× PW123C/D 2× PW123B 2× PW150A
Габариты пассажирского салона
Максимальная ширина салона 2,03 м
Длина салона 9,1 м 12,6 м 18,8 м
Лётные характеристики
Крейсерская скорость 537 км/ч 528 км/ч 556 км/час
Практическая дальность с типовой коммерческий нагрузкой 1713 км 1558 км 2040 км
Практическая дальность с LR баками н/д 2034 км 2522 км
Длина разбега с максимальной взлётной массой 1000 м 1178 м 1402 м
Практический потолок 7620 м 8230 м

Самолет Бомбардье Дэш 8 — Bombardier Q Series

Серия 101Bombardier DHC-8-100 — первая пассажирская модификация самолета Bombardier DHC-8 пассажировместимостью на 37 — 40 пассажиров, введённая в эксплуатацию в 1984 году. На ранние экземпляры самолетов были установлены двигатели Pratt & Whitney PW 120, производящиеся американской двигателестроительной компанией Pratt & Whitney. 13 декабря 1985 года был сертифицирован Управлением Гражданской Авиации CAA. На более поздние самолеты DHC-8-100 стали устанавливать более усовершенствованные двигатели Pratt & Whitney PW 121, мощностью 1800 л.с. В 1990 году самолет с новыми двигателями Pratt & Whitney PW 121 сертифицирован Управлением Гражданской Авиации. DHC-8M-100 — транспортная модификация самолета Bombardier DHC-8. Произведено 2 самолета данной модификации для транспортной авиации Канады. Bombardier CC-142 — военно-транспортная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для ВВС Канады в Европе. Bombardier CT-142 — учебно-тренировочная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для обучения штурманов ВВС Канады. Bombardier E-9A — патрульная модификация самолета Bombardier DHC-8, предназначенная для ВВС США, которая используется для обеспечения военных учений США в Мексиканском заливе. 2 самолёта базируются на американском военном аэродроме Tyndall AFB, расположенном в штате Флорида (США).

Серия 200 Bombardier DHC-8-200 — модификация пассажирского самолета Bombardier DHC-8 пассажировместимостью 37 — 39 человек, аналогичная модификации Bombardier DHC-8-100, но с более мощными двигателями Pratt & Whitney PW123 мощностью 2150 л. с. DHC-8-Q200 — пассажирская модификация самолета Bombardier DHC-8, аналогичная модификации Bombardier DHC-8-200, но с наличием системы активного шумоподавления (Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system).

Серия 300 DHC-8-300: Удлинённая на 3,43 м версия, 50-56 местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 1989. Оснащался двигателями PW123 или PW123B или PW123E, мощностью 2500 л. с. (1865 кВт). DHC-8-300A: Модификация DHC-8-300 с увеличенной полезной нагрузкой. Q300: Модификация DHC-8-300 с системой активного шумоподавления (ANVS).

Читайте также:
20 самых ужасных на свете видов мороженого

Серия 400 DHC-8-Q400: Увеличенная модификация, 70-78-местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 2000 году. Крейсерская скорость на 140 км/ч выше, чем у предыдущих версий, и составляет 667 км/ч. Самолёт оснащён двигателями PW150A, максимальной мощностью 5143 л. с. (3783 кВт) (крейсерская мощность 4919 л. с. (3618 кВт)). Практический потолок составляет 7600 м для стандартных вариантов; для самолётов, оснащённых выпадающими кислородными масками пассажиров, потолок составляет 8200 м. Все самолёты модификации Q400 имеют систему активного шумоподавления (ANVS). DHC-8-Q400 Next Generation: Модификация Q400 с улучшенным салоном, освещением, иллюминаторами, верхней багажной полкой и с уменьшенными расходом топлива и стоимостью обслуживания. DHC-8-Q400-MR: Противопожарная модификация Q400 для French Sécurité Civile, приспособленная для сброса до 2600 галлонов противопожарного реагента или воды на очаг возгорания.

Заказы и поставки

Модель Заказано Поставлено Невыполненные заказы
Q100 299 299
Q200 105 105
Q300 267 267
Q400 614 571 43
Итого 1285 1242 43

Источник: Program Status Report — Q-Series aircraft on December 31, 2017[1]

Эксплуатанты (коммерческие)


De Havilland Dash 8 Q400 (F-ZBMC)

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения.

Эксплуатанты

Проверить информацию.
Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения.
  • Аврора (Россия) — 9
  • Якутия (Россия) — 9
  • AirBaltic (Латвия) — 13
  • Air Canada Jazz (Канада) — 75
  • Air Niugini (Папуа-Новая Гвинея) — 8
  • ANA Wings (Япония) — 21
  • Arik Air (Нигерия) — 2
  • Asky Airlines (Того) — 2
  • Flybe (Великобритания) — 45
  • Horizon Air (США) — 55
  • Phillipine Airlines (Филиппины) — 8
  • Piedmont Airlines (США) — 43
  • Qazaq Air (Казахстан) — 3
  • Olympic Air (Греция) — 14

Потери самолётов

Всего по состоянию на 1 ноября 2022 года было потеряно 20 самолётов типа DHC-8. В катастрофах погибло 127 человек[35].

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
15.04.1988 N819PH Сиэтл 0/40 Грубая посадка с горящим двигателем.
21.11.1990 HS-SKI Самуй 38/38 Разбился при заходе на посадку из-за ошибок экипажа.
06.06.1993 D-BEAT Париж 4/23 Не смог изменить курс посадки.
09.06.1995 ZK-NEY Палмерстон-Норт 4/21 Экипаж отвлекло от пилотирования решение проблем с шасси.
14.06.2001 LN-WIS Ботсфьорд 0/27 Грубая посадка.
07.12.2002 B-3567 Сиань 0/н.д. При запуске двигателей врезался в терминал.
01.05.2005 LN-WIK Хаммерфест 0/30
20.04.2007 C6-BFN Говернорс-Харборruen 0/48
12.08.2007 HL5256 Пусан 0/74
09.09.2007 LN-RDK Ольборг 0/73 При приземлении подломилась правая стойка шасси, сломалась часть правого крыла.
12.09.2007 LN-RDS Паланга 0/52 При заходе на посадку в аэропорту Паланга не выпустились передняя и правая стойки шасси. При аварийной посадке в Вильнюсе передняя и правая стойки шасси не встали на замок и подломились.
12.02.2009 N200WQ Буффало 1+49/49 Врезался в здание при заходе на посадку, ошибка экипажа. Из-за усталости капитан и второй пилот не отреагировали на предупреждение компьютера и совершили ряд критических ошибок, которые привели к сваливанию и потере управления.
19.11.2009 N355PH Колокани 0/9 Аварийная посадка: самолёт потерял стойку шасси и правое полукрыло.
04.03.2011 TF-JMB Нук 0/34
13.10.2011 P2-MCJ Маданг 28/32 Резкая потеря высоты, в связи с ураганом.
10.06.2012 V2-LGH Антигуа 0/0 Уничтожен пожаром.
05.10.2013 N356PH Аканди 4/6 Разбился во время морской операции против наркоторговцев в районе границы Колумбии с Панамой. Предположительно, борт ВВС США.
29.01.2014 OY-GRI Илулиссат 0/15 При посадке разрушилась левая основная стойка шасси, самолёт выкатился за пределы ВПП.
30.09.2015 LX-LGH Саарбрюккен 0/20 Самолёт при подъёме упал на взлётно-посадочную полосу с убранным шасси и остановился около 360 м до конца ВПП.
17.09.2016 YL-BAI Рига 0/н.д. При посадке не вышло переднее шасси.
23.02.2017 G-JECP Амстердам 0/н.д. Грубая посадка с полувыпущенными шасси.
10.01.2018 SP-EQG Варшава 0/н.д. При посадке не вышло переднее шасси.
12.03.2018 S2-AGU Катманду 49/71 Разбился при посадке.
10.08.2018 N449QX Сиэтл 1/1 Был угнан из аэропорта Сиэтла 29-летним механиком авиакомпании Horizon Air Ричардом Расселом из суицидальных побуждений. Самолёт рухнул на остров Кетрон[36][37].

Лётно-технические характеристики[ | ]

Пассажирский салон самолёта DHC-8-400 Кабина пилотов DHC-8-400 DHC-8-200 вид снизу

De Havilland Canada Dash 8

De Havilland Canada Dash 8

де Хэвиленд Канада Дэш 8 (англ. de Havilland Canada Dash 8 ) (также обозначается как DHC-8) двухмоторный турбовинтовой самолёт для линий средней протяжённости, выпущенный авиакомпанией de Havilland Canada (DHC) в 1984. В настоящее время производится авиакомпанией Bombardier Aerospace, которая выкупила DHC у авиакомпании Boeing в 1992. С 1996 года самолёт носит обозначение Q — серия от английского слова «тихий» (англ. quiet ), благодаря установленной системе активного шумоподавления (англ. Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system ), разработанной для снижения уровня шума в салоне самолёта и снижения вибрации до уровня турбореактивных авиалайнеров. Всего было построено более 800 самолётов всех модификаций. Авиакомпания Bombardier планирует до 2016 года построить 1192 самолёта серии Dash 8. [2]

Читайте также:
Карта Иерусалима, где находится Иерусалим на карте мира

Содержание

Модификации

DHC-8-100 Первая версия 37-40 местного пассажирского самолёта, введённая в эксплуатацию в 1984 году. Ранние экземпляры самолёта получили двигатели PW120A (сертифицирован CAA 13 декабря 1985); поздние — PW121 (сертифицированы CAA 22 февраля 1990), мощностью 1800 л.с. (1343 кВт). DHC-8M-100 Два самолёта для транспортной авиации Канады. CC-142 Военно-транспортная версия для ВВС Канады в Европе. CT-142 Учебно-тренировочная версия для обучения штурманов ВВС Канады. E-9A Патрульный самолёт ВВС США, используется для обеспечения учений в Мексиканском заливе. Два самолёта базируются на Tyndall AFB, Флорида.

DHC-8-200 Аналогичен серии 100, но с более мощными двигателями Pratt & Whitney Canada PW123, мощностью 2150 л.с. (1604 кВт), пассажировместимость от 37 до 39 человек. Q200 Модификация DHC-8-200 с системой активного шумоподавления (Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system).

DHC-8-300 Удлинённая на 3,43 м версия, 50-56 местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 1989. Вооружался двигателями PW123 или PW123B или PW123E, мощностью 2500 л.с. (1,865 кВт). DHC-8-300A Модификация DHC-8-300 с увеличенной полезной нагрузкой. Q300 Модификация DHC-8-300 с системой активного шумоподавления (ANVS).

Q400 Увеличенная модификация, 70-78 местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 2000 году. Крейсерская скорость на 140 км/ч быстрее, чем у предыдущих версий, и составляет 585 км/ч. Самолёт оснащён двигателями PW150A, максимальной мощностью 5071 л.с. (3783 кВт)(крейсерская мощность 4850 л.с. (3618 кВт)). Практический потолок составляет 7600 м для стандартных вариантов; для самолётов, оснащённых выпадающими кислородными масками пассажиров, потолок составляет 8200 м. Все самолёты модификации Q400 имеют систему активного шумоподавления (ANVS). Q400 NextGen Модификация Q400 с улучшенным салоном, освещением, иллюминаторами, верхней багажной полкой и с уменьшенными расходом топлива и стоимостью обслуживания. Q400-MR Морская бомбардировочная модификация Q400 для French Sécurité Civile.

Лётно-технические характеристики

Q200 [3] Q300 [4] Q400 [5]
Начало эксплуатации 1995 1989 2000
Технические характеристики
Экипаж 2 человека
Типовая пассажировместимость 37 (один класс) 50 (один класс) 70 (один класс)
Пассажировместимость 37-39 50-56 68-78
Длина 22,25 м 25,68 м 32,81 м
Высота 7,49 м 7,49 м 8,3 м
Диаметр фюзеляжа 2,69 м
Размах крыла 25,89 м 27,43 м 28,4 м
Площадь крыла 54,4 м² 56,2 м² 63,1 м²
Масса пустого 10483 кг 11791 кг 17185 кг
Масса самолёта без топлива 14696 кг 17917 кг 25855 кг
Максимальная взлётная масса 16466 кг 19505 кг 29257 кг
Максимальная посадочная масса 15649 кг 19051 кг 28009 кг
Масса полезной нагрузки 3407 кг 5138 кг 8670 кг
Запас топлива 3160 л 6526 л
Двигатели 2× PW123C/D 2× PW123B 2× PW150A
Габариты пассажирского салона
Максимальная ширина салона 2,03 м
Длина салона 9,1 м 12,6 м 18,8 м
Лётные характеристики
Крейсерская скорость 537 км/ч 528 км/ч 667 км/ч
Практическая дальность
с типовой коммерческий нагрузкой
1713 км 1558 км 2522км
Практическая дальность
с LR баками
н/д 2034 км н/д
Длина пробега
с максимальной взлётной массой
1000 м 1178 м 1402 м
Практический потолок 7620 м 8230 м

Потери самолетов

Всего по состоянию на 27 ноября 2009 года было потеряно 9 самолетов типа DHC-8 [6]

Все о самолетах. Bombardier

Описание и характеристики самолетов: DHC-6 Twin Otter, Bombardier Dash 8 Q100/200, Bombardier Dash 8 Q300, Bombardier Dash 8 Q400, Bombardier CRJ-100/200, Bombardier CRJ-700, Bombardier CRJ-900, Bombardier CRJ-1000, Bombardier CS100, Bombardier CS100ER, Bombardier CS300, Bombardier CS300ER.

DHC-6 Twin Otter – турбовинтовой региональный самолет, созданный канадской компанией de Havilland Canada.

В 1963 году, компания de Havilland Canada (DHC) приступила к разработке 20-местного самолета, который мог бы совершать полёты в сложных погодных условиях, а также взлетать и совершать посадку на неподготовленные аэродромы.

В начале 1965 года был построен первый DHC-6, и в мае этого же года он совершил первый полёт.

Поскольку самолет обладал необходимыми качествами для эксплуатации в труднодоступных районах, местные авиакомпании проявили к нему значительный интерес.

Салон DHC-6 оборудован современной системой кондиционирования и крупными иллюминаторами. Пассажирские кресла располагаются в конфигурации 1+2

DHC-6 может взять на борт до 20 пассажиров и перевезти их на расстояние до 1,705 км.

Серийное производство самолета продолжалось до 1988 года. В 2007 году крупная канадская компания Viking Air приобрела права на выпуск DHC-6 Twin Otter, и с 2010 года производство самолета было возобновлено.

Схема салона DHC-6 Twin Otter:

Технические характеристики:

Код ICAO: DHC6
Экипаж: 1-2 человека
Длина: 15,77 м
Размах крыла: 19,8 м
Максимальная вместимость: 20 пассажиров
Максимальный взлётный вес: 5,670 кг
Крейсерская скорость: 330 км/ч
Дальность полёта: 1,705 км

Bombardier Dash 8 Q100/200.

Bombardier Dash 8 Q100/200 – среднемагистральный турбовинтовой самолет, базовый представитель семейства Bombardier Q Series.

Изначально, Dash 8-100 был спроектирован компанией de Havilland Canada, и назывался DHC-8 Dash 8. Разработка самолета началась в 1980 году. Первый полёт состоялся в 1983 году.

Читайте также:
Фото Измайловского Кремля (31 фото)

Dash 8 мгновенно зарекомендовал доверие авиакомпаний, как надежный и экономичный лайнер. В 1992 году, лицензию на производство самолета приобрела компания Bombardier, которая на основе Dash 8-100 создала целую серию самолетов под названием Q Series.

Салон Dash 8-100 довольно просторный и оборудован вместительными багажными полками. Пассажирские кресла расположены в конфигурации 2+2.

Dash 8-100 может взять на борт 39 человек и перевезти их на расстояние до 1,889 км.

Производство Dash 8-100 завершилось в 2005 году. Всего было выпущено 299 самолётов.

Продолжением серии стали Bombardier Q300 и Bombardier Q400.

Схема салона Bombardier Dash 8 Q100/200:

Технические характеристики:

Код ICAO: DH8A
Экипаж: 2 человека
Длина: 22,25 м
Размах крыла: 25,89 м
Максимальная вместимость: 39 пассажиров
Максимальный взлётный вес: 16,470 кг
Крейсерская скорость: 500 км/ч
Дальность полёта: 1,889 км

Bombardier Dash 8 Q300.

Bombardier Dash 8 Q300 – региональный турбовинтовой самолет, представитель семейства Bombardier Q Series.

Bombardier Dash 8 Q300 является удлинённой на 3,43 м модификацией Dash 8-Q100. Первый полет лайнер совершил в мае 1987 года. Серийное производство началось в 1989 году.

Салон Dash 8 Q300 довольно просторный и оборудован вместительными багажными полками. Пассажирские кресла расположены в конфигурации 2+2.

Лайнер может взять на борт 50 человек и перевезти их на расстояние 1,558 км.

Самолеты семейства Q Series зарекомендовали себя как надежные и экономичные. Производство серии Q300 завершилось в 2009 году. Всего было выпущено 267 лайнеров. Дальнейшим развитием конструкции стал Dash 8 Q400.

Схема салона Bombardier Q300:

Технические характеристики:

Код ICAO: DH8C
Экипаж: 2 человека
Длина: 25,68 м
Размах крыла: 27,43 м
Максимальная вместимость: 50 пассажиров
Максимальный взлётный вес: 19,505 кг
Крейсерская скорость: 528 км/ч
Дальность полёта: 1,558 км

Bombardier Dash 8 Q400.

Bombardier Dash 8 Q400 – среднемагистральный турбовинтовой самолет, представитель семейства Bombardier Q Series.

На сегодняшний день, Dash 8 Q400 является самым длинным и вместительным самолетом в семействе Bombardier Q Series. Коммерческая эксплуатация лайнера началась в 1996 году.

Dash 8 Q400 является одним из самых быстрых турбовинтовых самолетов в своём классе, его крейсерская скорость – 667 км/ч.

Салон Dash 8 Q400 тихий, просторный и оборудован вместительными багажными полками. Пассажирские кресла расположены в конфигурации 2+2.

Самолет может взять на борт 78 человек и перевезти их на расстояние до 2,522 км.

Лайнеры семейства Q Series зарекомендовали себя как надежные и экономичные. Производство серии Q400 продолжается.

Схема салона Bombardier Q400:

Технические характеристики:

Код ICAO: DH8D
Экипаж: 2 человека
Длина: 32,81 м
Размах крыла: 28,4 м
Максимальная вместимость: 78 пассажиров
Максимальный взлётный вес: 29,257 кг
Крейсерская скорость: 667 км/ч
Дальность полёта: 2,522 км

Bombardier CRJ 100/200.

Bombardier CRJ 100/200 – семейство канадских региональных самолетов, выпускавшихся с 1991 по 2012 годы.

Разработка первых лайнеров серии CRJ началась в 1989 году. Первый полёт опытного CRJ-100 состоялся в мае 1991 года.

Модели CRJ-100 и CRJ-200 отличаются друг от друга только типом двигателей, в остальном это одинаковые самолеты. У обоих моделей существуют модификации, которые отличаются друг от друга дальностью полёта (см. технические характеристики).

Салон Bombardier CRJ 100/200 обладает всеми качествами комфорта современного регионального лайнера. Пассажирские кресла расположены по схеме 2+2.

Самолет способен перевезти до 50 пассажиров на расстояние до 3,710 км.

На сегодняшний день, производство лайнеров прекращено. Всего было выпущено 1,054 машины. Продолжением семейства стали модели CRJ 700, CRJ 900, CRJ 1000.

Схема салона Bombardier CRJ 100/200:

Технические характеристики:

Код ICAO: CRJ1
Экипаж: 2 человека
Длина: 26,77 м
Размах крыла: 21,21 м
Максимальная вместимость: 50 пассажиров
Максимальный взлётный вес: 24,041 кг
Крейсерская скорость: 786 км/ч (0,78 M)
Дальность полёта: 3,000 км (ER), 3,713 км (LR)

Bombardier CRJ 700 – среднемагистральный региональный самолет, построенный канадской компанией Bombardier Canadair Regional Jet.

Bombardier CRJ 700 был разработан на основе успешной модели CRJ 100/200. От своего предшественника он отличается длиной, вместимостью, а также новым крылом и более совершенной конструкцией фюзеляжа.

Проектные работы по созданию самолета начались в 1995 году. Первый полёт лайнер совершил в мае 1999 года.

Салон Bombardier CRJ 700 оборудован современными системами кондиционирования, освещения, звукоизоляции, а также вместительными багажными полками. Пассажирские кресла расположены по схеме 2+2.

CRJ 700 способен взять на борт 78 пассажиров и перевезти их на расстояние до 3,708 км.

Лайнеры семейства CRJ зарекомендовали себя как надежные и экономичные. В дальнейшем на основе CRJ-700 был создан CRJ-900.

Основными конкурентами самолета являются: АН-148, Embraer 170, Fokker 70, BAe 146.

Схема салона Bombardier CRJ 700:

Технические характеристики:

Код ICAO: CRJ7
Экипаж: 2 человека
Длина: 32,51 м
Размах крыла: 23,24 м
Максимальная вместимость: 78 пассажиров
Максимальный взлётный вес: 34,926 кг
Крейсерская скорость: 829 км/ч (0,78 M)
Дальность полёта: 2,656 км, 3,208 км (ER), 3,708 км (LR)

Bombardier CRJ 900 – среднемагистральный региональный самолет, созданный канадской компанией Bombardier Canadair Regional Jet.

Читайте также:
Как лучше всего добраться из Барселоны в Лиссабон

CRJ 900 – является удлинённой на на 3,9 м модификацией CRJ 700. Первый полёт лайнер совершил в феврале 2001 года.

В 2007 году началась разработка нового поколения лайнеров CRJ 900 NextGen. От своего предшественника они отличаются более совершенной конструкцией фюзеляжа, новым крылом, и улучшенным интерьером салона.

Салон Bombardier CRJ 900 оборудован современными системами кондиционирования, освещения, звукоизоляции, а также вместительными багажными полками. Пассажирские кресла расположены по схеме 2+2.

CRJ 900 может взять на борт 90 пассажиров, и перевезти их на расстояние до 3,385 км.

Лайнеры семейства CRJ зарекомендовали себя как комфортные надежные и экономичные. В дальнейшем на основе CRJ-900 была разработана самая длинная модель в семействе CRJ-1000.

Основными конкурентами самолета являются: АН-148, Embraer 175, Fokker 70, BAe 146, Sukhoi Superjet 100.

Схема салона Bombardier CRJ 900:

Технические характеристики:

Код ICAO: CRJ9
Экипаж: 2 человека
Длина: 36,4 м
Размах крыла: 24,85 м
Максимальная вместимость: 90 пассажиров
Максимальный взлётный вес: 38,330 кг
Крейсерская скорость: 850км/ч (0,80 M)
Дальность полёта: 2,500 км, 2,950 км (ER), 3,385 км (LR)

Bombardier CRJ 1000 – среднемагистральный пассажирский самолет, построенный канадской компанией Bombardier Canadair Regional Jet. Является самым длинным и вместительным самолетом в семействе CRJ.

Разработка самолета началась в 2007 году. За основу была взята предыдущая модель – CRJ 900. Первый полёт лайнера состоялся в июле 2009 года.

CRJ 1000 может взять на борт до 104 пассажиров, и перевезти их на расстояние до 2,843 км.

Bombardier CRJ 1000 получил новый интерьер (в рамках семейства NextGen), который оборудован современными системами кондиционирования, освещения, звукоизоляции, а также вместительными багажными полками. Пассажирские кресла расположены по схеме 2+2.

Лайнеры семейства CRJ зарекомендовали себя как комфортные надежные и экономичные.

Основными конкурентами самолета являются: Airbus A318, Boeing 737-600, Sukhoi Superjet 100, АН-148, Embraer E-190.

Схема салона Bombardier Bombardier CRJ 1000:

Технические характеристики:

Код ICAO: CRJX
Экипаж: 2 человека
Длина: 39,13 м
Размах крыла: 26,18 м
Максимальная вместимость: 104 пассажиров
Максимальный взлётный вес: 41,640 кг
Крейсерская скорость: 827 км/ч (0,78 M)
Дальность полёта: 2,491 км, 2,843 км (ER)

Bombardier CSeries – семейство узкофюзеляжных двухдвигательных реактивных пассажирских самолетов. Разрабатывается канадской компанией Bombardier. Начало поставок планируется в 2015 году.

История CSeries

В конце 1990-хх годов Bombardier инициировал проект BRJX (Bombardier Regional Jet eXpansion). Новый проект предполагал создание самолетов большей вместимости, чем CRJ с компоновкой 3 + 2 и более широким фюзеляжем. Проект, тем не менее, был отложен в пользу увеличения самолетов семейства CRJ.

К середине первого десятилетия XXI века проект был реанимирован из-за появления на рынке более крупных лайнеров Embraer E195. Bombardier должен был предложить свой продукт.

В 2005 году Совет Директоров Bombardier утвердил проект создания двух лайнеров: С110 вместимостью 100-125 пассажиров и С130 вместимостью 120-145 пассажиров. Самолеты должны были оснащаться новейшими двигателями и созданными на основе продвинутых технологий композитных материалов аналогично с Boeing 787 и Airbus A350.

В том же году Bombardier заключила соглашения о поддержке программы CSeries с правительствами Канады и Великобритании, которые предоставили налоговые послабления и субсидии. Общая стоимость проекта оценивалась в 3,5 миллиарда долларов.

Фюзеляжи самолетов будут производиться на мощностях китайской корпорации AVIC, составные части поставляться из Белфаста, Северная Ирландия, а окончательная сборка осуществляться в Квебеке, Канада.

Не смотря на техническую продвинутость самолет не смог набрать достаточного количества заказов. В 2006 году проект CSeries был заморожен.

Перезапуск программы

Заморозка была недолгой. Уже в 2007 году Bombardier перезапустила программу. На авиасалоне в Фарнборо в 2008 году первый большой заказ Bombardier получила от Lufthansa (30 самолетов + 30 опционов).

CSeries занимает нишу рынка 100-149-местных коммерческих лайнеров, который был оценен Bombardier в 19 тысяч самолетов или 250 миллиардов долларов на 20 лет. Канадцы претендуют на половину этого рынка.

В 2009 году Bombardier переименовал модели С110 и С130 в ныне актуальные названия CS100 и CS300. Самолеты будут выпускаться в обычных вариантах и вариантах с увеличенной дальностью (ER), так же предлагается создание версии (XT) – модели CS300 с двигателями увеличенной тяги.

После перезапуска в 2007 году Bombardier заявила, что силовой установкой новых самолетов станет двигатель Pratt&Whitney PW1000G – эксклюзивный двигатель для CSeries. Самолеты будут оснащаться авионикой Rockwell Collins Pro Line с 15-дюймовыми дисплеями.

Фюзеляж выполнен из композиционных материалов: 46% массы самолета из композитов и 24% из алюминиево-литиевого сплава, что позволяет снизить на 15% расходы на эксплуатацию.

В эксплуатацию самолет планируется вывести в 2015 году. Стоимость на 2014 год оценивается в 4,4 миллиарда долларов. Тестирование проходят 4 прототипа. Самолеты моделей CS100 и CS300 имеют портфель заказов общим объемом более 200 единиц.

Технические характеристики Bombardier CSeries:

Самолет Бомбардье Дэш 8 — Bombardier Q Series

Описание

Bombardier Q400 — это, без преувеличения, самый современный в мире турбовинтовой двухмоторный самолет. Он поступил в эксплуатацию в 2000 году. К этому времени летательными аппаратами данной модели перевезено около 400 миллионов пассажиров по всему миру. Кстати, воздушное судно обладает одним из самых высоких в истории авиации уровней надежности.

Читайте также:
Туризм, иммиграция и жизнь в Польше: обучение, транспорт

Фото Bombardier Q400 впечатляет изяществом линий и гармоничными пропорциями машины. Салон удобный, с каждой стороны установлены по два ряда эргономичных кресел с подголовниками. Фирменными чертами Dash-8-400 являются экономичность, низкая экологическая нагрузка на окружающую среду и высокий акустический комфорт пассажиров.

Канадская De Havilland поставила первый Dash 8-400

Казахстанская региональная авиакомпания Qazaq Air получила новый самолет De Havilland Canada Dash 8-400 (ранее известный как Bombardier Q400 NextGen) с бортовым номером P4-AIR (заводской серийный номер MSN 4598). Это уже пятый самолет данной модели в парке компании, однако для производителя — De Havilland Aircraft of Canada Limited (дочерняя компания канадской Viking Air) передача этой машины стала первой поставкой Dash 8-400 после покупки этой программы у Bombardier.

«В этот прекрасный день мы рады передать авиакомпании Qazaq Air первый региональный лайнер Dash 8-400 под брендом De Havilland Canada, — сказал исполнительный директор De Havilland Canada Тодд Янг. — Мы с гордостью продолжим развивать производство и будем осуществлять послепродажное обслуживание самолетов серии Dash 8/Q».

Отметим, что компания Bombardier приобрела de Havilland Canada в 1992 г. и четыре года спустя переименовала турбовинтовые самолеты DHC-8 в QSeries (от английского слова quite — тихий). В конце прошлого года канадский авиапроизводитель объявил о продаже самой последней модификации этой серии Q400 Dash-8 местной Longview Aviation Capital Corporation, головной организации Viking Air. В начале этого года стало известно, что самолету вернут оригинальное название — de Havilland. Для этого в провинции Онтарио было зарегистрировано новое юридическое лицо — de De Havilland Aircraft of Canada Limited.

Сама же Viking Air занимается также послепродажным обслуживанием всех самолетов de Havilland, снятых с производства — от DHC-1 Chipmunk до DHC-7, и производит DHC-6 Twin Otter в новой модификации Series 400.

Как отметили в Qazaq Air, полученный борт начнет выполнять рейсы с июля текущего года из столицы Казахстана — Нур-Султан. Предыдущий, четвертый самолет ] получила[/anchor] в апреле этого года. Благодаря расширению парка Qazaq Air планирует открыть новые авиарейсы из Нур-Султана в Атырау и Усть-Каменогорск с 7 и 10 июля соответственно.

«Мы планируем перевезти более 500 тыс. пасс. в течение года. Это станет возможным благодаря не только новым самолетам, но и сертификату IOSA, который был получен авиакомпанией в прошлом году. Таким образом, подтвердив свое соответствие международным стандартам эксплуатационной безопасности, Qazaq Air планирует начать осуществление регулярных международных перелетов в близлежащие страны Центральной Азии, в Российскую Федерацию», — рассказывал ранее ATO.ru директор коммерческого департамента Qazaq Air Адель Даулетбек.

Двигатели

Имея почти в два раза больше лошадиных сил, чем у обычных турбовинтовых силовых установок, PW150A мощностью 3781 кВт является самым современным коммерческим двигателем с турбовинтовой системой, доступным сегодня. Он позволяет удерживать крейсерскую скорость на уровне 667 км/час, что на 100-160 км/час больше, чем у существующих конкурентов.

Благодаря цифровому электронному контролю с полным управлением (FADEC), централизованной диагностике, низкому расходу топлива и выбросам мотор позволяет самолетам Q400 нести значительно более низкие эксплуатационные расходы. Самолет Bombardier Q400 оснащен шестилопастными, полностью композитными пропеллерами Dowty, которые обеспечивают большую тягу и создают меньше шума, чем пропеллеры, вращающиеся с более высокими оборотами.

Преимущества композитного пропеллера:

  • высокая устойчивость к усталости материалов;
  • низкий вес при сохранении высокой прочности;
  • отсутствие коррозии;
  • устойчивость к повреждениям, легко ремонтируется;
  • быстрая замена лопастей по системе On-hub;
  • система сбора данных NVS.

Лётно-технические характеристики

Q200[2] Q300[3] Q400[4]
Начало эксплуатации 1995 1989 2000
Технические характеристики
Экипаж 2 человека
Типовая пассажировместимость 37 (один класс) 50 (один класс) 70 (один класс)
Пассажировместимость 37-39 50-56 50-90
Длина 22,25 м 25,68 м 32,81 м
Высота 7,49 м 7,49 м 8,3 м
Диаметр фюзеляжа 2,69 м
Размах крыла 25,89 м 27,43 м 28,4 м
Площадь крыла 54,4 м² 56,2 м² 63,1 м²
Масса снаряжённого 10483 кг 11791 кг 17185 кг
Масса самолёта без топлива 14696 кг 17917 кг 25855 кг
Максимальная взлётная масса 16466 кг 19505 кг 29257 кг
Максимальная посадочная масса 15649 кг 19051 кг 28009 кг
Масса коммерческой нагрузки с полным запасом топлива 3407 кг 5138 кг 8670 кг
Запас топлива 3160 л 6526 л
Двигатели 2× PW123C/D 2× PW123B 2× PW150A
Габариты пассажирского салона
Максимальная ширина салона 2,03 м
Длина салона 9,1 м 12,6 м 18,8 м
Лётные характеристики
Крейсерская скорость 537 км/ч 528 км/ч 556 км/час
Практическая дальность с типовой коммерческий нагрузкой 1713 км 1558 км 2040 км
Практическая дальность с LR баками н/д 2034 км 2522 км
Длина разбега с максимальной взлётной массой 1000 м 1178 м 1402 м
Практический потолок 7620 м 8230 м
Читайте также:
Туризм, иммиграция и жизнь в Польше: обучение, транспорт

Авионика

В кабине самолета Bombardier Q400 имеется усовершенствованный комплект авионики от Thales. С меньшим весом и меньшим количеством деталей 5-экранная кабинка с жидкокристаллическим дисплеем предлагает пилотам более высокую ситуационную осведомленность и гибкость, чем старые авиационные технологии.

В комплект авионики Dash-8 также входит централизованная диагностическая система, которая помогает пилотам и механикам быстро решать проблемы. Модульная конструкция упрощает замену поврежденных элементов и позволяет подключать дополнительные устройства.

Комплекс оборудования включает:

  • пятиэкранную приборную панель Thales V810 с высококонтрастными мониторами EFIS/EICAS;
  • один или два комплекта авионики UNS-1E FMS;
  • систему предупреждения о воздушном движении и предотвращения столкновений (TCAS) v7.1;
  • приборные модули VNAV, RNP AR, SBAS/WAAS LPV, MicroQAR, HGS, ACARS, EGPWS, ADS-B Out, EFB Class 2.

Система шумоподавления

Безусловно, гордостью канадских авиационных инженеров является разработанная ими высокоэффективная система активного подавления вибраций и шума ANVS (Active Noise and Vibration Suppression), издаваемого турбовинтовыми двигателями. В результате уровень акустического комфорта в салоне Bombardier Q400 сопоставим с таковым в реактивных самолетах. По этой причине серию и назвали «Q» (Quiet), что переводится как «тихий».

Конструкторы потратили несколько лет на разработку данной системы. За основу взяты технологии поглощения вибрационных колебаний, используемых на подводных лодках. Исследования показали, что больше всего шума создается в результате вибрации фюзеляжа самолета, возникающей вследствие импульсов давления, посылаемых пропеллерами на внешнюю поверхность летательного аппарата. Решение кроется в том, чтобы встроить в корпус специальные устройства, которые начинают испускать вибрации в противофазе для противодействия начальным колебаниям. Расчет значений противодействия определяется бортовым компьютером на основе данных многочисленных датчиков в реальном времени. То есть изменение характеристик работы двигателей мгновенно приводит к изменениям параметров системы противодействия. В результате акустический фон в салоне остается комфортным на всем протяжении полета, в том числе при взлетах и посадках.

Возможно, система не идеальна. Пассажиры иногда жалуются на периодически возникающий шум в салоне либо вибрацию пола. Но в любом случае это лучший комплекс шумоподавления для винтовых самолетов, существующий на сегодняшний день.

Характеристики Bombardier Dash-8 Q400

Модель обладает следующими техническими характеристиками:

  • длина – 32,8 м;
  • высота – 8,4 м;
  • ширина – 2,69 м;
  • размах крыла – 28,4 м;
  • масса (снаряженная) – 17,1 т;
  • максимальная пассажировместимость – 70-90 человек;
  • экипаж – 2 человека;
  • скорость крейсерская – 556-667 км/час;
  • высота полета – до 8229 м.

Технические и летные характеристики

Самолет Dash 8-Q400 является двухдвигательным турбовинтовым самолетом для местных перевозок.

Партнером канадской авиакомпании является японский концерн Мицубиси. На площадках фирмы собирались комплектующие части оперения хвоста и фюзеляж.

Новый лайнер удлинили почти на 6 метров, по сравнению с предыдущей версией. Для этого расширили панели фюзеляжа впереди и сзади крыла. Размах его также увеличен, плюс упрочненные шасси.

Линейка самолетов Q Series в переводе означает «тихий». Это название получено, благодаря разработанной системе активного подавления шума и вибрации. Такими установками оснащены все самолеты серии. Что практически позволяет сравнивать эти машины с самолетами, оснащенными турбореактивными моторами.

Силовых установок PW150A на самолете имеется 2 штуки. Скорость лайнера увеличена почти до 700 км/час.

  • Размах крыла самолета Dash 8-Q400 – 28,4 метра
  • Высота машины – 8,30 метра
  • Длина модели – 32Ю81 метра
  • Силовые установки – 2 мотора PW150A
  • Скорость парения – 556 км/час
  • Высота полета, потолок – 8230 километров
  • Диаметр (охват) фюзеляжа – 2,69 метра
  • Длина салона самолета – 18,8 метра
  • Экипаж – 2 пилота
  • Пассажировместимость – 70 человек в одном классе
  • Вес при взлете – 29257 килограммов
  • Длина ВПП, необходимая для разбега 1402 метра

Модификации

Серия Q-400 включает следующие модификации:

  • DHC-8-400. Первая модификация, производимая с 1999 года. Максимальная вместимость – 68 человек.
  • DHC-8-401. Модель того же года, отличается чуть большей вместимостью – 70 пассажиров.
  • DHC-8-402 (1999), 78 человек.
  • Q-400. Улучшенная пассажирская версия вместимостью 70-78 человек, введенная в эксплуатацию в 2000 году. Максимальная рабочая высота составляет 7600 м для стандартной версии, хотя предлагается модификация с раскрывающимися кислородными масками, что увеличивает рабочую высоту до 8200 м. Все борта включают систему ANVS.
  • Q400 NextGen. Версия с обновленными кабинами, освещением, иллюминаторами, шасси, а также увеличенной экономичностью. Вариант Extra Capacity вмещает до 86 пассажиров. В 2022 году Bombardier начал предлагать Q400 NextGen в варианте с высокой плотностью – до 90 человек.
  • Q400-МР. Пожарный танкер. Может транспортировать 10 000 литров воды или пенного раствора.
  • DHC-8 MPA-D8. Морское патрульное воздушное судно.
  • DHC-8-402PF. Грузовое судно грузоподъемностью 9 т.
  • Q400CC. Комбинированное грузопассажирское судно включает 50 сидений и отсек на 3720 кг полезной нагрузки. Выпускается с 2015 года.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: