Чиксулуб — крупнейший ударный кратер на Земле

Ученые раскрыли тайну астероида Чиксулуб, который уничтожил динозавров

Сегодня мало кто в научном сообществе сомневается в том, что динозавры вымерли из-за удара астероида Чиксулуб, который упал у побережья Мексики 65 миллионов лет назад и оставил после себя кратер шириной 149 километров и глубиной 19 километров. Что касается разрушительной силы удара, то тут тоже нет никаких сомнений – Чиксулуб уничтожил почти три четверти всех живых существ и погрузил нашу планету в бесконечную ночь и 18-месячную зиму, правда вместо снега на землю падал огненный дождь. Но несмотря на результаты последних научных исследований в этой области, вопросы к астероиду у ученых все-таки остаются. Так, исследователи не могут прийти к согласию по поводу того, чем Чиксилуб на самом деле является – астероидом или обломком кометы, откуда он взялся, как попал на Землю и почему обрушился на нее с такой разрушительной силой. Между тем, ответы на эти вопросы могут пролить свет не только на последние минуты жизни динозавров, но и на состояние Солнечной системы и наше место в ней.

Ученые считают, что астероид Чиксулуб, который уничтожил динозавров и превратил Землю в самый настоящий ад, зародился на самом краю Солнечной системы.

Астероид или обломок кометы?

Ученые довольно давно сошлись во мнении, что удар Чиксулуба о Землю стал причиной лесных пожаров, растянувшихся на сотни километров, вызвал цунами и выбросил миллиарды тонн серы в атмосферу. Эта газообразная дымка блокировала солнечный свет, охлаждая планету и обрекая динозавров и 75% всей жизни на планете на смерть. Но происхождение астероида долгие годы оставалось загадкой.

Недавно в журнале Scientific Reports было опубликовано исследование посвященное вопросам происхождения Чиксулуба. Анализируя данные об объектах, которые летают вокруг Солнечной системы, а также данные, полученные в ходе компьютерного моделирования, ученые из Гарвардского университета наконец нашли способ объяснить, как и почему Земля пала жертвой этого таинственного объекта. Интересно, что одним из соавторов исследования стал профессор Гарвардского университета Ави Леб. Недавно он предположил, что астероид Оумуамуа, который вторгся в нашу Солнечную систему в 2017 году, может являться инопланетной технологией. Подробнее читайте в нашем материале.

Так выглядит облако Оорта по мнению большинства исследователей.

Итак, большинство теорий предполагают, что Чиксулуб был массивным астероидом; сотни тысяч этих космических камней обитают между Марсом и Юпитером. Гарвардские астрофизики, однако, предложили альтернативную идею: они полагают, что Чиксулуб был вовсе не астероидом, а обломком ледяной кометы, которую гравитация Юпитера подтолкнула слишком близко к Солнцу. Как пишут исследователи в своей работе, путешествие Чиксулуба началось в облаке Оорта – гипотетической области Солнечной системы, которая расположена на самом ее краю.

Астероиды и кометы классифицируются NASA как космические камни, но они отличаются по ключевым признакам: кометы формируются из льда и пыли за пределами нашей Солнечной системы и, как правило, маленькие и быстро движущиеся, в то время как скалистые астероиды больше, медленнее и формируются ближе к Солнцу.

«Мы предполагаем, что на самом деле, если разрушить подобный объект, когда он приблизится к Солнцу, это может привести к соответствующей скорости событий, а также к удару такой силы, что уничтожил динозавров», – отметил соавтор исследования Ави Леб в интервью The Independent.

Эта теория, однако, противоречит одной из других основных теорий о том, откуда взялся Чиксулуб: считается, что он был куском более крупного астероида, который прибыл к нам из пояса астероидов между Юпитером и Марсом. Новое исследование предполагает, что Чиксулуб начал свой путь из облака Оорта, так как исследования в кратере Чиксулуб и других подобных кратерах предполагают, что объекты, из-за которых они появились, были относительно примитивными объектами, называемыми углеродистыми хондритами – такой состав гораздо более вероятен в объектах облака Оорта, чем в объектах из пояса астероидов, считают авторы научной работы.

Читайте также:
Карта Нгерулмуда, где находится Нгерулмуд на карте мира

Астрофизики также отмечают, что гипотезу можно было бы проверить при дальнейшем изучении самих кратеров, в том числе аналогичных кратеров на Луне. Когда обсерватория Веры Рубин в Чили начнет свою работу в следующем году, ученые также смогут наблюдать за подобными кометами и посмотреть, ведут ли они себя подобным образом.

Так выглядит кратер в месте падения Чиксулуба.

Интересно, что Амир Сирадж и Ави Леб – не единственные ученые, которые считают, что динозавров обрекла на гибель комета, а не астероид. Группа исследователей из Дартмутского колледжа также предположила в 2013 году, что высокоскоростная комета могла создать кратер Чиксулуб.

Чиксулуб врезался в Землю со скоростью 19 км в секунду, что примерно в 30 раз быстрее скорости сверхзвукового реактивного самолета. Образовавшийся кратер шириной в 149 км простирался на 19 км в глубину Мексиканского залива. Некоторые ученые подсчитали, что мощность астероида была эквивалентна 10 миллиардам атомных бомб.

Как пишет The Insider, поиск правильного ответа в дебатах о происхождении Чиксулуба полезен, так как может помочь исследователям выяснить вероятность подобного события в будущем. Согласно результатам одного интересного исследования, только две-три комет из Облака Оорта упали на Землю за последние 500 миллионов лет. А вот по данным Планетарного общества, астероид размером с Чиксулуб сталкивается с нашей планетой примерно каждые 100 миллионов лет. А как вы думаете, Чиксулуб это обломок кометы или астероид? Ответ будем ждать здесь, а также в комментариях к этой статье.

Кратер Чиксулуб

Третий по величине кратер в мире, чье образование решило судьбу динозавров

На полуострове Юкатан под тысячами футов известняка похоронены останки метеорита, настолько мощные, что уничтожили более половины видов, населявших Землю. Кратер Чиксулуб, названный в честь деревни, расположенной недалеко от ее центра, охватывает более 177 км в ширину, причём около половины его находится под Карибским морем.

Около 65 миллионов лет назад астероид или комета размером с небольшой город приблизился к Земле. С силой в 100 миллионов мегатонн тротила (в два миллиона раз мощнее самой мощной искусственной бомбы) она врезалась в нашу планету. Для динозавров, как и для любой другой формы жизни, населявшей Землю, последствия были катастрофическими.

В стороны разлетелись ударные волны, вызвав землетрясения и извержения вулканов по всему миру. В океанах взрыв вызвал мегацунами высотой в тысячи метров. Огромное количество мусора с поверхности Земли попало в атмосферу и за её пределы. Некоторые из крупных выброшенных кусков снова начали падать на Землю, сгорая в атмосфере и вызывая глобальные огненные бури. Тем временем небо потемнело, облако пыли покрыло нашу планету, блокируя солнечный свет. На земле на многие годы прекратился фотосинтез .

Однако спустя миллионы лет осталось лишь несколько мест, где можно обнаружить свидетельства этой катастрофы. Даже для зрителя, стоящего высоко над центром кратера, последствия удара не так очевидны. Возможно, наиболее выразительными чертами окружающего ландшафта являются сеноты. Эти заполненные водой воронки, когда-то использовавшиеся майя на жертвенных церемониях, усеивают края кратера.

На самом деле, только в 1978 году кратер Чиксулуб был окончательно изучен. Открытие, как правило, приписывается Глену Пенфилду, геофизику, который заметил необычные особенности региона, работая в мексиканской нефтяной компании Pemex. При изучении карты магнитной съемки Мексиканского залива Пенфилд обнаружил полукруглую дугу, свидетельствующую о наличии ударного кратера. Без его ведома бывший сотрудник Pemex отметил аналогичную аномалию на гравитационной карте Юкатана. Тем не менее, нефтяная компания запретила этому работнику публиковать свои выводы, и значение карты не было реализовано в течение многих лет, прежде чем Пенфилд использовал ее для подтверждения своих гипотез.

Читайте также:
Мармарис в июле: главное об отдыхе

Всего несколько лет спустя такие исследователи, как геологическая группа Луиса, Вальтера Альварес и аспирант Алан Хильдебранд, опубликовали противоречивые статьи, в которых предполагалось, что сильное воздействие астероида вызвало массовое вымирание в конце мелового периода. В качестве доказательства учёные использовали 65-летний слой обогащенной иридием глины, названный границей К-Т. Они утверждали, что только столкновение с большим внеземным телом может объяснить повышенные уровни иридия (редкий элемент, который чаще всего встречается в метеоритах), присутствующего в скале. Они пытались связать его присутствие на земле с падениями небесных тел.

Учёные также высказали предположения, которые позже нашли подтверждения в представленных доказательствах, что экстремальные давления и температуры, связанные с сильным взрывом, извергли бы из Земли «шоковый кварц» (деформированный тип знакомого кристаллического твердого тела) и тектиты (шарики из натурального стеклянного камня).

В то время как наука постепенно приблизилась к разумному объяснению гибели динозавров, прошло еще десять лет, прежде чем Чиксулуб был признан как место падения огромного метеорита. Это произошло в 1990 году, когда репортёр газеты сообщил Хильдебранду о работе Пенфилда, и два учёных начали вместе работать над образцами буровых растворов Pemex с Чиксулуба. Вскоре было подтверждено, что возраст и свойства кратера соотносятся с предположениями учёных.

Сегодня Чиксулуб всё ещё интересует учёных. Некоторые исследователи используют компьютерные модели для воссоздания сценария формирования кратера и объяснения его структурных изменений, в то время как другие занимаются отслеживанием того, откуда он прилетел. Считается, что важно обнаружить его происхождение в главном поясе астероидов.

Возможно, самая противоречивая работа заключается в определении точных событий, которые привели к исчезновению динозавров. В научном сообществе существуют значительные разногласия относительно того, было ли воздействие метеорита изолированным или исчезновение динозавров – просто веха истории. Возможно, продолжающиеся периоды глобального похолодания и потепления окончательно привели к исчезновению многострадальных созданий.

Как бы то ни было, удары размером с Чиксулуб происходят на Земле примерно раз в 100 миллионов лет, что делает кратер в Мексике уникальным и, возможно, тревожным напоминанием о хрупкости жизни.

Кратер Чиксулуб

Исследователи из Университета Глазго исследовали образцы грунта и определили его возраст в 66 038 000 ± 11 000 лет. На сегодняшний день – это крупнейший из известных кратеров. Этот период совпадает с периодом вымирания динозавров, но утверждать на 100% что динозавры вымерли только из-за воздействия последствий столкновения астероида с Землей, пока преждевременно, поскольку есть теории, которые утверждают, что динозавры по видам начали сокращаться еще до столкновения астероида, хотя последствия столкновения стали мощным фактором изменения всего живого на Земле.

Кратер был обнаружен геофизиком Антонио Камарго и Глендом Пенфилдом, они искали нефти на полуострове Юкатан в конце 1970 – х годов.
Пенфильд не смог доказать что геологическая особенность есть кратер от астероида и отказался от дальнейших исследований в этой области.
В 1990 году, Пенфильдом были получены образцы грунта, которые доказывали, что на этом месте было внешнее воздействие. Доказательства ударного происхождения кратера включает в себя измененный кварц с гравитационной аномалией, а так же тектиты в прилегающих районах.

В 1978 году, геофизики Антонио Камарго и Глен Пенфилд работая на мексиканской государственной нефтяной компании, нашли огромную подводный дугу с “необыкновенной симметрии” – кольцо 70 км в поперечнике.
Глен Пенфилд оценил гравитационную карту Юкатана сделанную в 1960 – е годы. Десять лет назад, Роберт Балтоссер доложил своему работодателю о возможном внешнем воздействии на Юкатане, но ему было запрещено публиковать свое заключение по корпоративной политике того времени.
Пенфильд нашел еще одну дугу на самом полуострове, концы которой продолжались на север. Сравнивая две карты, он обнаружил, что отдельные дуги образовали круг, 180 км в ширину, с центром вблизи деревни на Юкатане – Чиксулуб.
Он был уверен, что подобная форма была создана катастрофическим событием в геологической истории Земли.

Читайте также:
Ребенок заболел заграницей – что делать?

Пенфильд и Антонио Камарго представить свои результаты своих исследований в 1981 г. на конференции геофизиков.
Так совпало, что многие эксперты в области ударных кратеров присутствовали на данной конференции.

Нефтедобывающая компания Pemex пробурила поисково – разведочные скважины в этом регионе. В 1951 году они по описаниям бурили толстый слой андезита около 1,3 километров в глубину.
Этот слой может быть результатом интенсивного выделения тепла в результате ударного давления.
Пенфильд пытался собрать образцы буров, но как заявили в компании – они были утеряны.
Пенфилд отказался от своих исследований, опубликовал свои выводы и вернулся к своей работе в компании Pemex.

В 1980 году, ученый Луис Альварес выдвинул свою гипотезу о том, что большое внеземное тело столкнулось с Землей. В 1981 году, не зная об открытии Пенфильда, в Университете штата Аризона аспирант Алан Р. Хильдебранд и преподаватель Уильям В. Бойнтон опубликовали теорию столкновения с Землей астероида и начали поиски кратера.
Их доказательства включали зеленовато-бурую глину с профицитом иридия содержащего кварцевые зерна и небольшие стеклянные включения, которые выглядели как тектиты.

Более поздние данные свидетельствуют о том, фактический кратер имеет поперечник в 300 км и еще одно кольцо внутри диаметром 180 км.

Метеорит Чиксулуб, по оценкам имел диаметр 10 км или больше.
При ударе о землю выделилась энергия (4,2 × 1023 Дж), сопоставимая с более миллиардом атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.
Самое сильное известное извержение вулкана (La Garita Caldera), выделило эквивалентную энергию взрыва примерно 240 гигатонн тротила (1,0 × 10 21 Дж), что составляет только 0,1% от энергии удара Чиксулуб.
В результате удара в атмосферу было поднято почти 200 000 кубических километров вещества, включая воду и земную породу.

Ударная волна распростанилась на тысячи километров, на сотни километров вокруг было все испепелено тепловым воздействием. Колоссальные ударные волны вызвали глобальные землетрясения по всей Земле, а так же массовые извержения вулканов. Практически по всей Земле полыхали лесные пожары от последствий удара.

Выброс пыли и частиц покрыло всю поверхность Земли в течение нескольких лет, возможно, десятилетий. В атмосфере находилось большое количество пыли и смога.
Углекислый газ, выделенный из недр разрушением карбонатных пород, привел к внезапному парниковому эффекту.
Солнечный свет останавливали частицы пыли в атмосфере, происходило резкое охлаждение поверхности Земли. Фотосинтез растений также были прерван, затрагивая всю пищевую цепочку.

В феврале 2008 года группа исследователей во главе с Шоном Гулич Университета штата Техас в Остинс Джексон, использовали сейсмические изображения кратера для определения его глубины.
Они предположили, что более глубокий кратер мог привести к увеличению аэрозолей сульфата в атмосфере.
Сульфатные аэрозоли в верхних слоях атмосферы могут иметь охлаждающий эффект и генерировать кислотные дожди.

Единой теории о происхождении астероида нет, но есть множество противоречащих друг другу теорий. Учитывая то, что на Земле есть еще ряд крупных кратеров, в том числе один из них на территории Украины. По времени они появились примерно в один и тот же период, это может означать, что Чиксулуб имел спутники или осколки, которые одновременно с ним столкнулись с Землей.

Чиксулуб и массовое вымирание

Чиксулуб мог оказать значительное воздействие на исчезновение многочисленных животных и растительных групп, в том числе динозавров.
В марте 2010 года 41 эксперт из различных стран рассмотрели имеющиеся фактические данные.
Они пришли к выводу, что воздействие метеорита Чиксулуб спровоцировало массовое вымирание.
В 2013 году исследование сравнения изотопов в породе, подверженной удару Чиксулуб с теми же изотопами в слое границы вымирания.
Был сделан вывод, что воздействие датировано 66 038 ± 0,049 млн. лет, а слой разрыва в геологической и палеонтологической породе 66 019 ± 0,021 млн. лет, то есть две даты находятся в пределах 19 000 лет друг от друга, или почти совпадают в пределах погрешности эксперимента.
Эта теория в настоящее время широко принята научным сообществом. Некоторые критики, в том числе палеонтолог Роберт Баккер , утверждает, что такое воздействие убило бы лягушек с динозаврами вместе, но лягушки пережили период вымирания динозавров.
Герта Келлер из Принстонского университета утверждает, что последние образцы керна из кратера Чиксулуб, показывают, что столкновение произошло около 300 000 лет до массового вымирания, и, таким образом, не может быть причинным фактором.

Читайте также:
Сколько лететь до Паттайи из Москвы прямым рейсом

Однако этот вывод не поддерживается радиоактивным датированием и литологией.

Многократное воздействие – гипотезы

В последние годы некоторые другие кратеры примерно того же возраста, как Чиксулуб было обнаружены (Сильверпит) в Северном море и кратер Болтышский в Украине.
Столкновение кометы Шумейкера-Леви 9 с Юпитером в 1994 году показало, что гравитационное взаимодействие может фрагментировать кометы.
Не исключено, но и не досказано, что вышеуказанные кратеры – есть результат столкновения осколков Чиксулуб.

Будущие исследования

В апреле и мае 2016 года, разведочная группа получила первые морские образцы керна с пикового кольца, в центральной зоне кратера, чтобы определить какова была общая энергия удара. Чиксулуб является единственным известным на Земле кратером с оставшимся пиковым ударным кольцом.
Но она находится под 600 м осадочных пород. Целевая глубина составляет 1500 м ниже дна океана. Основные выводы будут сделаны после исследования керна в Бремене, Германия.

Самый страшный день в истории КХЛ. Прошло 10 лет, как разбился «Локомотив»

Пролетело уже 10 лет… Они тянулись очень долго. Но тот день 7 сентября 2011 года и сейчас перед глазами, словно это случилось вчера.

Трагическая весть о гибели «Локомотива» под Ярославлем была как удар молнии. Я узнал об этом, когда приезжал на матч открытия КХЛ в Уфу. Президент лиги Александр Медведев вышел на лед и объявил об этом людям.

Для этого требовалось большое мужество — и произнести эти слова, и сделать правильные поступки, выводя людей из глубочайшего кризиса.

Сейчас я говорю с Александром Медведевым, снова вспоминая тот день.

Самый черный день в истории российского хоккея.

«Теплилась надежда, что люди останутся живы»

— Александр Иванович, как начинался для вас тот день?

— Празднично. Начало нового сезона. Кубок Открытия. Два финалиста Кубка Гагарина — «Салават Юлаев» и «Атлант». В составах много классных хоккеистов. В первый день сезона у всех приподнятое настроение. Много гостей, руководители республики. Уфа по традиции принимала радушно. Все ждали этот матч, который задаст тон всему сезону.

— Когда вы узнали о трагедии?

— Мне сообщил Дима Курбатов (тогда один из руководителей КХЛ. — «Матч ТВ»), что произошла катастрофа с самолетом. Но при этом не было полной информации.

Теплилась надежда, что люди останутся живы. Тем более мелькнули слова, что погибших нет. Потом — что часть пассажиров жива…

Но когда я получил звонок из Росавиации, то стало ясно: надежды нет.

На льду шел первый период. Надо было принимать быстрое решение. И я посчитал, что необходимо обратиться к людям, взять перерыв, а потом поговорить с командами.

Что вообще делать?

Был один из вариантов: доиграть матч в память о «Локомотиве». Но большинство хоккеистов высказалось за то, чтобы не выходить на лед.

Ведь в том самолете у каждого были настоящие друзья. Хоккейный мир тесен, все ребята друг друга знали. Кто-то раньше вместе играл.

Читайте также:
не дают визу в ОАЭ: принчины отказа

Когда решение об отмене матча приняли, надо было сообщить об этом зрителям, собравшим аншлаг в Уфе. Не было ни одного свободного места.

Было очень тяжело. Но я посчитал своим долгом и обязанностью выйти к болельщикам, обо всем объявить.

— Какой была реакция?

— Адекватная. Хотя многие люди обо всем уже знали. Они плакали. Но поддержали аплодисментами наше решение — не играть. Всех объединило общее горе. Мы потеряли такую команду, и с этим до сих пор трудно смириться.

— Как вы нашли слова?

— Нашел… Считал обязанным это сделать. С людьми надо разговаривать, что бы ни происходило.

«Та трагедия случилась будто вчера»

— Какими были ваши первые шаги как президента КХЛ?

— Тут подключились очень многие. Главной темой было заново собрать команду в Ярославле. Другие клубы КХЛ сами выражали готовность делегировать своих лучших хоккеистов в «Локомотив». Сами ребята хотели ехать, рвались играть. Некоторые говорили, что готовы даже на минимальную зарплату. Даже на один год нельзя было прервать существование «Локомотива».

Для президента клуба Юры Яковлева это было страшное горе. И ведь предполагалось, что он полетит на этом самолете. Для него это было особенно тяжело. К своим хоккеистам он относится как к детям.

Руководство города, области были готовы к любым вариантам. Все хотели, чтобы «Локомотив» не исчезал с хоккейной карты.

В итоге было принято решение сделать перерыв. Не играть в КХЛ. Готовить команду к следующему сезону.

Я очень хорошо помню, как через год проводился матч памяти «Локомотива». Та игра сначала проходила в абсолютной тишине. Полный стадион почти половину периода глухо молчал. Тот момент, когда люди отдавали дань ушедшей команде, тоже никогда не уйдет из памяти.

Потом трибуны ожили, стали болеть за хоккей. И это было возвращение «Локомотива» в КХЛ.

Та трагедия случилась 10 лет назад. Но для меня это было словно вчера.

«Как хрупка человеческая жизнь»

— Когда остановили матч в Уфе, куда вы сразу поехали?

— Тут же нет никаких регламентов. Действовали по ситуации. Уже на следующий день полетели в Ярославль, где оставались до похорон.

Нужно было позаботиться о немедленной помощи семьям. Мы знаем, какими тяжелыми бывают иногда отношения между родственниками.

Не хочу называть имен, но за редким исключением все делалось очень по-человечески. Находились какие-то компромиссные решения по финансам, наследству.

Не забывайте, что шла борьба за жизнь одного из игроков «Локомотива» — Александра Галимова. И еще выжил бортинженер самолета.

Мы мобилизовали все медицинские силы в России и за рубежом, чтобы спасти Сашу. К сожалению, сильнейшие ожоги оказались несовместимыми с жизнью.

Галимов жил до 11 сентября. Он боролся до последнего. И это в диком напряжении держало всю страну. Даже тех, кто никогда не интересовался хоккеем.

Эта трагическая история показала, как все-таки хрупка человеческая жизнь.

Мы потеряли не только российских игроков. Погибли представители девяти стран. Многие ребята с тяжелейшей судьбой, как усыновленный мальчик Стефан Лив, ставший вратарем…

Все стремились в тот «Локомотив». Там собрались замечательные парни. История с Иваном Ткаченко, который перед вылетом оказал благотворительную помощь тяжело больной девочке…

Ваня никогда об этом не рассказывал. Он делал это не для того, чтобы казаться благородным. Он просто был благородным человеком.

Этого порой не хватает нашим хоккеистам, особенно молодым. Но тогда те истории заставили всех задуматься об отношении к жизни и друг к другу, а также к делу, которым ты занимаешься.

«Нельзя, тем более сейчас, кого-то обвинять»

— Я знаю, что многие команды КХЛ после той трагедии очень боялись летать. Кажется даже, «Атлант» уезжал из Уфы на автобусе.

Читайте также:
Автобус 860 Как С Добром Добраться!

— Мы говорили об этом с Росавиацией, и сами клубы стали более жестко относиться к тому, на чем летают.

Риски есть везде — и на дороге, и в море, и в воздухе. Но обязанность всех и каждого сделать так, чтобы эти риски были минимальными. Устранить их совсем нельзя. Но все стали работать гораздо строже.

— Много лет шло расследование, почему разбился «Локомотив». Можете дать объяснение сейчас, в чем была главная причина трагедии?

— Я не буду цитировать заключение. Сам неоднократно путешествовал на самолетах Як-40 и Як-42. Они считались одними из самых надежных в нашем авиапарке.

Из того, что я читал, — есть особенности управления Як-40 и Як-42. А один из пилотов почти всю карьеру летал на других самолетах. Пересел на эту модель не так давно, перед трагедией.

Но это всё были опытные пилоты, с большим налетом. Нельзя, тем более сейчас, кого-то обвинять. Официальные заключения сделаны, и с этим нужно жить.

«Эта боль никуда не уйдет»

— Вы не думали в сентябре, чтобы отменить сезон КХЛ вообще?

— Таких мыслей не было. Но мы взяли несколько дней, чтобы проститься с ребятами. Тысячи людей, целые команды приехали в Ярославль на похороны.

И сейчас у клубов КХЛ есть традиция: когда приезжаешь на гостевой матч с «Локомотивом», то посещаешь место катастрофы, заходишь на мемориал на кладбище.

Все хоккеисты помнят о той команде. И отдают ей дань от души.

— Правильное ли решение, что теперь 7 сентября все снова играют в хоккей?

— Эта тема была сразу обсуждена с «Локомотивом». Поначалу не играла ни одна из команд КХЛ, потом не играл только клуб из Ярославля.

Но по просьбе того же «Локомотива» решили вновь играть. Исходили из того, что пришло то время, когда более сильно вспоминать об ушедшей команде в дни домашних матчей железнодорожников.

Это не отменяет, что нужно посещать место трагедии, кладбище. Но это действует более остро, когда люди играют в хоккей.

— В эти дни выходят фильмы о погибшем «Локомотиве». Вы их будете смотреть? Или не хотели бы возвращаться мыслями в те дни?

— Эта боль никуда не уйдет. От нее не избавишься, ничего не читая и не смотря.

Наоборот, есть желание убедиться в том, что авторы книг, статей, кинопроизведений чутко отнесутся к этой теме.

Что не будет никакой пошлости и грязи и получится жизненно. Я верю в то, что авторам хватит деликатности. И у меня нет сомнений, что они работали искренне, с лучшими побуждениями. Внесли свой вклад в общий мемориал памяти.

Пока мы помним ушедших ребят, они с нами. Они живут.

Да, нужно быть деликатными, уважая родственников, близких, друзей. Это и для меня важнейшая тема, потому что я очень хорошо знал лично многих хоккеистов того «Локомотива». Их потеря — для меня это личная трагедия.

— Самый страшный день?

— Да, это самый страшный день для меня как для президента КХЛ.

— Спасибо за то, что выдержали тот удар и с достоинством вывели лигу из той беды.

— Помним о «Локомотиве».

Небесная команда. Погибший состав «Локомотива»-2011

Стефан Лив (30 лет), Швеция

Александр Вьюхин (38), Россия/Украина

Виталий Аникеенко (24), Россия/Украина

Михаил Баландин (31), Россия

Роберт Дитрих (25), Германия / Россия

Марат Калимулин (23), Россия

Карел Рахунек (32), Чехия

Руслан Салей (36), Белоруссия

Карлис Скрастиньш (37), Латвия

Павел Траханов (33), Россия

Юрий Урычев (20), Россия

Максим Шувалов (18), Россия

Александр Васюнов (23), Россия

Читайте также:
Фото Узбекистана (1494 фото)

Йозеф Вашичек (30), Чехия

Александр Галимов (26), Россия

Павол Демитра (36), Словакия

Александр Калянин (23), Россия

Андрей Кирюхин (24), Россия

Никита Клюкин (21), Россия

Ян Марек (31), Чехия

Сергей Остапчук (21), Россия / Белоруссия

Павел Снурницын (19), Россия

Даниил Собченко (20), Россия / Украина

Иван Ткаченко (31), Россия

Геннадий Чурилов (24), Россия

Артём Ярчук (21), Россия

Брэд Маккриммон (52), главный тренер — Канада

Александр Карповцев (41), тренер — Россия

Игорь Королев (41), тренер — Россия / Канада

Николай Кривоносов (31), тренер по физподготовке — Белоруссия / Россия

Андрей Зимин (49), врач — Россия

Юрий Бахвалов (47), массажист — Россия

Александр Беляев (48), массажист — Россия

Евгений Куннов (31), массажист — Россия

Вячеслав Кузнецов (27), массажист — Россия

Владимир Пискунов (52), администратор — Россия

Евгений Сидоров (43), методист — Россия

Андрей Соломенцев, командир воздушного судна

Игорь Жевелов, второй пилот

Сергей Журавлев, бортмеханик

Елена Сарматова, стюардесса

Надежда Максумова, стюардесса

Елена Шалина, стюардесса

Владимир Матюшкин, инженер

Выжил только Александр Сизов, инженер по наземному обслуживанию радиоэлектронного оборудования, который находился в пассажирском салоне.

«Всё, конец»: о причинах гибели ярославского «Локомотива» словами пилотов

«Что ты делаешь-то?» — фраза одного из пилотов злополучного рейса, унесшего в 2011 жизни основного состава хоккейного «Локомотива» из Ярославля. Эти слова вмиг разошлись миллионным тиражом в российской печати и по просторам интернета.

Ошибка на стадии подготовки

До последней фразы пилотов в радиоэфире в 15:59:57 «Всё, конец» (только нецензурно) и обрыва записи в 15:59:59 есть ещё почти десять минут переговоров, из которых становится ясно, что на самом деле могло стать причиной крушения самолёта, что позволяет забыть про мифические литерные рейсы, теории заговоров и прочие псевдонаучные расследования.

Интересующие нас переговоры начинаются в 15:51 по московскому времени с фразы «Сколько тебе? Девять?» Пилоты наугад выбирают положение стабилизатора из-за того, что им не известен точный вес снаряженного для полёта судна. Так происходит потому, что багаж перед взлётом не прошёл процедуру взвешивания.

Далее, в 15:57, следует команда начинать движение — стандартное российское «Поехали!» и предложение взлететь на номинальном режиме, который обычно используется для незагруженного самолёта. Проблема заключается лишь в том, что на борту этого Як-42 присутствовало 45 взрослых людей и огромный багаж хоккейной команды. На каждого игрока приходится не менее 50 килограммов снаряжения. В общем, самолёт был не просто загружен, а даже нагружен больше привычного.

После этого пилоты начинают спорить, с какого места им лучше начинать взлёт. Один предлагает начать с дальнего края взлётной полосы, сделав разгонное расстояние максимальным. Но первый пилот принимает решение разгоняться с точки, где было легче вырулить, лишив себя нескольких сотен метров разгона, которого, возможно, и не хватило для взлёта.

Начало движения

Начинается разгон — в Москве на часах 15 часов 58 минут 36 секунд. До катастрофы остаётся менее полутора минут. Двигатель набирает обороты, нормальные для номинального режима, судно начинает ускоряться.

«Скорость растёт. Параметры в норме. 130. 150. 170. 190. », — комментирует выживший бортмеханик. Передняя стойка начинает подпрыгивать на взлётной полосе, но никак не может оторваться от земли. Позже выяснится, что кто-то из пилотов мог случайно слегка нажать на педаль тормоза, что допустимо в похожих моделях самолетов Як, но не в этой, не в Як-42.

«Поднимайте!» — командует первый пилот. В этот момент скорость уже достигла 210 километров в час, но экипаж так и не начал торможение.

«Взлётный!» — говорит командир, решая врубить двигатели на полную мощность и идти до конца. В этот момент до края взлётной полосы остаётся менее полукилометра — точка невозврата уже пройдена. Дальше можно либо оторвать машину от земли, либо отказаться от взлёта и, выехав на самолёте далеко за пределы полосы, привести машину в негодность, либо при неудачной попытке взлёта попасть в авиакатастрофу.

Читайте также:
Онлайн регистрация на рейс авиакомпании «Икар»

«220. 230. » — комментирует бортмеханик набор скорости. Но самолёт продолжает всеми шасси касаться земли.

«Мы мало, наверное, стабилизатор развернули», — слишком поздно предполагает второй пилот.

«Взлётный! Взлётный!» — в панике кричит командир судна. Скорость достигает 250 километров в час. «Взлётный! Стабилизатор!» — продолжает отдавать команды первый пилот, начиная осознавать, что произойдёт через 17 секунд.

Только вперёд

Видимо, начинается паника, потому что в этот момент, когда самолёт на скорости 250 километров в час покидает взлётную полосу, командир отводит штурвал от себя, прижимая нос самолёта к земле.

Не понял задумки и бортмеханик, который решил, что командир начинает торможение. Механик сбросил мощность всех двигателей на минимум.

«Да что ты делаешь-то?» — прокричал в этот момент второй пилот в адрес командира, понимая, что тормозить уже поздно. В этот же момент оба пилота начинают изо всех сил тянуть штурвал на себя, а бортмеханик врубает полную мощность, всё же пытаясь оторвать судно от земли. Они уже понимают, что другого выхода нет. Попытка торможения приведёт к трагедии, а взлететь чудом, но ещё можно.

Спустя полкилометра после выезда со взлётной полосы самолёт всё же отрывается от земли, но, набрав высоту лишь в 6 метров, всей массой обрушивается обратно.

«Всё, конец!» — говорит командир (в оригинале из уст командира звучит нецензурная лексика). Самолёт падает в овраг. Спустя две секунды запись обрывается. Ещё секунду спустя московские куранты бьют 16:00.

Давать оценку новым данным будут специалисты. Решение, кто прав, а кто виноват, примет суд. Но в любом случае всё это не вернёт ни хоккеистов, ни пилотов, ни все тех, кто погиб в этот злополучный день, 7 сентября 2011 года.

Крушение Як-42 под Ярославлем

Комментарии

Уважаемые читатели газеты!
Сейчас мы все переживаем непростые времена. Кризис затронул все области жизни, включая и без того непростую ситуацию для пока ещё выходящих в виде «бумажных» изданий независимых средств массовой информации. Мы вынуждены обращаться к вам за помощью, т. к. не имеем спонсоров и существуем только за счёт тех денег, что платят за газету наши верные поклонники. Независимость в наше время стоит недёшево, а расходы на выпуск газеты непрерывно растут – вместе в ними, к сожалению, растут задолженности перед сотрудниками редакции и авторами, благодаря которым «Совершенно Секретно» до сих пор существует в том виде, в котором её цените вы и любим мы. Любая ваша помощь будет очень кстати, и учредитель гарантирует, что она будет направлена исключительно на погашение немалых долгов перед выпускающим газету коллективом журналистов и технических специалистов.
Если вы не против оказать такую помощь, то отсканировав данный QR-код в мобильном приложении, к примеру, «Сбербанка» (заплатить по QR-коду) или любого другого приложения любого банка, поддерживающего платежи по QR-коду, вы сможете сделать пожертвование на любую приемлемую для вас сумму, от которой не пострадает ваш бюджет – мы будем очень признательны всем независимо от размера пожертвования и отчитаемся по всей полученной от вас добровольной помощи.

Откройте (запустите) банковское приложение, отсканируйте QR-код, выбрав пункт меню «платежи по QR-коду» и наведя камеру на QR-код, введите сумму пожертвования и сделайте платёж.

Тел./факс редакции: +7 (499) 288-00-72

Рекламный отдел:+7 (499) 288-00-72

Отдел распространения: +7 (499) 288-00-89

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации:

«Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА),«ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18».

Читайте также:
Образ жизни в Швеции, повседневные привычки и особенности

Учредитель: ООО «Совершенно Секретно Трейд».
Юридический адрес: 127247, г. Москва, Дмитровское ш-е, д. 100, стр. 2.
Почтовый адрес: 127247, г. Москва, а/я 72.
Генеральный директор: Андрей Кораблин.

Все права защищены. Копирование и использование материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт.

ДОБАВЛЕНИЕ ПРЕСС-РЕЛИЗА :

Представители компаний могут самостоятельно разместить пресс-релиз на портале sovsekretno.ru. Данный вид размещения информации доступен для партнеров в двух форматах: бесплатно и на платной основе.

Правила размещения пресс-релизов:

Пресс-рели́з — информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу.

Требуется регистрация на сайте.

Необходимо внимательно заполнить все поля формы на странице «Добавить пресс-релиз» и нажать кнопку «Отправить». После отправки ваш пресс-релиз будет проверен модератором и опубликован на сайте.

Требования к публикуемым пресс-релизам:

К бесплатной публикации на сайте принимаются только пресс-релизы. Произвольные и коммерческие статьи к бесплатной публикации не принимаются.

Пресс-релиз должен быть посвящен конкретному событию. Не допускается публикация текстов, несущих лишь рекламную информацию.

Пресс-релиз, который содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок не публикуется.

Не публикуются плохо оформленные (нечитаемые) пресс-релизы: сплошной нечитаемый текст; текст, без разбиения на абзацы; злоупотребление форматированием; чрезмерное количество ссылок в тексте.

В случае нарушения одного или нескольких правил, редакция оставляет за собой право не публиковать пресс-релиз на сайте.

Технические требования к тесту пресс-релиза.

Объем – до 3000 знаков. Допустимый минимальный размер изображения в тексте пресс-релиза – 240×150 px, для анонса пресс-релиза на главной странице – 80Х50 px, допустимые расширения: jpg,jpeg,gif,png, максимальный размер файла: 2 мегабайта.

Бесплатное размещения материалов в разделе «пресс-релизы» на нашем портале:

Невернувшийся “Локомотив”. История жуткого крушения самолёта с хоккеистами

7 сентября 2011 года спортивный мир (да и не только спортивный) потрясла ужасная новость: под Ярославлем во время взлёта разбился самолёт с профессиональной хоккейной командой “Локомотив”.

Фото © ИТАР-ТАСС / Владимир Смирнов

Трагедия, в которую до последнего не хотелось верить, случилась, когда команда вылетала из ярославского аэропорта Туношна в Минск на свой первый матч регулярного чемпионата КХЛ против “Динамо”. Причиной страшной катастрофы, унёсшей жизнь 44 человек, по официальной версии следствия, стала ошибка одного из двух пилотов, управлявших воздушным судном Як-42 авиакомпании “Як-сервис”.

“Локомотив” всегда считался и считается по сей день одним из топ-клубов КХЛ. Но в 2011 году железнодорожники не просто были крепким коллективом, а оценивались экспертами чуть ли не как главные претенденты на победу в Кубке Гагарина. Тогда в межсезонье руководство “Локо” провело отличную трансферную кампанию, прилично усилившись перед регулярным чемпионатом. Сплав опыта и молодости должен был принести “Локомотиву” желанный трофей, однако в том чемпионате клуб из Ярославля так и не выступил.

Ту команду собирали для победы в Кубке Гагарина. И она бы взяла трофей. Всё для этого было: опытный тренер, хороший состав, в котором были как состоявшиеся мастера, так и подающие большие надежды молодые хоккеисты, но уже способные на равных биться с лидерами КХЛ

Болельщик ХК “Локомотив”

Список хоккеистов и сотрудников клуба, погибших в авиакатастрофе под Ярославлем

Стефан Даниэль Патрик Лив, 30 лет

Александр Вьюхин, 38 лет

Виталий Аникеенко, 24 года

Михаил Баландин, 31 год

Роберт Дитрих, 25 лет

Марат Калимулин, 23 года

Карел Рахунек, 32 года

Карлис Скрастиньш, 37 лет

Павел Траханов, 33 года

Юрий Урычев, 20 лет

Максим Шувалов, 18 лет

Руслан Салей, 36 лет

Александр Васюнов, 23 года

Йозеф Вашичек, 30 лет

Читайте также:
Автобус 841: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Павол Демитра, 36 лет

Александр Калянин, 23 года

Андрей Кирюхин, 24 года

Никита Клюкин, 21 год

Ян Марек, 31 год

Сергей Остапчук, 21 год

Павел Снурницын, 19 лет

Даниил Собченко, 20 лет

Иван Ткаченко, 31 год

Геннадий Чурилов, 24 года

Артём Ярчук, 21 год

Александр Галимов, 26 лет

Брэд Байрон Маккриммон (главный тренер)

Игорь Королёв (старший тренер)

Александр Карповцев (тренер)

Николай Кривоносов (тренер)

Евгений Сидоров (тренер-методист)

Юрий Бахвалов (техник)

Александр Беляев (техник/массажист)

Евгений Куннов (массажист)

Вячеслав Кузнецов (массажист)

Андрей Зимин (врач)

Владимир Пискунов (администратор)

По официальной версии следователей, причиной крушения самолёта стала ошибка одного из пилотов, который во время взлёта по неизвестной причине стал жать на тормоз, не дав самолёту набрать нужную высоту. Есть и неофициальные версии. Одну из них на суде озвучил единственный обвиняемый по этому делу Вадим Тимофеев, который и был ответственным за допуск экипажа к полёту.

— Считаю, что основной причиной авиакатастрофы стало нарушение центровки (расположение пассажиров и багажа. — Прим. Лайфа) . Экипаж был высококлассным, но ситуация была выше их. Я не уверен, что другой экипаж справился бы в этой ситуации. Географии полётов этих ребят могут позавидовать многие пилоты-профессионалы.

Герой России и пожар в двигателе: Что известно о крушении самолёта Ил-112 в Подмосковье

Я не верю, что пилоты в течение такого длительного времени жали на тормоза, и никто из лётчиков не верит

Ответственный за допуск экипажа к полёту

Не верит в вину пилотов и единственный выживший в катастрофе борттехник Александр Сизов. На суде он отметил, что никакого торможения во время разбега он не почувствовал. Кроме того, не было никаких странных и посторонних звуков.

В работе двигателя я не слышал ничего необычного, задремал, проснулся, когда кто-то громко сказал: “Почему не взлетает?” Я посмотрел в иллюминатор. Было видно, что самолёт движется. Через пять-семь секунд мы съехали на грунт, потом взлетели, но не плавно, а задрав нос. Оторвался от земли и завалился на бок. Дальше столкновение. И я потерял сознание

Ознакомившись и изучив все обстоятельства катастрофы, следователи вынесли свой вердикт, что именно Тимофеев совершил ошибку, допустив к полёту экипаж, который якобы не имел права пилотировать судно Як-42, так как не завершил переобучение на управление данным самолётом. В итоге Тимофеев был осуждён на пять лет лишения свободы, но его амнистировали прямо в зале суда. В дальнейшем клубами КХЛ было принято решение отказаться от перелётов на Як-42.

Спустя десять лет после трагедии истинная причина крушения так и неизвестна. Родственники погибших не верят в вину пилотов. По их просьбе было проведено независимое расследование с участием ведущего эксперта России по авиакатастрофам Валентина Дудина, а также лётчиков-испытателей первого класса Владимира Герасимова и Александра Акименкова. Эксперты пришли к выводу, что катастрофа произошла по причине, которая вызвана конструктивными и аэродинамическими недостатками самолёта Як-42. Специалисты считают, что если пилоты подняли судно в воздух, то изначально никакой аварийной ситуации не было.

Тогда, в далёком 2011 году, каждый житель Ярославля воспринял эту трагедию как собственную. С городом в те дни скорбела не только Россия, но и весь мир. Скорбят и сегодня, вспоминая тех мужчин, которые, садясь в самолёт, и подумать не могли, что больше никогда не выйдут на лёд, а этот полёт станет последним для них. Они ушли так быстро из этой жизни, но навсегда остались в команде “Локомотив” и в сердцах всех хоккейных болельщиков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: