Что полезного можно купить в Дьюти фри в Чехии

Как работают магазины дьюти-фри и правда ли в них дешево

Узнайте, как работают дьюти-фри, или сразу пролистайте к сравнению цен в аэропортовых беспошлинных и обычных магазинах.

Как работают магазины дьюти-фри

Дьюти-фри — это режим торговли, при котором товары продаются без уплаты акцизов, пошлин и части налогов при условии вывоза покупки за границу.

Идея в том, что турист вправе не платить некоторые национальные налоги и пошлины, которые заложены в стоимость товара. Поэтому он покупает в дьюти-фри, к примеру, бутылку виски без акцизных марок, НДС и импортных пошлин и ввозит ее в другое государство как частное лицо. Если порог беспошлинного ввоза не превышен, то на таможне он не заполняет декларацию и ничего не платит.

От каких именно налогов и сборов освобождены товары в дьюти-фри, зависит от правил страны, к которой принадлежит магазин. Это одна из причин, почему цены в разных дьюти-фри отличаются.

Где находятся магазины Duty Free

Магазины дьюти-фри есть в большинстве международных аэропортов в зоне после паспортного и таможенного контроля. Иногда бывают и на входе в аэропорт, но покупать там можно только при наличии билета. На наземном КПП, вокзале или в морском порту у вас тоже есть шансы заскочить в магазин, где продаются конфеты и духи без налогов и пошлин.

Дьюти-фри по прилете встречаются реже, но количество таких мест растет. Магазины беспошлинной торговли для прилетевших пассажиров есть, например, в Стамбуле, Хургаде, Сингапуре, Сеуле, Лондоне, Пекине, Цюрихе и Осло. В России дьюти-фри в зонах прилета уже открылись в Москве (Шереметьево, Внуково), Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Казани и Ростове-на-Дону.

Бывают и совсем приятные исключения:

  • На Филиппинах есть целый беспошлинный молл в километре от аэропорта Манилы: за покупками можно приехать в течение 48 часов после прилета, сохранив посадочный талон.
  • В Таиланде в магазинах сети King Power можно без спешки выбрать все что хотите прямо в городе и забрать покупки в аэропорту.

Почему в дьюти-фри разные цены

Цены на один и тот же товар в разных дьюти-фри-магазинах могут отличаться в полтора–два раза. И совершенно не факт, что шоколадка в дьюти-фри будет дешевле, чем в магазине у дома.

Почему так происходит?

Во-первых, продавец освобождается не от всех налогов, а только от их части. Остаются, например, страховые взносы, налоги на прибыль и имущество. Сколько конкретно налогов и пошлин «зашито» в цену товара, зависит от правил страны.

В шенгенских странах в аэропортовых дьюти-фри на некоторые товары бывают разные цены: для вылетающих за пределы Шенгена и для тех, у кого внутренний рейс.

Во-вторых, в стоимость товаров включаются расходы на зарплаты сотрудников, доставку товаров, лицензию на право беспошлинной торговли и куча других вещей. Всю разницу в налогах запросто может «съесть» дорогая аренда торговых площадей в аэропорту.

В-третьих, дьюти-фри, как и обычные магазины, вправе устанавливать цены по своему вкусу.

Большинство магазинов беспошлинной торговли принадлежат нескольким крупным сетям, в том числе Dufry, Lotte Duty Free, The Shilla Duty Free, China Duty Free Group, Lagardère Travel Retail, Gebr Heinemann и DFS Group.

Выгодно ли покупать в дьюти-фри

Считается, что в дьюти-фри дешевле покупать алкоголь и табак, потому что из цены вычитаются высокие акцизы. Парфюм, косметику, сувениры, сладости — наоборот, как говорят, не выгодно. Но общие советы — это ерунда.

Чтобы воспользоваться Duty Free с гарантированной выгодой для себя, перед поездкой устройте небольшое исследование. Зайдите на сайты дьюти-фри тех аэропортов, через которые собираетесь лететь, и сравните цены на нужные товары. Потом проверьте, сколько то же самое стоит в обычных магазинах. Например:

  • Вы возвращаетесь в Москву из Сеула и хотите купить туалетную воду Fahrenheit. Срочно передумайте, потому что в Корее она стоит 94 €, а в московских интернет-магазинах — от 67 €.
  • Бельгийский шоколад Neuhaus выгоднее купить в аэропорту Брюсселя за 10,4 €, чем в фирменном магазине за 12 €.
  • Порой доходит до абсурда: в дьюти-фри Хитроу скотч Johnnie Walker Blue Label King George V стоит 485 €, а в дьюти-фри Домодедово — 405 €. Шотландский виски в России дешевле, чем в Британии.

Правила провоза покупок Duty Free

Чтобы без проблем довезти коробки с конфетами и бутылки с ликером домой, нужно учесть два аспекта: требования к ручной клади и таможенные правила.

Дьюти-фри в ручной клади

  • Все, что вы берете с собой в самолет, должно соответствовать нормам ручной клади авиакомпаний. К примеру, на борт «Аэрофлота» разрешают взять один запечатанный пакет дьюти-фри габаритами 115 см по сумме трех измерений.
  • Алкоголь и парфюм в бутылках больше 100 мл покупайте после контроля безопасности, чтобы не попасть под правило о жидкостях в ручной клади. Если не устояли при входе в аэропорт, придется сдавать в багаж.
  • На рейсах с пересадками заходите в дьюти-фри перед последним перелетом.
  • Не пейте алкоголь из дьюти-фри на борту. По правилам, пакеты Duty Free должны оставаться запечатанными до выхода в город в конечном аэропорту.

Покупки дьюти-фри на таможне

  • Узнайте, сколько алкоголя и табака можно без пошлин ввозить в страну, в которую вы прилетаете. К примеру, в Россию можно беспошлинно ввезти 3 литра алкоголя. Максимально допустимый лимит ввоза алкоголя в Россию — 5 литров, из которых за два придется заплатить пошлину по 10 € за литр.
  • Если покупки не превышают лимит беспошлинного ввоза, то на таможне проходите через зеленый коридор. Если по правилам вы должны заплатить пошлину, то придется заполнить таможенную декларацию и пройти через красный коридор.
  • Не покупайте в дьюти-фри больше, чем в принципе разрешено ввозить в страну (например, пять блоков сигарет при перелете в Бангкок), иначе, скорее всего, придется заплатить штраф.

Сравнение цен товаров в магазинах дьюти-фри от Москвы до Японии

Мы составили список распространенных товаров — спиртного, сладостей и парфюмерии, — которые с большой долей вероятности можно встретить в любом дьюти-фри мира. Собрали цены на них в аэропортовых дьюти-фри разных стран, перевели из местных валют в евро и заодно сравнили с ценами в обычных российских магазинах. Цены актуальны на декабрь 2019 года.

Сравнение цен на спиртное в дьюти-фри

В сравнении цен в дьюти-фри участвовали вермут Martini Bianco и виски Jack Daniel’s Black Label.

Читайте также:
Где лучше жить в Барселоне иностранцу в 2022 году

Цены в дьюти-фри на алкоголь Martini Bianco, 1 литр

Цены в дьюти-фри и обычных магазинах меняются, но при сравнении в декабре 2019 года получилось, что москвичам выгоднее купить бутылочку Jack Daniel’s в Домодедове или в магазине в городе, чем в других дьюти-фри из нашего исследования.

Цены в дьюти-фри на алкоголь Jack Daniel’s Black Label, 0,5 л

Сравнение цен на парфюмерию в дьюти-фри

Мы выяснили, сколько в дьюти-фри стоят парфюмерная вода My Burberry и туалетная вода Paco Rabanne 1 Million.

Цены в дьюти-фри на парфюм My Burberry Eau de Parfum, 50 мл

Оказалось, что цена туалетной воды Paco Rabanne 1 Million в дьюти-фри Тель-Авива и Антальи отличается почти вдвое.

Цены в дьюти-фри на Paco Rabanne 1 Million eau de Toilette, 100 мл

Сладости

Мы сравнивали, сколько стоят конфеты Ferrero Rocher и негласный символ магазинов дьюти-фри — шоколад Toblerone в треугольной упаковке.

Цены в дьюти-фри на набор шоколадных конфет Ferrero Rocher, 375 г

Большая шоколадка «Тоблерон» в аэропорту Берлина обойдется в два раза дешевле, чем в аэропорту Мумбая.

Цены в дьюти-фри на шоколад Toblerone dark bar, 360 г

Однозначно назвать самые дорогие и самые дешевые дьюти-фри мира нельзя — слишком велика зависимость от конкретного набора товаров. В исследовании Скайсканера самыми дешевыми чаще других оказывались магазины в аэропортах Берлина, Осло и Лондона, самыми дорогими — Сингапур, Копенгаген, Анталья, Дубай и Абу-Даби. Москва попала в обе категории: что-то в столичном аэропорту Домодедово стоит дешевле, чем в других дьюти-фри, что-то дороже.

Выгодно ли покупать в дьюти-фри или лучше купить в городе либо в интернет-магазине — зависит от конкретного товара.

Официальные сайты магазинов Duty Free

У некоторых беспошлинных магазинов в аэропортах есть сайты с ценами. Скайсканер собрал ссылки на некоторые из них, чтобы вы еще до вылета могли проверить стоимость нужных товаров и решить, выгодно ли покупать их в дьюти-фри.

  • Казань, Иркутск, Москва (Домодедово, Жуковский), Самара в России, Саудовская Аравия, Баку (Азербайджан), Минск (Беларусь) — mydutyfree.net
  • Москва (Внуково, Шереметьево), Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды — regstaer.ru
  • Лондон, Эдинбург и еще два десятка аэропортов Великобритании — worlddutyfree.com
  • Нью-Йорк, Вашингтон, Майами и другие аэропорты США — dutyfreeexpress.com
  • Будапешт (Венгрия) и города Австрии и Германии — heinemann-dutyfree.com
  • Множество городов по всему миру — shopdutyfree.com
  • Осло — tax-free.no, Копенгаген — cph.dk, Дубай — dubaidutyfree.com, Абу-Даби — addf.ae, Тель-Авив — dutyfree.co.il, Токио — duty-free-japan.jp

Эти сайты могут пригодиться не только для сравнения цен, но и для экономии времени. Во многих дьюти-фри есть услуга предзаказа: вы выбираете нужные товары онлайн за несколько дней до вылета, а в аэропорту просто забираете свои покупки.

Другой способ не платить налоги с покупок за границей — вернуть их по системе Tax Free. Это когда вы сначала оплачиваете обычную стоимость товара, а потом в аэропорту вам возвращают сумму НДС. Читайте подробнее, как правильно воспользоваться системой Tax Free и сэкономить на шопинге за рубежом

Таможенные правила ввоза и вывоза продуктов и алкоголя из Чехии

Таможенные правила Чехии совпадают с требованиями других стран Европейского Союза. Имеются ограничения на транспортировку продуктов питания животного происхождения. За нарушение таможенных правил путешественникам грозят большие штрафы.

О правилах въезда в Чехию можно узнать пройдя по данной ссылке.

Основные ограничения ввоза товаров

В 2022 году беспошлинно на территорию Чехии можно ввозить следующее:

  • табачную продукцию. Если человек путешествует самолётом, то разрешённое количество сигарет – 200 штук, сигар – 50 штук, сигарилл – 100 штук, табака – 250 г. Если турист едет на поезде, или на автомобиле, то количество сигарет – 40 штук, табака – 50 г., сигарилл – 20 штук, сигар – 10 штук;
  • лекарственные средства. Путешественникам разрешается ввозить в страну только те лекарства, которые предназначаются для личного пользования. Каждое лекарство должно находиться в заводской упаковке. Если турист обязан принимать серьезные, сильнодействующие медикаменты, то при себе нужно иметь рецепт от лечащего врача. Он обязательно переводится на английский и заверяется у нотариуса;

Образец рецептурного бланка

Если человеку необходим приём наркотических препаратов, то без разрешения Департамента он имеет право перевозить только 1 упаковку. Разрешённый размер – не более 20 ед.

Правила ввоза собак и домашних животных

Туристам из России разрешён ввоз домашних животных – собак и кошек. Для транспортировки собаки или кошки нужно предоставить следующие документы:

    свидетельство из ветеринарной клиники (форма-1). Этот документ выписывается в районной клинике за 72 часа до отъезда. Для его получения нужно предоставить клеймо или чип питомца, а также ветпаспорт;

Бланк Ветеринарное свидетельство (форма № 1)

Международный сертификат формы 5А

Транспортировка растений

Цветы и другие растения ввозить разрешается только при наличии фитосанитарного сертификата. К ввозимым растениям следует отнести:

  • цитрусовые;
  • картофельные саженцы с почвой;
  • виноград;
  • боярышник;
  • яблоню;
  • айву;
  • рябину;
  • грушу.

Так выглядит фитосанитарный сертификат

В их отношении действуют следующие количественные ограничения:

  • торговые упаковки семян – 5 штук;
  • комнатные цветы – 5 штук;
  • цветочные луковицы – 2000 г;
  • срезанные цветы – 20 штук.

Ввозить в Чехию исчезающие виды растений можно только при наличии разрешения от CITES.

Продукты питания, которые нельзя ввозить

Согласно имеющемуся порядку, нельзя ввозить в Чехию продукцию животного происхождения:

  • молоко;
  • мясо;
  • кисломолочную продукцию;
  • яйца.

Специальные молочные смеси для детей ввозить можно. Но они должны быть завернуты в специальную заводскую упаковку.

В соответствии с решением комиссии Европейского Союза, в Чехию запрещается провозить любую продукцию, которая содержит элементы животного происхождения.

В список табуированных продуктов следует отнести:

  • шоколад (в составе имеется молоко);
  • пастилу, зефир (в составе имеются яйца);
  • кексы, пирожные (в составе имеются яйца и молоко).

Одновременно разрешается провозить продукцию растительного происхождения, а также рыбу и морепродукты. Они также должны находиться в неповрежденной заводской упаковке. Норма – 1 кг продуктов/1 человек.

На таможне нет дотошного досмотра багажа каждого путешественника. Поэтому многие туристы нарушают закон и провозят запрещенную продукцию. Это достаточно рискованная затея – если сотрудники таможенной службы обнаружат запрещённые товары, у туриста могут возникнуть проблемы с полицией. Вся запрещённая продукция будет конфискована.

Резюме: небольшой батон колбасы в багаже провезти можно, но если чемоданы будут заполнены едой, то неприятностей не избежать.

Ввоз денег

Декларировать деньги нужно в том случае, если общая сумма превышает 10,0 тыс. евро. Это касается:

  • наличных денег;
  • ценных бумаг;
  • чеков из банка;

Пример банковского чека (Bank check)

Так выглядит дорожный (тревел) чек

Если на руках у путешественника не будет этого документа, то при вывозе этой суммы могут возникнуть проблемы. Власти Европейского Союза активно борются с транспортировкой незаконных денежных средств.

При пересечении границы турист обязан доказать происхождение провозимой суммы, и подтвердить ее законность.

Произведения искусства

На территорию Чехии разрешается провозить предметы антиквариата и произведения искусства, которые представляют ценность:

  • историческую;
  • художественную;
  • культурную.

Это возможно только на фоне наличия специального заключения, которые подтверждают факт того, что такие вещи не относятся к предметам культурного наследия.

Пример справки, что вывозимый предмет не является культурным наследием

Документы из архива разрешается вывозить только по разрешению. Дополнительно нужно обязательно получить сертификат, который выдается в архиве. Обращаться нужно в тот архив, из которого была изъята документация.

Если путешественник желает провезти в страну вещи, которые относятся к культурному наследию той или иной страны, то ему необходимо запросить разрешение у Минкульта. На получение разрешения уходит от 1 до 4 недель.

На фоне отсутствия этого разрешения все предметы будут конфискованы, а к самому путешественнику будут применены очень жесткие санкции. В худшем случае он будет задержан полицией.

Что нельзя провозить

В 2022 году сохраняется запрет на транспортировку:

  • токсичных препаратов;
  • психотропных веществ;
  • наркотических препаратов.

Исключения составляют медикаменты, рекомендованные к применению лечащим врачом, и предназначенные исключительно для личного пользования.

Также запрещается провозить:

  • семена и растения. Это относится к подсолнечным и тыквенным семечкам, а также к кофейным зернам. Растворимый кофе везти можно;
  • порнографические материалы (это относится не только к дискам, но и к печатной продукции, а также к файлам, находящимся на электронных носителях);
  • антиквариат;
  • оружие и его элементы (ядерные, бактериологические, химические).

Запрет на транспортировку оружия относится к странам, которые решением Европейской Комиссии были отнесены к неблагополучным. В этот список входят Россия и Беларусь.

Что нельзя вывозить из Чехии

Из Чехии нельзя вывозить товары коммерческого предназначения. Также нельзя будет вывезти предметы антиквариата, которые представляют собой историческую ценность.

Категорически запрещены к вывозу редкие животные и растения.

Сколько литров пива и другого алкоголя можно вывезти в Россию

Нормы вывоза алкоголя выглядят так: до 3000 мл алкоголя на 1 человека. Разницы в том, крепкое ли это спиртное, или пиво, нет.

В Россию разрешен беспошлинный ввоз до 3000 мл спиртосодержащей продукции на каждого совершеннолетнего пассажира. Если человек провозит большее количество спиртного, ему предстоит доплатить за каждый литр по 10 евро.

Подробнее о ввозе алкоголя в Россию можно узнать пройдя по этой ссылке.

Многие везут из Чехии пиво и местный алкогольный напиток Becherovka.

Разные сорта Бехеровки

Дьюти-фри в Чехии

Для того чтобы попасть в дьюти-фри, необходимо иметь при себе загранпаспорт и посадочный талон. Эти документы официально подтверждают, что путешественник собирается покидать Чехию.

Часы работы таких магазинов подстраиваются под расписание аэровокзала. Дьюти-фри работает до тех пор, пока открыт аэропорт и пока там есть пассажиры.

График большинства магазинов стандартен: с 7 утра до 20:59. Один из магазинов в аэропорту всегда работает круглые сутки.

Выгоднее всего в магазинах Дьюти-фри приобретать следующее:

  • спиртосодержащую продукцию. Рекомендуется обращать внимание именно на чешское спиртное. Лучший выбор – «Бехеровка». Это настойка на травах, которая также способствует улучшению артериального давления;
  • парфюмерию. Стоимость нишевой парфюмерии, которая приобретается в магазинах Дьюти-фри, примерно на 22% ниже, чем в сетевых магазинах. Риск приобретения подделки исключен;
  • косметические средства. В чешских Дьюти-фри можно отыскать косметику всех известных производителей. Сотрудники магазинов формируют небольшие travel-сеты из косметики, что очень удобно. Цены в целом на 7-10% ниже, чем в специализированных магазинах.

Стоимость товаров зависит от расположения аэровокзала. Самым дорогим считается аэропорт Праги.

Duty-free в Праге

Такс фри

На возвращение такс фри можно рассчитывать, имея на руках чек с суммой покупок на 2,0 тыс.крон. Количество приобретенных товаров при этом никакой роли не играет.

Вернуть деньги за товары с небольшим сроком годности не получится.

Эта система распространяется только на:

  • сувениры;
  • одежду;
  • украшения;
  • обувь.

Паковать эти предметы не нужно, потому что сотрудники TAX REDUND попросят предъявить их на стойке.

Так выглядит стойка tax-free в Праге

Возврат денежных средств осуществляется в соответствии с текущим курсом – в евро или рублях. Выгоднее всего возвращать такс фри в кронах, поскольку это не предполагает конвертации.

Возвращение НДС занимает немало времени. Среднее время нахождения в очереди – 1 час. Если человек уезжает из Праги, то на ожидание может уйти до 4 часов. Размер возврата НДС на 2019 год – 15-21%.

Что привезти из Чехии

Из Чехии в Россию можно привезти:

    чешское пиво. Рекомендованные марки – Pilsner Urquell, Radegast, Velkopopovický Kozel;

Полка с косметикой фирмы manufaktura

Крепкий ликер Фернет Сток

Вафли из Карловых Вар

Упаковка сыра Hermelin

Богемское стекло в магазине Праги

Магазин кротика Кртек

Куклы-марионетки из Праги

Вывеска фирменного магазина KOH-I-NOOR в Праге

О чём следует помнить туристам

Памятка для туристов выглядит так:

  • если человек провозит большее количество сигарет, чем требуется, ему можно попросить о помощи других летящих с ним пассажиров. Они могут распределить сигареты между собой. После прохождения таможенного контроля они вернут табачную продукцию владельцу;
  • не следует испытывать судьбу, пытаясь провезти большое количество запрещенных продуктов. Найденная палка колбасы не грозит путешественнику никакими санкциями. Но если колбасой будут набиты чемоданы, проблем избежать не удастся;
  • провозить спиртосодержащую продукцию в ручной клади не рекомендуется. Алкоголь следует паковать в багаж. Если алкоголь был приобретен в Дьюти-фри, то его можно везти с собой. Но нарушать целостность упаковки нельзя;
  • если путешественник планирует вывезти или ввезти новые дорогостоящие товары, ему при себе следует иметь товарные чеки. Это поможет ему избежать недоразумений при прохождении таможенного контроля. Это относится ко всем ювелирным изделиям, а также к электронным приборам и к одежде.

Заключение

Если при прохождении контроля обнаружатся товары, которые подлежат обязательному декларированию, то путешественника могут оштрафовать. Сумма штрафа в некоторых случаях составляет 100% таможенного платежа.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

До того, как я начал активно летать и посещать аэропорты, мне казалось, что товары в Duty-free это практически халява. Т.е. там такие дешевые цены, что удержаться и не купить кучу всего просто не реально. Попав первый раз в “дьютик” действительно много покупал еще и потому, что не знал цены на многие товары в обычных магазинах. Верил, что все это очень выгодно.

Потом уже начал прицениваться, сравнивать, уточнять цены заранее в городских магазинах. Оказалось, что разница зачастую не такая уж большая. К тому же в международном аэропорту обычно и так бываешь с кучей сумок – а тут еще и покупки. Проще было бы купить это со свободными руками в обычном магазине.

Ну еще оставалась уверенность, что “в Duty-free то хоть все настоящее, не подделка.

Duty-free – это любимое времяпрепровождение многих путешественников, ожидающих свой рейс в аэропорту. Порой туристы без раздумий набирают в магазинах всё, что попадается им на глаза, думая, что они экономят.

Блестящие ящики с шоколадками манят. Хрупкие пузатые бутылочки парфюма и яркие этикетки на алкоголе соблазняют выгодными ценами. Как тут устоять перед спецпредложением?

Не соблазняйтесь «беспошлинными» товарами. Притягательное название не означает полную свободу от налогов. Если в стране взимается НДС, то он также будет учитываться в стоимости товаров в Duty Free.

Магазины в аэропорту всего лишь уменьшают налоги на импорт. Разница в цене с обычными магазинами зависит от суммы налогов на конкретный товар в конкретной стране. Технически, чтобы не платить налог на импорт на товар, вы должны выехать за пределы страны. Главное условие – нужно покинуть аэропорт в течение 48 часов после покупки.

Секреты Duty Free, о которых мало кто знает:

  1. В беспошлинных магазинах не всегда дешевле. Отсутствие налога на импорт компенсируется высокой стоимостью содержания магазинов. Цена аренды площадей в аэропортах заоблачна. Поэтому в стоимость товаров заложена высокая наценка.
  1. В аэропортах часто работают непрофессионалы. Персонал для магазинов нанимают в ближайших к аэропортам городках. Как правило, предлагают низкие зарплаты, поэтому особых требований к квалификации служащих нет.
  1. Нет разницы между качеством товара в Duty Free и крупных магазинах города. Чаще всего в стране всего один официальный дистрибьютор косметики того или иного бренда, это значит, что он привозит товар и в местный «Рив Гош», и в «Л’этуаль», и в аэропорт.
  1. В Duty Free совершаются самые спонтанные и бесполезные покупки. Мы догадывались об этом: человек едет из отпуска или командировки домой, забегает в ближайший магазинчик, чтобы купить жене что-нибудь косметическое, а сыну – что-нибудь шоколадное. И не важно, что именно, главное – внимание. Статистика показывает, что около 70% покупок в аэропорту – алкоголь и сигареты, остальное – парфюмерия и косметика, и совсем ничтожный процент приходится на остальные товары.
  1. Чтобы выгодно купить вещь, нужно сравнивать цены на товары в разных местах. Стоимость товаров зависит от местоположения магазина и суммы налогов в стране. Многие бренды класса «люкс» контролируют цены на свои товары. Именно поэтому косметика Dior, Chanel, Armani в аэропорту стоит столько же, сколько и в обычном магазине в городе.

Где Duty Free дешевле?

Мы сравнили цены в магазинах Duty Free во Внуково, аэропорту Дубая и Барселоны с местными розничными ценами. В качестве измерителя взяли духи Lancome La Vie Est Belle, бутылку виски J.Walker и любимую вкусняшку – шоколадку Toblerone.

Если вы точно определились, что будете покупать в Duty Free, можно еще чуть-чуть сэкономить. Большинство сайтов беспошлинных магазинов предлагают зарезервировать товар, чтобы он уже ждал вас по прилету. За это вы получаете неплохую скидку – около 10% от цены.

Три лучших беспошлинных магазина мира

  1. Международный аэропорт Дубая. Когда поедете в эмират, обязательно оставьте несколько часов на шоппинг в Duty Free. Здесь не просто магазин беспошлинной торговли, а настоящая мекка для шопоголика! В аэропорту продается все – от шоколадок и шариковых ручек до эксклюзивных автомобилей. На многие товары постоянно действуют акции и скидки до 50%. Не удивляйтесь русскоговорящему персоналу – в ОАЭ для работы в аэропортах часто нанимают узбеков, которые хорошо знают русский язык.
  1. Аэропорт Хитроу в Лондоне. Огромные площади с товарами заставляют туристов задерживаться в аэропорту на много часов. Эксклюзивные коллекции косметики и аксессуаров попадают сюда быстрее, чем в официальные магазины. При этом цена на престижные бренды ниже благодаря вычету импортной пошлины.
  1. Аэропорт Шанги, Сингапур. Азиатский Duty Free отличается от европейских. Здесь есть такая же косметика, парфюмерия, алкоголь. «Фишка» этого беспошлинного магазина – множество аутентичных сувениров, предметов декора, необычных подарков. Здесь можно купить уникальные наборы оригами и удивительные орхидеи в стекле.

А теперь немного истории

Сначала немного истории. Первый в мире магазин беспошлинной торговли был открыт Бренданом О’Реганом в аэропорту Шеннона в Ирландии в 1947 году и работает до сих пор. Сотрудники аэропорта заметили, что пассажиры транзитных рейсов, которые делали пересадку на пути из Европы в США, формально не въезжают в страну, но проводят достаточно времени в местном аэропорте. Зал ожидания при этом юридически представляет собой “нейтральную территорию”, не принадлежащую ни одному из государств.

Министерство финансов Ирландии разрешило открыть за линией паспортного контроля магазин, цены в нём были ниже за счёт того, что в стоимость товара заранее не включаются налоги, к нему не прибавляются таможенные платежи, поскольку товар не успевает пересечь таможенную границу того государства, в которое фактически попадает. Вскоре простая и гениальная идея распространилась по всему миру.

В наше время Duty-free есть практически в каждом более-менее приличном аэропорту. Попасть в него можно только после регистрации, на кассе у вас потребуют билет на самолёт. Без него покупку просто не пробьют.

Беспошлинные магазины, особенно в крупных аэропортах, торгуют всем, что только можно: от шариковых ручек до шуб. Однако далеко не всегда такие покупки выгодны. Кроме того, вряд ли для кого-то является секретом тот факт, что 70 процентов купленных в Duty-free товаров – это алкоголь и сигареты. На третьем месте – парфюмерия. Всё дело в том, что именно они облагаются самым большим налогом, а значит, в беспошлинном магазине значительно дешевле, чем в городских супермаркетах.

Все остальные покупки выгодны далеко не везде. Как правило, в Duty-free не разрешается единовременно приобретать более 10 предметов одной марки. Кроме того, в очень многих странах купленные товары запрещают вскрывать до посадки, зато расплатиться в Duty-free можно практически любой твердой валютой, кредитками или дорожными чеками.

Что касается качества магазинов, то бесспорным лидером тут является международный аэропорт Дубая. Местный Duty free язык не поворачивается назвать магазином – это целая Мекка для шопоголиков: в беспошлинном гипермаркете можно купить даже шикарный автомобиль.

Цены тут тоже только радуют, некоторые товары можно купить на 50 процентов дешевле, чем в городе, а, например, швейцарские часы, загадочным образом стоят здесь на 20 процентов дешевле, чем в Duty free аэропортов самой Швейцарии.

Любопытно, что очень многие местные продавцы говорят по-русски, так как дубайцы активно привлекают узбеков (правда, с высшим образованием) для работы в своем Duty free.

В категорию лучших попадают Duty-free лондонского аэропорта Хитроу и сингапурского Шанги. В некоторые бутики Хитроу новые коллекции попадают раньше, чем в крупнейшие супермаркеты британской столицы, а цены при этом заметно ниже. Что касается Шанги, то тут, помимо совершенно потрясающего интерьера, вас приятно удивят эксклюзивные наборы оригами и удивительные восточные сувениры, к примеру, орхидеи в стекле.

А вот в европейских континентальных аэропортах дела обстоят куда хуже. Цены в магазинах тут редко отличаются от городских, а если и отличаются, то не в лучшую сторону. Покупать там, прежде всего, следует всё те же алкоголь, табак и парфюмерию. Наиболее удачными из европейских Duty-free являются германские. Очень хороший магазин находится в аэропорту швейцарского Цюриха: большой парфюмерный отдел, несколько бутиков, и, конечно же, знаменитые часы.

А теперь о плохом

Многие думают, что в duty free всегда продают качественные товары по низким ценам. Однако так ли это? Ведь всегда найдутся уловки, которыми пользуются коммерсанты, чтобы обмануть покупателей.

Чтобы ты ориентировался в вопросах закупок в магазинах беспошлинной торговли, мы ознакомим тебя с историей, которую рассказала девушка, долгое время проработавшая в одном из них.

Приготовься узнать то, что скрывают от нас владельцы и сотрудники магазинов duty free.

«Я работала в отделе закупок в магазине системы duty free. Прежде чем я приступила к работе, как и все, думала, что товары попадают сюда напрямую, без растаможки. Ведь эти магазины себя так и рекламируют.

Обычно товары всё-таки проходят таможню, а потом попадают к нам и заново “затомаживаются”. То есть цены на товары не от производителя, а наши, минус НДС. Если ты не летишь за границу, то ценник на товар будет таким же, как и в любом другом магазине. Скидки только для тех, кто вывозит товар в другую страну.

Также люди часто думают, что в duty free работают настоящие профессионалы. Это совсем не так. Учитывая, что такие магазины находятся далеко от центров крупных городов, персонал в них набирают из числа местных жителей, которые не смогли устроиться в других местах.

Довольно часто консультанты не разбираются в ассортименте парфюмерии, которую предлагают в магазине. Немудрено. Кто из квалифицированных специалистов захочет работать на отшибе?

Такие остаются в представительствах парфюмерных компаний в центре города. Тут даже невыгодно работать, поскольку нет постоянных клиентов. Никак не наладишь контакт, постоянно новые лица.

Люди, если и покупают что-то в duty free, делают это совершенно спонтанно. Обычно это сигареты и алкоголь в дорогу. Сложно продать что-то дорогое. Не получится специализироваться на чём-то одном, приходится распыляться на всё, что берут. Бесконечная смена руководства не способствует стабильности доходов.

Отсутствие постоянных клиентов, зависимость от пассажиропотока и сезонности заставляет людей часто уходить с такой работы. С кризисом ситуация только ухудшилась. Пассажиры просто-напросто экономят, предпочитая ничего не покупать.

Расцвет магазинов duty free пришелся на первое время после их открытия. Поначалу люди думали, что лучше брать товар здесь, поскольку точно не будет подделок. На самом деле в хороших магазинах в центре города товары абсолютно такие же. Но подделок у нас нет. Это я гарантирую.

Обычно товар поступает к дистрибьютору, а затем он распределяет часть товара по разным точкам, в том числе отправляет и в магазины duty free». Реклама делает свое дело, а люди, веря ей, бездумно покупают «дешевые» дорогие товары. В погоне за дешевизной, мы не замечаем, как дельцы лихо накалывают нас. Красивая сказка о duty free оказалась всего лишь байкой.

Впрочем, ничего нового. Такое было всегда и будет продолжаться до тех пор, пока есть покупатели.

Несмотря на все недостатки, в Duty Free можно действительно сэкономить и совершить выгодные покупки. Дело в том, что цены в любом Duty Free зависят от двух условий: местоположения и курса местной валюты.

Например, технику выгоднее покупать в Азии и США, парфюмерию — в Западной Европе. Пример — часы Samsung Gear Fit, которые в обычном магазине стоят $ 216.

В помощь любителям путешествий и шопинга европейские аналитики составили рейтинг, в каких странах и сколько можно сэкономить (процент экономии рассчитывался от стоимости тех же вещей в городских магазинах):

Франция, Лион, аэропорт Сент-Экзюпери — 11,9 %
Франция, Париж, аэропорт Шарль-де-Голль — 11 %
Нидерланды, Амстердам, аэропорт Схипхол — 6 %
Германия, аэропорт Франкфурта — 5,6 %
Великобритания, Лондон, аэропорт Гатвик — 5 %
Испания, аэропорт Барселоны — 5 %
Испания, Мадрид, аэропорт Барахас — 4,7 %
Италия, Рим, аэропорт Фьюмичино — 4,7 %
Германия, Берлин, аэропорт Шёнефельд — 4,6 %

Таким образом, в Duty Free можно не только безрассудно потратить деньги перед путешествием, но и сделать очень выгодные покупки, при условии что вы знаете, что вам нужно. И лучше заранее смотреть цены в интернете!

Duty Free, Москва – отзыв

Чем лучше расплачиваться в DF, где выгодней покупать у нас или “за границей”, почему с вас всегда требуют посадочный и другие “секреты” покупки в DF.

Здравствуйте!

Сейчас будет много букв и ни одной картинки! 🤔

Хотя бы только потому, что фотографировать в большинстве магазинов DutyFrer, запрещено. Даже своим сотрудникам, а именно им я была в течение почти 3х лет, и в преддверии летнего сезона, решила, что эта информация может быть актуальна для многих.

Но если вы готовы, к тексу без иллюстраций, то продолжим.

Итак, вопрос первый – ГДЕ ПОКУПАТЬ – У НАС ИЛИ В СРАНЕ ВЫЛЕТА (Европа)?

Ежедневная сцена – пассажир долго выбирает, распрашивает, пробует, меряет, слушает около 20-ти ароматов (что там можно уже разобрать не понятно🙄) и. далее звучит коронная фраза “спасибо, девочки, я на обратном пути куплю. “🎉 Нам, девочкам, было все равно, на самом деле😏, у нас не личные продажи, и мы понимаем, что консультуруются наши пассажиры так активно, чтобы определится с выбором и получить консультацию на родном языке. НО очень немногие из вылетающиз понимают, что :

Цены в DutyFrer разных стран отличаются максимум на +/- 3-5 евро, т. к. цены выставляет БРЕНД во всех странах, с небольшой коррекцией самой точки продажи

​​​​​Цены в DF Европы всегда выше чем на их локальном рынке ( в обычных магазинах страны) – т. к. товары внутри Европы не облагаются таможенным сборами, а, значит, смысл ” беспошлинности” там теряется. В цену товара закладывается и более дорогая аренда и повышенные налоги на аэропорт и т. д. Более того, идёт расчёт на активность туристов перед вылетом из страны и цены в разы выше чем в соседнем супермаркете или торговом центре. Для сравнения пудра LaPrairie в магазине можно купить с 25-50% скидкой ( без всяких карт клиента) = 40 евро, а в DF она же стоит больше 80 евро, то же и с другой косметикой и парфбмерией. Алкоголь увеличивается примерно на 30 % ( Бейлиз 20-25 евро в аэропорту и 15 в супермаркете) , продукты питания. одежда, даже сувениры в разы больше. Никогда не обращали внимание, что в магазинах DF мало европейцев, это потому, что они знают сколько стоит этот товар в обычных торговых центрах их стран.

Вопрос второй – ЧЕМ ВЫГОДНЕЙ ПЛАТИТЬ В DUTYFREE?

Ответ кажется очевидным, правильно? Чем хочу! Вы правы! Но! Только если готовы к двойной транзакции по повышенном курсу!

Слышали когда-нибудь такую абракадабру :” деньги с вашей карты будут сняты в рублях по курсу магазина”? Большинство неторопливо буркнет “ага” (читай -” давай быстрее, уже” ) немногие проявят бдительность ” а какой у вас тут курс?” ( на видном месте всегда висит табло с курсами всех распространённых валют) и только единицы, увидев завышенные курс ( он ВСЕГДА ВО ВСЕХ АЭРОПОРТАХ на 3-5 пунктов выше официального) догадываются спросить” а чем выгодней платить” (нет, сами подсказать не можем, правила, а вот ответить на вопрос должны) или просто достают наличку.

Потому, что единственный способ избежать транзакции по драконовскому курсу аэропорта, это ПЛАТИТЬ НАЛИЧКОЙ В ВАЛЮТЕ ЦЕНЫ ( если цена в евро платим в евро, если в долларах платим долларами)

Многие пассажиры считают, что евро или долларовая карта решает эту проблему. Да, они правы, но только если вы в стране где основная валюта евро /доллар и цена указана тоже в этой валюте

В ином случае – магазин переведёт стоимость товара в валюту СВОЕЙ СТРАНЫ ПО СВОЕМУ КУРСУ и выставит вашему банку, а ваш банк уже по своему курсу будет переводить эту сумму в валюту вашей карты и списывать с вашего счета. Это правило работает везде, не только в России и объясняется простым законом на запрет торгово-денежных операций в валюте других стран. А так, как компании DF работают на территории своих стран, то и подчиняются они внутренним законам. Поэтому ЗАПАСАЕМСЯ НАЛИЧКОЙ!

Разница, как правило, незначительная и по чекам вы её не увидите ( будет 2 чека – один в евро/долларах, другой в валюте страны (рубли, лирра, франки ит.д) её видно по разнице суммы в смс из банка.

И ещё один нюанс, по российским законам, вас должны предупреждать об этой транзакции а вот в других странах нет – просто иногда стоит табличка с предупреждением или вообще ничего На вопрос в какой валюте будет транзакция отвечают честно, но не предупреждают, как правило.

Вопрос третий – ЗАЧЕМ ТРЕБУЮТ ВСЕГДА ПОСАДОЧНЫЙ?

Потому, что КАССЫ в зоне международного вылета ЗАПУСКАЮТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ СКАНИРОВАНИЯ ПОСАДОЧНОГО! Почему Потому, что покупать в этой зоне могут ТОЛЬКО ПАССАЖИРЫ! Кроме вас там ещё несколько тысяч персонала, охраны и т.д. которым запрещено покупать товар в этой зоне Потому, что товар не растаможен, а значит, если он попадает на территорию страны, то классифицируется как контрабанда. Товар должен улететь с вами за пределы страны и может вернуться, но это уже будут ваши личные вещи. По этой же причине, весь купленный в DF товар, в случае невылета и выхода из зоны, конфискуется. Такое я, к сожалению, часто наблюдала в России. В Европе такого нет, другие правила.

По этой же причине – НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА ОСТАВЛЯТЬ НА “ЧАЙ” и подарки В МАГАЗИНАХ, кроме баров и кафе, весь “чай” и “подарки” изымаются, персонал не имеет права его вынести из зоны.

ВОПРОС четвёртый – ПОЧЕМУ НЕТ ПОДАРКОВ И СТРАННО ДАЮТ СДАЧУ .

“А вот в. (любой магазин в городе) мне всегда девочки подарки дают, а вы, наверное, все растаскали сами. 🤔 ” Слушали ежедневно по несколько раз! Нет, у нас бывают подарки и пробники, но у нас и проходимость была многотысячная! Магазины DF в Москве работают 24 часа в сутки, 365 дней в году и вероятно, что вам просто не повезло, и перед вами улетело уже 10 рейсов Анталий и 12 Хургад)) и накопители опустели. Девочки забрать ничего не могут, хотя бы потому, что они проходят досмотр каждый раз, как только они покидают магазин и зону международного вылета.

Со сдачей бывает две проблемы – хотите разменять крупную купюру валюты (200,500 евро) а сдачи нет. Нет, по 100,50 евро вам разменяют, но мелочь, типа 5 евро или 1 доллара, вам сложно будет выпросить. Так, как пачка этой мелкой валюты выупается у банка выше себестоимости, а значит компания строго следит за её экономией сотрудниками (камеры над кассами) .Поэтому запасайтесь мелочью заранее. И, кстати, ЕВРОМОНЕТ И ЦЕНТОВ В DF нет! То, что попадает в кассу и иногда, вам везёт получить на сдачу, это от пассажиров. В России эти монеты не ходят.

То же с рублями – платите в валюте и просите сдачу в рублях ( бары и кафе работают только на рублях) а вам больше 1000 примерно не дают. Читайте выше про завышенный курс – рубль в зоне очень дешёвый, а значит компании невыгодно продавать вам его за ваши доллары или евро🤔

Вопррс пятый ТРАНЗИТНАЯ УПАКОВКА, ТЕСТЕРЫ И РАЗНЫЕ DF В ОДНОМ АЭРОПОРТУ .

Если у вас транзит, лучше упаковать все, что больше 100мл. в транзитный пакет и сохранить чек и НЕ ВСКРЫВАТЬ ДО ПРОХОЖДЕНИЯ ТАМОЖНИ Но это не гарантия, часто на внутренних рейсах в других странах могут изъять даже при целых пакетах и чеках. Зависит от страны транзита и внутренних правилах, о которых, лучше узнать заранее.

Сейчас не неприятном – дорогие дамы, если вам дорого ваше здоровье и чистота кожи, не пользуйтесь, пожалуйста, тестерами в магазинах косметики, а в аэропортах с милиооной проходимостью, отсутвием свежего воздуха и постоянным нагреванием (лампы греют 24 часа) в баночке с кремом за 300 евро, тональнике за 150, пудре и тенях, туши и т. д. вам видится возможность “на халяву” поправить макияж перед вылетом, “убрать” мешочки под глазами с этим швейцарскиим чудо гелем и т.д. НО НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО МЕГАСУПЕР! ЧАШКА ПЕТРИ! Скажете – девочки сами красятся там – да,бывает, но тестерами, которые лежат внутри полок. Но , то, что стоит на прилавке и через то, что прошло уже пару сотен рейсов в виде мужских (да, да, да) и женских пальцев, и никто не знает мыли их после того, как вышли из соседнегос магазином туалета или нет. Нужен тест – только руки. Хотите проверить сочетаемость цвета – нанесли на блотер ( бумажки для ароматов) и приложили к лицу перед зеркалом. Как говорится, береженного Бог бережёт. Консультанта не жалко ни крема, ни пудры ( новые тестеры придут), но если они советуют вам нанести крем на запястье, а потом дают салфетку. то на это есть причины.

И, напоследок, в больших аэропортах НЕСКОЛЬКО КОМПАНИЙ DF.! И ЦЕНЫ У НИХ РАЗНЫЕ! В ОДНОМ АЭРОПОРТУ ОДИН И ТОТ ЖЕ ПРОДУКТ МОЖЕТ ПРОДАВАТЬСЯ ПО РАЗНОЙ ЦЕНЕ И В РАЗНОЙ ВАЛЮТЕ! Поэтому не спешите скупать все по списку (да, многие, особенно мужчины)) приходят со списками, фото или пустыми коробками), а пройдите по всей зоне вылета, наверняка, найдёте более выгодный вариант.

Надеюсь, эти небольшие советы вам пригодятся. Всем хороших путешествий!

Как устроен секретный поезд Путина и Медведева

25 ноября 2019 1:01

Когда ты пытаешься что-то разузнать о спецпоезде, на котором недавно проехался по Сибири премьер Дмитрий Медведев, на тебя смотрят как на умалишенную. Будто ты решила выведать страшную военную тайну. Поезд, предназначенный для первых лиц страны, охраняет Федеральная служба охраны (ФСО), а иметь проблемы с этой структурой никто не желает. И все-таки корреспонденту «Комсомолки» удалось узнать интересные подробности о секретном составе.

НА ПЛАТФОРМЕ НЕ ОТЛИЧИШЬ ОТ ОБЫЧНОГО СКОРОГО

Ездить на спецпоезде имеют право только президент и премьер. Ни министры, ни олигархи, ни даже любительница железнодорожных путешествий Алла Пугачева ни за какие деньги взять «напрокат» этот поезд не могут. Поезд находится в совместном ведении Управделами президента и РЖД.

Медведев публично пользовался спецсоставом дважды. Первый раз – в 2012 году. Тогда он проехал по маршруту Омск – Томск – Ленинск-Кузнецкий – Новосибирск. В общей сложности 1700 километров. Вместе с Медведевым в путешествие по Сибири отправились журналисты пула, я в том числе.

А вот на этот раз наш маршрут оказался гораздо короче: всего 170 километров и 3,5 часа пути от Новосибирска до Барнаула. Поезд под эту поездку специально пригнали из Москвы. Гнали двое суток.

– Пришел четко по расписанию! – рассказали корреспонденту «Комсомолки» железнодорожники.

Забавно, но даже на сибирской земле время в вагонах на электронных табло отображалось московское.

Сразу бросилось в глаза: секретный поезд перекрасили. В 2012 году вагоны были зеленые, а сейчас – серые с фирменной красной символикой РЖД. С виду не отличишь от обычного поезда.

Тащили состав два новеньких российских тепловоза ТЭП70БС. Один основной, другой – запасной. Большая часть вагонов, в том числе личный вагон Медведева, – производства Тверского вагоностроительного завода. Но несколько вагонов были совсем старенькие, сделанные еще в ГДР. Дело в том, что состав – сборный. То есть его отдельно формируют под каждую поездку первых лиц государства. Секретных вагонов лишь несколько. Остальные – стандартные СВ и купе. Их прицепляют по необходимости. В обычное время РЖД даже может их использовать на пассажирских маршрутах.

У Медведева вагонов было девять. Журналистов разместили в последнем. (Видимо, удобнее отцепить в случае чего? Шутка, конечно.)

Узнать, для кого отведены другие вагоны, было все равно что пройти суперквест.

– А в вагоне номер. кто едет? – на этих словах я старалась максимально косить под дурочку, которой просто хочется поболтать в дороге.

– Не знаем, не скажем, не можем, уволят, – один за другим шарахались от меня проводники, чиновники из РЖД и сотрудники ФСО.

В одном из СВ от лишних глаз скрывался начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай. Стучусь. Рассказывать что-либо о самом поезде он наотрез отказывается. Хотя по глазам вижу – все знает. Зато вспоминает, что Владимир Путин тоже ездил на поезде по Западно-Сибирской железной дороге во время своего первого президентского срока. Это было в 2001 году.

– Вот только Путин тогда ездил на обычном поезде, а не спецсоставом, – замечает Грицай.

НИКАКИХ ЗОЛОТЫХ РУЧЕК НА ДВЕРЯХ

С коллегами-журналистами идем в пятый вагон. Там Медведев проводит совещание по развитию железных дорог. Для совещания отвели вагон-ресторан. Вот только выглядел он внутри совсем не типично. Посередине поставили большой длинный стол, за который уселись чиновники. Стены украшены резными деревянными панелями. Кстати, этот же вагон использовали для совещания Медведева в 2012 году. С тех пор только шторы на окнах сменили: тогда были пафосные бордовые с бахромой. Теперь вместо них – жалюзи. И дополнили их скромными белыми занавесками.

Еще интересная деталь: на авиационных спецрейсах чиновников поят чаем из фарфоровых чашек. А в спецпоезде, как и всех остальных пассажиров, из стаканов в подстаканниках – таковы железнодорожные традиции. Медведеву налили его любимый зеленый чай, остальным – черный.

А вот журналистам в отличие от чиновников пришлось работать стоя. Правда, как потом признались корреспонденту «КП» железнодорожники, на время совещания машинисту сказали сбросить скорость, чтобы стук колес не заглушал докладчиков.

В вагон для совещаний Медведев пришел из своего личного, четвертого вагона. Увидеть этот вагон собственными глазами смогли только люди из ближайшего окружения премьера. Но корреспонденту «Комсомолки» все-таки удалось узнать, что там внутри.

– В этом вагоне есть все для жизнеобеспечения главы правительства. Рабочая зона, кухня, санузел, кровать, душ, – рассказали корреспонденту «Комсомолки».

В рабочей зоне – письменный стол. Рядом с ним, как положено, флаг России. Чуть дальше – зона для совещаний. Там стоит стол на 6 человек и большой телевизор. Оставшееся пространство занимает зона отдыха. Отделка вагона – коричнево-бежевая. На окнах – накрахмаленные шторы.

– Все очень стильно и выдержанно. Никаких золотых ручек на дверях, как это у нас любят, – рассказали корреспонденту «Комсомолки» в окружении премьера.

По правилам безопасности вагон, в котором едут первые лица страны, должен быть бронированным. Правда, подтвердить это официально корреспонденту «КП» отказались.

Кстати, говорят, что вагон Медведева рассчитан только под него. У Путина есть свой спецвагон.

ПОЕЗДКИ СОВЕРШАЮТ ЧАСТО, НО НЕ АФИШИРУЮТ

Все подробности о секретном поезде я собирала под покровом сибирской ночи, когда мы уже прибыли в Барнаул. Мне велели подойти к первым вагонам. Пройти туда во время движения поезда было невозможно – ну кто ж пропустит через вагон премьера (здравствуйте, Дмитрий Анатольевич, можно я пройду через вас? Мне только спросить!).

Остальные журналисты уже отправились в автобус, а я неслась с чемоданом по заснеженному барнаульскому перрону к голове поезда, по пути заледеневшими руками фотографируя состав. На меня с удивлением смотрела местная охрана и окрикивали сотрудники ФСО. Но проскочить удалось.

В ту же ночь поезд отправился обратно в Москву. В центре столицы есть правительственный вокзал – закрытая от посторонних территория, использовавшаяся для отправки и обслуживания правительственных поездов высшего руководства СССР, а потом России. Этот спецвокзал построили в 1974 году по указанию Леонида Брежнева.

– На этом самом вокзале спецпоезд стоит, когда не используется? – спросила я у железнодорожников.

– Смеетесь? Никто вам не скажет, где он стоит. Вдруг кто-то попытается туда проникнуть, – пояснили мне.

Кстати, как мне все-таки удалось узнать, подолгу поезд в депо не простаивает. Оказывается, спецсостав довольно часто бывает на ходу. Например, во время олимпийской стройки в Сочи Путин на нем ездил неоднократно. Но такие поездки не афишировались.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Кто еще из лидеров любит ездить по железной дороге

Единственный глава государства, который всегда передвигается только на поезде, – это лидер Северной Кореи Ким Чен Ын. Бронированный состав он унаследовал от своего отца. На этом поезде Ким Чен Ын в апреле приезжал во Владивосток. Весь мир облетели фотографии с розовыми диванами в поезде и дешевым массажером для ног под рабочим столом вождя. Отдельный вагон предназначен для лимузина. Всего Ким Чен Ын проехал на поезде 334 000 км, из них 64 000 км пришлись на зарубежные поездки.

Экс-президент Финляндии Тарья Халонен в 2010 году приехала в поезде на встречу с Путиным в Выборг. Они вместе открывали первый рейс скоростного поезда Allegro. Путин встретил Халонен на перроне с цветами, а потом они вместе доехали на этом поезде до Петербурга. Нынешний президент Финляндии Саули Ниинистё тоже не брезгует поездами. Этой весной он приехал на Аllegro из Хельсинки на Арктический форум в Петербурге. Разместился в комфортном купе-переговорной.

Как устроен секретный поезд Путина и Медведева

Елена КРИВЯКИНА

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Спецпоезда: на чем ездят политики

Что представляет собой эта игрушка в наши дни, в России узнали в 2001 г., когда в нашу страну с официальным визитом направился северокорейский лидер Ким Чен Ир. Чтобы добраться до Москвы с Дальнего Востока, ему понадобилось десять дней.

Весь путь бронированный поезд из 21 вагона, впереди которого шли два локомотива на случай, если путь заминирован, прошел со скоростью не выше 57 км в час. Внутри этот сухопутный линкор, изготовленный в Японии по спецзаказу, выглядит как кабинет высокопоставленного советского чиновника. Все в дереве и смотрится дорого. Картину дополняет огромная электронная карта слежения в личном вагоне Ким Чен Ира. На ней отражается сигнал со спутника, показывающий маршрут поезда. Наличествует и Интернет.

Вся электроника снабжается энергией от вагона-электростанции. Он в составе по счету был вторым, в первом жила российская группа. В поезде был специальный вагон-гараж, в котором ехал лимузин лидера КНДР — удлиненный «Мерседес».

Поезд еще не доехал до Москвы, как были опубликованы снимки одного из его вагонов, сделанные в Омске. На них видны девять отверстий, одно из которых обведено мелом. Судя по размеру отверстий, в вагон попали пули калибра 7,62. А обводить пробоины мелом принято при баллистической экспертизе.

Пятью днями позже бронепоезд Ким Чен Ира вновь пострадал. Видеооператоры питерского телеканала сняли разбитое окно в первом вагоне, единственном, который не был бронирован. Кроме того, когда лидер КНДР проезжал озеро Хасан, кто-то бросил камень, разбив зеркальное стекло. Находящееся за ним бронированное стекло осталось цело. Еще одно ЧП произошло во время возвращения из Петербурга в Москву. На перегоне из Твери литерный чуть не наскочил на бетонную шпалу, лежавшую на рельсах. Столкновения удалось избежать благодаря счастливой случайности. Однако, если бы оно произошло, поезд не сошел бы с рельсов, так как снабжен специальными защитными механизмами.

Ким Чен Ир оказался не единственным любителем неспешной езды. Езда в поезде на скорости 50 км в час была излюбленным видом отдыха Франклина Рузвельта. Однако он уклонялся от того, чтобы отправляться в поездки 13-го числа. Это обстоятельство неизменно учитывалось при составлении графиков проведения международных переговоров, в которых он участвовал.

Исключительно отрицательно относится к «черной» пятнице, равно как и к числу 13, и английская королева Елизавета II. Когда в 1965 г. она приезжала в Германию, в последний момент выяснилось, что поезд прибывает на 13-й путь Дуйсбургского вокзала. Пришлось принять экстренные меры, и поезд королевы благополучно прибыл на путь 12-а.

Верить или не верить в приметы — вопрос спорный. Во всяком случае, королевскому составу Елизаветы II Royal Train в 2004 г. исполнилось 162 года. Впервые этот поезд вышел на линию в 1842 г., когда королева Виктория путешествовала из города Слоу в Паддингтон. В ее специальном салон-вагоне оборудованы спальни, ванны и рабочие кабинеты. Их отличает серебристый клен столов, синий муар диванов, стеганый шелк потолков. Вслед за Викторией завели себе личные поезда король Эдуард VII, королева Александра и королева Мария. Дошло до того, что пришлось строить специальный королевский вокзал в Госпорте.

В наши демократические времена королевской семье пришлось отказаться от всей этой роскоши, оставив себе Royal Train. Из соображений экономии в 1997 г. число его вагонов было сокращено с 14 до 9, в результате чего общие расходы на содержание поезда снизились с 1,9 млн до 600 тыс. фунтов стерлингов. Однако в 2001 г. британские парламентарии потребовали, чтобы королева отказалась и от этого.

Содержание королевы обходится каждому британцу в 61 пенс в год. Это чуть больше доллара и вдвое меньше, чем стоит маленькая чашка кофе. Тем не менее парламентарии сочли, что королевские поездки по железной дороге обходятся слишком дорого.

18 января 2002 г. королева Великобритании Елизавета II объявила о решении отказаться от своего состава. Было объявлено, что королевский поезд будет задействован в последний раз во время празднования полувекового юбилея царствования Елизаветы II в июне 2002 г. Как именно удалось договориться Ее Величеству с парламентом, неизвестно, но королева в итоге отстояла свой любимый поезд. 4 апреля нынешнего года она прибыла на нем в Париж с государственным визитом, приуроченным к 100-летию создания Антанты — «сердечного союза» Британии и Франции. Под аплодисменты встречающих Елизавета II вышла на перрон и внимательно осмотрела декорированный электровоз Eurostar, разрисованный символикой Антанты и украшенный флагами Великобритании и Франции.

Впрочем, в жизни королевы был и еще один поезд-любимец. 120 лет назад из Парижа в Стамбул совершил свой рейс Oriental Express, известный по романам Агаты Кристи. Теперь легендарный состав курсирует по маршруту Москва—Шанхай.

В 1883 г., когда он был изготовлен, поезд украшали восточные ковры, бархатные занавески, стены были отделаны красным деревом. Кроме того, здесь превосходно кормили. Курсируя по маршруту Париж — Стамбул, поезд заходил почти во все европейские столицы, поэтому получил название Oriental Express. Его пассажирами были королева Елизавета II, президенты Франции Шарль де Голль и Жорж Помпиду, Никита Хрущев.

После того как состав купила российская туристическая фирма, в 1994 г. рабочие Тамбовского вагоноремонтного завода отреставрировали поезд. Модернизации подверглись системы тормозов, электроснабжения, отопления вагонов. Были отремонтированы кинотеатр, два ресторана, бар, спальные купе, индивидуальные туалеты, ванные комнаты, проведена реставрация ковров, зеркал, бархатной обивки. Однако вместо королевских особ, президентов и генсеков теперь основными пассажирами стали куда менее родовитые люди. Oriental Express рождает у них ощущение сопричастности к высшему свету — выход к ужину в смокингах и вечерних платьях, светские беседы под стук колес. Билет на поезд стоит 5 тыс. евро, и публика старается не привлекать к себе внимания. Поэтому легендарный поезд катается по России тихо, как призрак.

От Хрущева до Солженицына

Кроме Oriental Express, по Транссибирской железной дороге можно прокатиться на спецпоездах в вагонах 1-й категории, созданных в 1958—1962 гг. на ленинградском заводе имени Егорова по заказу Никиты Хрущева. Президентский вагон, переживший всех руководителей страны, начиная с Хрущева и заканчивая Ельциным, еще недавно ездил в составе правительственного поезда. На его диване отдыхали Хрущев и Брежнев, Андропов и Черненко, Горбачев и Ельцин. Энергооборудование в нем американское, кондиционеры немецкие, щиток управления латвийский. Корпус пуленепробиваемый, бронированные стекла весят почти 60 кг. В купе путешественников ожидает номенклатурный комфорт: тяжелые занавески на окнах, двери и шкаф из темного дерева с резным орнаментом. Мягкое кресло и такой же диван, который проводник вечером в два приема превращает в кровать. Между двумя купе — душевая кабина.

Роскошью этого состава насладился Александр Солженицын, который после возвращения из эмиграции проехал на нем через всю Россию. Глава ЛДПР Владимир Жириновский однажды арендовал поезд на время предвыборной кампании. Путин тоже воспользовался этим средством передвижения в начале своего президентства.

Однако в 2001 г., когда Владимир Владимирович совершил поездку из Томска в Омск, он предпочел поезд, изготовленный для Ельцина в 1998 г. на секретном участке вагонного завода в Твери. Вагоны выполнены из спецстали, стенки укреплены бронированными панелями, использовано особое устройство колес. Внутри отделка из ценных пород дерева, малахита и кораллов. Состав состоял из 12 вагонов. Президентский, где расположена резиденция Путина, внешне не отличается от обычного, правда, он более обтекаемый и имеет повышенную устойчивость. В другом — «губернаторском» — разместились главы регионов России, через которые проходит Транссиб. В поезде были вагон для журналистов, вагон-ресторан, вагоны-«гаражи», в которых располагались автомобили президентского кортежа. Имелся даже вагон-сауна с гидромассажем.

Толщина брони — 5 см. Входные бронированные двери расположены внутри вагона. Чтобы открыть или закрыть их, требуется приложить некоторое усилие. Окна открываются с помощью крутящейся ручки, как в автомобилях, хотя отсутствие автоматики немного удивляет. Купе главного пассажира — это кабинет и спальня по совместительству, в нем расположены тахта, диван, встроенные шкафы, рабочий стол и тумбочка.

Из купе, не выходя в коридор, можно попасть в ванную и туалет, а следом и в комнату охраны. В случае нападения на поезд в кабинете-спальне главы государства есть запасной выход. Он ведет прямо на рельсы. Вес VIP-вагона — 63 т, на десяток тонн тяжелее обычного. За всю историю СССР и новейшую историю России выпущено всего семь подобных вагонов.

Пассажирские поезда специального назначения в СССР обслуживали 12 локомотивов депо «Киев-пассажирский». За этими машинами очень следили. Специальные инструкции определяли все параметры — толщину колесных бандажей, их прокат, пробег между ремонтами. Малейшее отклонение от этих требований — и локомотив выбраковывали, хотя он и оставался в особом списке.

Машинисты узнавали о поездке минимум за три дня. Из уже упомянутых двенадцати локомотивов отбирали четыре-пять. Потом и их пропускали через сито. Машинистов для таких поездок утверждал КГБ. К ним предъявляли особые требования — стаж работы, классность, семейное положение, моральная устойчивость. В итоге выезжали три локомотива. Первый идет без вагонов, как разведка, через десять минут — поезд с двумя локомотивами. При этом ни один поезд впереди литерного не отправляли. Состав вслед за правительственным можно было отправить, только когда последний проследовал предыдущую станцию. Спецпоезд вел не один машинист с помощником, как обычно. В кабине первого локомотива обязательно были машинист-инструктор и два машиниста, а также сотрудник КГБ. Мест для всех не хватало, кому-то приходилось стоять. По всему маршруту следования стрелки зашивали висячими замками.

В литерном поезде после локомотива следуют три-четыре вагона, так называемое прикрытие, только после них идет вагон, где едет «первое лицо». В пути на каждом переезде в любое время суток находится охрана.

Однако брежневской охране показалось ненадежным, что локомотив каждый раз перед поездкой совершает трансферт Киев — Москва. Держать составы в столице, под рукой, в целях обеспечения безопасности престарелого генсека, казалось надежнее и проще. Для решения этой проблемы вспомнили о полузаброшенной железнодорожной ветке, проходившей на задворках жилого массива по Пантелеевской улице рядом с Рижским вокзалом. Мало кому известно, что недалеко отсюда, во дворах, затерян еще один вокзал, который местные жители называют правительственным. Его подъездные пути закрыты жилыми домами, которые находятся на расстоянии 10—20 м от рельсов. По существующим нормативам железнодорожная ветка должна была быть снята. Вместо этого в 1974 г. здесь построили правительственный вокзал, который ныне из-за ненужности сдают в аренду туристическим фирмам.

Вокзал — крохотный, всего один перрон, рядом с которым находится отстойник локомотивов правительственного запаса. Зато удобный. Зачем создавать ненужную шумиху вокруг отъезда и прибытия первых лиц государства? А тут всего несколько минут езды по соединительной ветке Московской железной дороги, и вы можете с шиком проехаться в вагоне Orient Express мимо Ленинградского, Ярославского, Казанского, Курского или Рижского вокзалов. Вот откуда надо вести отсчет километража отечественных железных дорог!

Безопасность Отца народов

Такие меры защиты ничто в сравнении с методами, к которым прибегал в свое время Сталин. Ныне его салон-вагон хранится в городе Гори, в Музее Сталина. Внутри — ванная комната, спальня, зал для заседаний. В этом вагоне Отец народов ездил на конференции в Тегеран, Ялту и Потсдам. Поезд, который вез его на Потсдамскую конференцию вместе со свитой, состоял из трех салон-вагонов и восьми обыкновенных спальных. За две недели до поездки на столе у генералиссимуса лежал такой документ:

«Товарищу Сталину И.В.

НКВД СССР докладывает об окончании подготовки мероприятий по подготовке приема и размещения предстоящей конференции. Подготовлен специальный поезд. Маршрут длиной в 1923 километра (по СССР — 1095, Польше — 594, Германии — 234). Обеспечивают безопасность пути 17 тысяч солдат и офицеров войск НКВД, 1515 человек оперативного состава. На каждом километре железнодорожного пути от 6 до 15 человек охраны. По линии следования будут курсировать 8 бронепоездов войск НКВД.

(Госархив РФ. Ф.9401. Оп.2. Д. 97. Т.VI. Лл.124—130).

Как известно, колея на европейских железных дорогах у/же, чем была в СССР. Можно было в Бресте переставить вагоны на евроколеса. Но взять на себя ответственность за это (не дай бог, вождю не понравится!) никто не решился. Поэтому железнодорожный путь от границы СССР до Потсдама — 828 км — был «перешит» до советской ширины.

Основной поезд, в котором ехал Сталин, охраняло 90 офицеров. Причем помощники коменданта поезда майор госбезопасности Комов и старший лейтенант Петухов были обязаны неотлучно находиться на паровозе, контролируя работу паровозных бригад (машинисты и кочегары которых тоже были офицерами госбезопасности). Поезд обеспечили огромным запасом топлива и воды. Было предусмотрено все: продукты, проверенные в спецлаборатории, шифровальщики, радиосвязь.

Впереди поезда шел контрольный состав с 40 оперативниками управления охраны, а сзади — поезд с 70 бойцами войск НКВД.

Для охраны путей было выделено 17 140 бойцов НКВД, так что на километр дороги от Москвы до Бреста приходилось 5 солдат. А на территории Польши и Германии — по одному на каждые 100 м. Кроме того, на каждые 3—5 км пути приходилось по оперативнику, который отвечал за агентурно-оперативные мероприятия в 5-километровой зоне дороги. В дополнение к этому на самых «засоренных враждебным элементом» участках курсировали бронепоезда. Управление комиссара госбезопасности 3-го ранга Павла Судоплатова отвечало за «очистку от враждебного элемента» 40-километровой зоны вдоль железной дороги.

В гости к Муссолини

По части защиты своей персоны во время железнодорожных поездок Гитлер был достойным конкурентом Сталина. Его спецпоезд состоял из 15 вагонов: вагон фюрера, вагон имперского руководителя прессы, вагон с узлом связи, два салона-вагона, вагон-баня, два вагона для свиты и войсковых подразделений, два спальных вагона, два багажных вагона, вагон для охраны, две бронеплощадки со скорострельными зенитками калибра 20 мм. Вагон фюрера был просторным. Кроме купе Гитлера там имелись отдельные купе для его личного адъютанта, для адъютанта армейского и для личного слуги. Было учтено пристрастие фюрера часто принимать теплую ванну, для чего в вагоне оборудовали специальное помещение. Одно купе превратили в служебный кабинет руководителя Третьего рейха. Однако вагон фюрера не был бронирован.

Маршруты держались в строжайшем секрете, причем составлялись так, что нельзя было понять, когда Гитлер будет пользоваться поездом. О его прибытии гостям объявляли примерно за час. Фюрер нередко вместе с охраной входил в состав или выходил из него с другого вокзала, нежели гости. Если Гитлер находился в ставке, поезд через неопределенные промежутки времени перемещался со станции на станцию. Состав постоянно был под парами.

Когда в мае 1938 г. Гитлер выезжал в Италию, для организации его охраны был создан штаб во главе с итальянским министром внутренних дел Бокини. Его заместителем являлся начальник 4-го управления РСХА группенфюрер Мюллер.

Подготовка спецпоезда фюрера началась за несколько недель до поездки. Был проведен усиленный контроль на итало-германской границе, в портах, на дорогах. Путь от Берлина до границы охранялся полицейскими, стоявшими друг от друга на расстоянии прямой видимости. С итало-германской границы до Рима по обеим сторонам пути были выставлены воинские части. Каждому железнодорожному чиновнику придали для контроля сотрудника полиции. На паровозах находились немецкие инженеры. Поездки Гитлера проводились неожиданно, поэтому, как правило, подготовительных охранных мероприятий не было.

Полвека спустя, лидеры США и западноевропейских государств навсегда расстались со спецпоездами. Последним из могикан остался Путин.

Поезд для президента

В последний июньский день я увидел на нашем участке железной дороги очень необычный поезд. С виду обычный состав из типовых пассажирских вагонов серого цвета. Но намётанный глаз сразу заметил нюансы: поезд по электрифицированному пути вели сразу три тепловоза (один впереди состава и два в хвосте), некоторые вагоны имели шесть осей вместо стандартных четырёх. Давнее увлечение железными дорогами сразу помогло определить, что мимо меня проходит спецпоезд с бронированными вагонами. Такими пользуется лишь высшее руководства страны.

Как добраться до Завидово

Свободное время каждый из нас проводит по-разному. Одни лежат на диване перед телевизором, другие путешествуют на машине или крутят педали велосипеда, третьи подгадывают поездки под ежегодный отпуск. Но большинство сограждан выбирают отдых на дачах, каждую пятницу покидая город, чтобы в понедельник вернуться обратно. А что предпочитает первое лицо страны?

Через наш Клин проходит путь от Кремля до правительственных резиденций в Завидово и Валдае. Казалось бы, что проще? Закончил работать вечером, да выезжай себе из Кремля сразу на Тверскую улицу, переходящую в Ленинградский проспект, а затем и Ленинградское шоссе, оно как раз и приведёт до обеих государственных дач. Но Президент – не обычный человек, поэтому вся его жизнь регламентирована, а его график и способы передвижения по стране подчиняются особым требованиям, позволяющим обеспечить наивысшую защиту. Кортеж автомобилей не подойдёт. Хотя бы потому, что в этом случае нужно перекрывать всю трассу сразу. Авиация? Громоздко, к тому же слишком шумно, «поработать с документами» в пути не получится.

На самом деле всё давно придумано, – президент, как типичный дачник, ездит на поезде. Но, конечно, не на обычной электричке, в РЖД для него имеется специальный поезд, прозванный железнодорожниками «литерным». Дело в том, что у всех поездов имеется числовая нумерация, тогда как такие поезда специального формирования вместо числового номера имеют буквенный. Буква, она же литера, отсюда и название.

Как ездят другие

Спецпоезд для руководства страны – не российское изобретение. Как только появилась железная дорога, встал и вопрос о передвижении первых лиц. Самый известный спецпоезд – у руководства Северной Кореи: его окружают множественные слухи и легенды. В 2001 году Ким Чен Ир с официальным визитом проехал на этом поезде практически через всю Россию. А первые VIP-составы появились на родине железных дорог – в Англии. Поезд существует и теперь. Королева нет-нет да отправится на нём с государственным визитом.

Российские императоры ездили в обычных вагонах, хотя для их охраны по обеим сторонам вдоль путей выставляли солдат. Ленин больше предпочитал автомобиль, не выезжая далеко из Москвы.

Первые бронированные вагоны в СССР появились у Сталина. Тот не любил ни самолётов, ни автомобилей из-за присущей тряски, шумов и скованности движений. Поэтому и на Чёрное море, и в Тегеран, и в Ялту он отправлялся в бронированном составе. Ход у этого состава был такой, что совершенно непонятно, едет состав или стоит.

Хрущёв обожал новинки авиации, хотя Политбюро и настаивало в целях безопасности передвигаться по железной дороге. Никита Сергеевич вёл активную борьбу с излишествами, поэтому у него персональных вагонов не было, для каждой поездки литерный поезд формировали разные депо.

Только в 1974 году, уже при Брежневе, построили специальный вокзал в центре Москвы, между платформой Каланчёвская и Ленинградским вокзалом. Так появился вокзал, поезда с которого отправляются куда угодно, лишь бы там были рельсы. Это так называемый Правительственный вокзал. А если официально – Вагонный участок центрального направления Московского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».

Из чего состоит поезд

Информации про спецпоезда в открытом доступе мало. Однако некоторые подробности об этом секретном составе известны. Поезд находится в совместном ведении Управделами президента и РЖД. Бронированные вагоны предназначены только для Президента и председателя Правительства Российской Федерации. Даже федеральные министры правом на такую роскошь не обладают.

Спецпоезд для каждой поездки формируют каждый раз заново, исходя из длительности пути и целей поездки. Неизменными остаются лишь бронированные вагоны, остальные – стандартные СВ и купе, есть вагон-ресторан. После поездки состав расформировывается, и все вагоны (кроме бронированных) используют на обычных пассажирских маршрутах. Так что любой из наших читателей вполне мог ехать или обедать в одном из вагонов, состоявших в литерном поезде.

Ведут состав всегда не менее трёх тепловозов, расположенных в голове и хвосте поезда, ещё один тепловоз запускают впереди для проверки безопасности на путях. Почему именно тепловозы? Потому что они не привязаны к контактной сети и более мобильны, чем электровозы.

Спецсостав довольно часто бывает на ходу. Например, во время недавней самоизоляции Владимир Путин неоднократно ездил на нём в свою резиденцию на Валдае. Но такие поездки, конечно же, не афишируются.

Скорость такого поезда около 160 км/ч. С такой скоростью по нашему направлению ходят «Ласточки».

Для быстрых перемещений в Польше некоторое время назад куплены две мотрисы PESA 611М. Автомотриса представляет собой вагон на дизельном ходу. Кузов вагона опирается на две приводные тележки. Машина имеет кабины машиниста с обеих сторон. На испытаниях их удалось разогнать до скорости 201 км/ч!

Что же до поезда, который мне случайно встретился, то, как оказалось, именно на нём из Ржева возвращались Владимир Путин и Александр Лукашенко, открывавшие Ржевский мемориал Советскому солдату. Но президенты вышли в резиденции Завидово. А «литерный» продолжил свой путь в столицу уже пустым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: