Чем больше шапка, тем выше статус. Традиции киргизов

Ак калпак: все, что вы не знали про гордость кыргыза

Не так прост ак-калпак, как может показаться на первый взгляд. Раньше было достаточно одного взгляда на этот национальный мужской головной убор, чтобы узнать, откуда родом джигит, сколько лет ему, каков его социальный и семейный статус. Сегодня об этом удивительном и для многих утерянном «языке» калпака знают единицы.

Тайный код

Издавна ак-калпак делали только из войлока белого цвета. Его выкройка достаточно проста: четыре расширяющихся клина. Снизу они не сшиваются, что позволяет поднимать или опускать поля, а верх изделия украшают кисточкой.

Каждый элемент калпака имеет огромное значение

А учреждение в 2016 году Дня национального головного убора ак-калпака, по его словам, не сильно-то поспособствовало изучению традиций.

Болотбек Дыйканбаев рассказал, что каждый элемент калпака имеет огромное значение. Если, например, цвет окантовки и отворот зеленые, значит, владельцу 12 лет.

«Орнамент по-кыргызски называется «оймо». На детском головном уборе имеется четыре «лепестка», которые направлены в разные стороны. Этот узор называется «умай эне». Его вышивали на детских принадлежностях, так как считалось, что мать Умай охраняет ребенка во сне от злых духов», — объяснил он.

Как правильно искать жену

Когда молодому человеку исполнялось 24 года, цвет окантовки менялся на голубой. Соответственно менялся и узор: он вытягивался в две стороны. Это означало, что обладатель ак-калпака уже вполне взрослый и может воевать, может защищать свой дом.

Еще в недавние времена достаточно было взглянуть на отворот ак-калпака, чтобы понять, например, что джигит ищет невесту. В этом случае он надевал калпак с красными или бордовыми отворотами.

Если мужчине исполнялось 36 лет, кант на головном уборе следовало заменить на коричневый, а в 48 — на бежевый. Любой встречный читал: этот мужчина может подавать пример подрастающему поколению. Черный появлялся на калпаке мужчины, перешагнувшего 60-летний рубеж. Если же вдовец решался второй раз жениться, то надевал белый калпак с каймой из черного войлока.


Фото ИА «24.kg». Сравните, калпак китайский и современный

«Когда отвороты белые, а узоры смотрят вверх и вниз, это значит, что перед вами уважаемый человек, руководитель, начальник. Значение имеет и высота колпака: чем он выше, тем больший перед вами начальник. Самый высокий калпак должен быть у президента. Кочевники много не говорили, они по головному убору издалека понимали, кто перед ним», — улыбается знаток.

Помни корни свои

Но не только выбор цвета рассказывал о мужчине. Разрез клиньев на ак-калпаке давал понять, какого роду-племени джигит.

Разрез спереди был у представителей правого крыла. По обоим бокам — левого. А вот у «средних» родов, на кыргызском «ичкилик», головной убор вообще был без разрезов.

Мне рассказывал о символах на калпаке мой отец, а ему – его отец, а тому – его отец. Я сын чабана. Когда мы летом выезжали на джайлоо, то по ночам, охраняя скот, он мне рассказывал истории, легенды нашего народа.

Те, кто шьют национальные головные уборы, тоже не знают всех тонкостей. Они руководствуются принципом: красиво — и ладно.

Беречь, но не навязывать

Хранитель традиций убежден, что относиться к национальному убору следует с большим уважением. Нельзя дарить другому человеку собственный калпак, кидать его, играть им или оставлять на земле. Пренебрегая калпаком, его обладатель унижает сам себя.

«У кыргызов есть пословица, которую можно перевести так: если шапку снял, то и голову потерял. Калпак — ценный подарок уважаемым людям и близким. Но, думаю, нельзя никого заставлять его носить. Вот в Жогорку Кенеше говорят, что чуть ли не каждый госслужащий должен носить калпак. Кого заставлять? Если русский, узбек, таджик, кореец, да и сам кыргыз сидят в министерстве — они должны калпак носить? Смешно. Если чиновник захочет, пусть носит. Но заставлять. У каждой нации есть свои традиции, своя одежда. Мы живем в современном мире, в XXI веке», — считает Болотбек Дыйканбаев.

По его мнению, головной убор не может быть дешевым. К сожалению, сегодня появилось много китайских искусственных подделок.

Китайский калпак из синтетики — это дешевка. Поэтому такой калпак даже в мусорном баке можно увидеть. И это плохо.

Традиции в новом исполнении

В студии дизайнера-ремесленника Бурмы Бекишевой глаза разбегаются от разных по цвету калпаков. Сегодня такие в моде. Яркие стилизованные головные уборы пользуются спросом у молодежи. Их — в отличие от классических — могут носить и представительницы прекрасного пола.

«Все начинается с выбора сырья. Оно должно быть качественным. Есть войлок ручного изготовления и фабричный. В последнее время калпаки шьют из сырья разных цветов. Получаются такие современные этно-калпаки. Их часто сочетают с цветными стегаными чапанами. Калпак тем самым как бы переживает второе рождение», — рассказывает мастерица.


Фото ИА «24.kg». Выкройка калпака достаточно проста

Бурма Бекишева к такой трансформации относится с пониманием, считая, что в эпоху глобализации кыргызам необходимо сохраниться как этнос.

Чем мы, кыргызы, известны другим людям? Нашей юртой, нашей одеждой и нашим языком, культурой. Это и есть национальная идентификация. И хорошо, что молодежь сегодня с удовольствием носит национальную одежду, головные уборы.

История, рассказанная орнаментом

Цветные калпаки Бурма Бекишева узорами не украшает, они и без этого яркие. Но о том, что зашифровано в орнаменте, знает не понаслышке: долгие годы преподавала в школе, шила шырдаки, сумки, головные уборы.

Читайте также:
Время полета Омск — Турция

«Каждый из узоров несет особый смысл, каждый можно прочитать. Точнее, раньше можно было. Сейчас же часто встречаются узоры ни о чем. Смотришь, набор отдельных элементов, не связанных между собой, — собачий хвост, звезда, человек. Или вообще женский узор на мужском калпаке. Это недопустимо. Нельзя путать мужские и женские орнаменты, потому что каждый из них несет свою энергетику. Если вижу, что обладатель такой шляпы настроен доброжелательно, подхожу, говорю ему об этом», — рассказывает Бурма Бекишева.

Орнаменты делятся на растительные, бытовые, животные и космогонические (солнце, луна, звезды, явления природы).

Новый поворот

По словам мастерицы, привнесли свою лепту в национальный наряд и Всемирные игры кочевников. Сейчас часто на калпаках, одежде, аксессуарах можно встретить эмблему Игр, стилизованную под петроглиф.

Раньше кыргызская женщина никогда не носила калпак. Да и сегодня не наденет головной убор, выполненный в традиционном мужском стиле.

А вот современный калпак вполне может стать частью женского гардероба, как джинсы, кепи и другие прежде сугубо мужские вещи. Как правило, это красные калпаки с рисунком ала-кийиза, украшением к ним идет брошь.

    Фото ИА «24.kg». Бурма Бекишева. Такие колпаки пользуются спросом у молодежи

«Раньше вся информация передавалась от матери к дочери, от отца к сыну. Но сейчас мало тех, кто может расшифровать орнамент. Моя мама учила меня технологии кийиза: показывала, как обрабатывается шерсть, как закатывается она в чий, как красят. Действия родителей дают хороший пример детям. Не зря говорят, что когда ученик готов, учитель всегда найдется. Это народная культура, наследие», — говорит Бурма Бекишева.

Это простая геометрия и арифметика, но в них вся соль.

Как живут в Киргизии обычные люди: страна гор и цветных революций

Киргизия – это небольшое государство, затерявшееся среди бескрайних азиатских степей и величественных вершин Памира и Тянь-Шаня. Это бывшая советская республика, получившая независимость после распада СССР. Несмотря на тридцать лет самостоятельности, дела в стране идут не слишком хорошо – уровень жизни в Киргизии один из самых низких на постсоветском пространстве.

  1. Как живут киргизы
  2. Традиции и обычаи
  3. Культура и фольклор
  4. Уровень жизни и цены
  5. Цены
  6. Русские в Киргизии
  7. Политика и криминал

Как живут киргизы

Киргизия не имеет собственного выхода к морю, три четверти территории страны занимают горы. Ее ближайшие соседи – Таджикистан, Узбекистан и Казахстан, на юге она граничит с Китаем. Столица Киргизии – Бишкек, второй по величине город – Ош.

Величина ВВП республики составляет чуть более 35 млрд долларов. Основой ее экономики является сельское хозяйство, в нем занято 48% трудоспособного населения.

Сегодня население Киргизии – чуть более 6,5 млн человек, титульной нацией являются киргизы, также здесь проживает значительное количество русских и узбеков. Большинство граждан страны – мусульмане-сунниты.

Традиции и обычаи

Киргизы – древний и гордый народ, потомки воинственных племен кочевников и скотоводов. Во многом они сохранили богатство культуры и традиции кочевого народа.

У киргизов популярна игра кок-бору, которая очень похожа на поло. Но играют в нее не мячом, а тушей козла. В последние годы, правда, в целях гигиены стали использовать не настоящее животное, а его муляж. В Киргизии проводят мировые чемпионаты по кок-бору.

Киргизы вообще любят праздники со спортивными состязаниями. Наиболее популярна стрельба из лука, скачки на лошадях с элементами джигитовки. Одним из самых сложных состязания считается тыйын-энмей. От участников требуется не только быстрее всех проскакать, но и выхватить монету, упрятанную в лунке на земле.

Юрта внесена ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

В стране до сих пор существует традиция кражи невесты. Власти пытаются бороться с ней, но пока получается не слишком успешно.

Киргизы живут в юртах. Не все, конечно, но в сельских регионах они до сих пор популярны.

Национальная шапка бакай-калпак – не только головной убор, но и признак статуса человека. Чем она выше, тем более уважаем ее владелец. Самые высокие шапки носят старики. Бакай-калпак богато украшают вышивкой, их делают из самых лучших и дорогих материалов.

Шапка бакай-калпак

Гостеприимство – одна из главных традиций у киргизов. Поэтому на приглашение зайти в дом и разделить трапезу всегда нужно отвечать согласием. Отказ считается признаком дурного тона. Данный обычай до сих пор строго соблюдается в сельской местности, в городах его начали забывать.

Культура и фольклор

На формирование киргизской культуры большое влияние оказали Турция, Персия и Россия. В своем творчестве киргизы любят описывать природу. Данный мотив можно встретить в национальной литературе, музыке, художественных орнаментах.

Как и всякие кочевники, киргизы любят лошадей. Им посвящены песни, поэмы, баллады. Многие киргизские музыкальные инструменты имеют конструкцию, которая позволяет использовать их на лошади.

Главным литературным произведением этого народа считается «Манас» – очень длинная эпическая поэма, которая описывает героические события древности. В ней много сражений, набегов и доблестных воинов. Большое внимание в этом произведении уделяется киргизским женщинам. Они изображены не только хранительницами домашнего очага, но и верными соратницами, способными дать дельный совет.

Самым популярным музыкальным инструментом в Киргизии является комуз. Это небольшая гитара с тремя струнами. Также есть кыяк – местный аналог скрипки и чор – глиняный духовой инструмент.

Наиболее почитаемым народным промыслом является ковроткачество. По своему качеству киргизские ковры ничем не уступают знаменитым персидским. Также весьма популярно в стране текстильное дело. На коврах и одежде изображаются национальные орнаменты, сцены природы, пейзажи. Чем больше элементов мастер поместил на ковер, тем он считается дороже.

Уровень жизни и цены

Распад СССР привел к деградации промышленности, в стране закрылись большинство фабрик и производств. Это привело к росту безработицы и вынудило население искать счастье за пределами родины. Денежные переводы трудовых мигрантов вносят существенный вклад в экономику республики.

Читайте также:
Фотографии Запретной мечети Аль-Харам

Из промышленности в какой-то степени развито текстильное производство. Есть добыча полезных ископаемых – на территории Киргизии большие запасы золота и ртути.

В 2017 году Киргизия находилась на предпоследнем месте по уровню ВВП на душу населения среди постсоветских стран. Чтобы понять, как живут в Киргизии обычные люди, можно привести только одну цифру – средняя зарплата в стране составляет всего 280 долларов США. И только 10% граждан были довольны жизнью. Остальное население делится на две категории:

  • Люди со средним уровнем доходов. Это примерно 60% населения. Однако не стоит обольщаться определением «средний». Этих денег едва хватает на существование, люди вынуждены во многом себе отказывать.
  • Беднейшая часть населения. К этой группе относится примерно 30% киргизов. Их жизнь без преувеличения можно назвать нищенствованием.

Главной проблемой, которая мешает развиваться экономике Киргизии, считается высокий уровень коррупции. Рост инвестиций тормозит несовершенное законодательство – сегодня страна живет по налоговому кодексу, принятому еще в 1996 году.

Цены в Киргизии низки. Это обусловлено ограниченной покупательной способностью населения. Туристы, приезжающие сюда, всегда удивляются дешевизной продуктов и товаров в стране. Но сами киргизы их доступными не считают.

Килограмм курятины стоит в Киргизии примерно 3 доллара, свинина обойдется на пятьдесят центов дороже. Довольно дороги молочные продукты: за килограмм сыра придется отдать около 7 долларов, а за литр молока – восемьдесят центов. Фрукты и овощи стоят не больше 3 долларов.

Стоимость жизни в разных регионах отличается. Самым дорогим считается Бишкек, на втором месте находится Ош. Дешевле всего жить в селах и небольших городах.

Русские в Киргизии

В стране довольно большая русская диаспора, но с каждым годом она уменьшается. Русский язык в Киргизии находится на третьем месте по числу носителей. Постепенно он уходит из республики, сегодня в глубинке молодежь уже не понимает его. Трудовым мигрантам из удаленных регионов приходится записываться на курсы русского языка.

Русские пришли в Киргизию в середине XIX века, но присоединение здешних земель к империи отнюдь не было мирным. Киргизы регулярно поднимали восстания, самое крупное из них случилось в 1916 году. В 1989 году на территории республики проживало 916 тыс. русских или 21,5% населения. К 2013 году их количество уменьшилось до 196 тыс. человек.

Русские в основном проживают в столице и в районе озера Иссык-Куль, Бишкек до сих пор во многом русскоговорящий город. Русские в Киргизии – в основном пожилые люди, молодежь старается уехать в Россию, ибо не видит для себя будущего.

Притеснений по языковому признаку в стране нет – киргизы толерантный народ. Еще можно добавить, что в Киргизии нет ни одной политической силы, которая бы представляла интересы русскоязычной диаспоры.

Политика и криминал

Киргизия – настоящий чемпион по количеству революций на постсоветском пространстве. В 2005 году в стране произошла «Тюльпановая» революция, в результате которой был свергнут президент Акаев, а его место занял оппозиционер Бакиев. Он находился у власти до 2010 года, после чего также был удален от власти в результате народных волнений.

В 2022 году в Киргизии произошла еще одна революция, причиной которой стало несогласие населения с результатами парламентских выборов. Беспорядки в столице быстро переросли в настоящие уличные бои. Президент Жээнбеков был вынужден уйти в отставку, а место главы государства занял оппозиционер Садыр Жапаров. Также на референдуме была утверждена новая конституция страны.

В Киргизии очень сильна роль криминала. В стране есть целые районы, которыми управляет организованная преступность.

Через страну проходит важнейший маршрут доставки афганского героина в Европу и Россию. Еще одним традиционным заработком местных бандитов является контрабанда товаров из Китая в страны ЕАЭС. Говорят, что именно криминальные бойцы были главной действующей силой последних «революционных» событий в Бишкеке.

Чем больше шапка, тем выше статус. Традиции киргизов

Киргизия — страна кристально чистых озер и высоких гор. А еще здесь живет маленький, но гордый народ, строго следующим своим древним традициям. Предки киргизов были кочевниками, их образ жизни — смесь кавказских привычек, мусульманства и азиатского колорита.

  1. Шапка как показатель статуса
  2. Борьба за свободу невест
  3. Игра на закидывание козла
  4. Поделиться бараньим глазом в знак уважения
  5. Юрты на все случаи жизни и смерти
  6. Страна вагончиков и контейнеров
  7. Коллективное омовение после еды

Первое, что делают туристы, приезжая в Киргизию — покупают себе киргизскую высокую шапку. А что значит этот головной убор, и какие еще необычные традиции существуют у киргизов?

Шапка как показатель статуса

Киргизские шапки из войлока — это не просто национальный головной убор. Это мерило социального статуса. Белый высокий войлочный колпак с позолоченной вышивкой называется «бакай колпак» и предназначен для старейшин и уважаемых пожилых людей.

Впрочем, в Киргизии возраст — это всегда уважение. Высокие колпаки всегда носили мужчины, имеющие вес в обществе. А плоские шапки предназначались для простолюдинов.

Борьба за свободу невест

Эта древняя традиция стала в современной Киргизии просто национальной проблемой. Здесь по-прежнему воруют невест и принуждают их к замужеству.

Читайте также:
Как разумно организовать перемещения в путешествии

В школах даже проводят пропаганду — как этого избежать. Хотя некоторые девушки мечтают быть украденными — для них это часть свадебной игры.

Игра на закидывание козла

Есть в Киргизии игра, очень отдаленно напоминающая поло. Они кидают тушу мертвого козла куда-нибудь подальше, к примеру, на склон горы. И киргизские джигиты должны доскакать туда и вернуть козла на место.

Вообще игры кочевников — впечатляющее зрелище. Недавно они стали проводиться в национальном масштабе и попали в наследие ЮНЕСКО. Правда козел у киргизов все чаще не настоящий, а просто имитация туши.

Поделиться бараньим глазом в знак уважения

Застолье киргизов — тот еще аттракцион. Во-первых, они сидят на полу — их столы очень низкие. А во-вторых, баран для них — самый прекрасный деликатес, при том все его части.

Голову получает самый желанный гость, и он делится бараньим глазом с тем участником застолья, который нравится ему больше всего. А самая уважаемая женщина получает бараний хвост. А уж уши барана достаются детям.

Юрты на все случаи жизни и смерти

Юрта — древнее жилище кочевников, для киргизов актуальна и в наши дни. Хотя в городах есть обычные дома и даже суперсовременные новостройки, киргизы по-прежнему хотят жить в юртах. Они умеют делать их весьма добротно. Допустим, у кочевых общин в юрте может разместиться целый детский сад. Самая дешевая юрта будет стоить около 80 тысяч наших рублей, ну а цена огромных и особо качественных юрт может превышать миллион.

В юртах киргизы проводят и последние дни своего пребывания на земле. Тело покойного лежит в специальной погребальной юрте 3 дня, и все с ним прощаются.

Страна вагончиков и контейнеров

В Киргизии порой сочетается несочетаемое — древние юрты с порой уродливыми экспонатами. К примеру, здесь очень много вагончиков — контейнеров — наверное со времен СССР они здесь остались, и никому особо не пригодились.

Поэтому их дешево раскупают для различных нужд — делают в них ларьки, склады и даже дачи. Стоит такое сооружение всего тысяч 30, зато хорошо защищает от непогоды и не ветшает, как обычный дом.

Коллективное омовение после еды

Нет, речь идет не о мытье рук. Просто киргизы делают жест «омен», как будто омывают лицо руками. У мусульман это часть молитвы, а у киргизов уже просто что-то типа ритуала.

«Омен» говорит о том, что трапеза закончена, притом делают это все сидящие за столом одновременно.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

10 национальных особенностей киргизов, которые нам не понять

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 10 национальных привычек и особенностей киргизов, которые могут показаться жителям России удивительными и немного странными.

Они меряют статус по высоте шапки

Людей в войлочных головных уборах можно увидеть на улице Бишкека или Оша как в удушающую жару летом, так и лютым холодом зимой. А все потому, что здесь до сих пор жива традиция определять статус мужчины по его колпаку. Простые люди традиционно носили низкие колпаки, а представители высших слоев — более вытянутые. Люди старшего возраста и имеющие особый статус по традиции носят «бакай калпак»: головной убор из белого войлока с черными пересекающимися окантовками и ручной вышивкой.

Они играют в поло тушей козла

Самая популярная национальная игра кок-бору чем-то напоминает поло, где вместо мяча используется туша козла или ее муляж. Основная цель — забросить козла на специальное сооружение на территории команды-противника или доскакать с ней до ранее оговоренного места где-нибудь на вершине горы. В начале сентября 2016 года в Киргизии прошли вторые Всемирные игры кочевников, призванные сохранять боевые искусства и игры кочевых народов и возрождать к ним интерес. Помимо кок-бору в программу игр вошли разные виды борьбы, в том числе на поясах, конные скачки, стрельба из лука и комплексные охотничьи игры.

Они окуривают рынки дымом от сглаза

На рынках в Киргизской Республике можно часто увидеть женщин, разгуливающих вдоль рядов с дымящимися ступами и обмахивающих этим кислым пронизывающим дымом каждый второй ларек. В ступах дымится арча (можжевельник), и ее дым считается отличным средством от сглаза и злых духов. Таким образом эти женщины скромно, но все же зарабатывают: без спроса обдувают лавку, и ее хозяин уже оказывается вынужден заплатить небольшую сумму, часто 10–20 сомов (1 рубль = 1,06 сома).

Их юрты могут стоит дороже иномарки

Искусство изготовления киргизских юрт боз-уй недавно вошло в список наследия ЮНЕСКО. Юрта продолжает занимать важное место в жизни киргизов: в них живут семьи во время сезонного перегона скота, для детей кочевников в юртах организованы детские сады, по всей стране юрты используются как временные точки продаж или места общественных встреч. Стоимость юрты варьируется в зависимости от ее размера, вместительности и материалов: самая дешевая будет стоить порядка 80 000 руб., а что касается самой дорогой — совершенству предела нет. На форумах можно увидеть объявления по продаже юрт как за $3000, так и за $15 000. При этом срок службы юрты намного дольше, чем у среднестатистической иномарки, — примерно 25 лет в кочевых условиях.

Читайте также:
Работа волонтёром на Олимпиаде

Они строят юрты для покойников

Юрта занимала и продолжает занимать важное место и в похоронных обрядах. Даже в Бишкеке во дворах между пятиэтажками можно иногда увидеть поминальные юрты. Семья покойника возводит юрту, оставляет усопшего в ней на две ночи и три дня и позволяет таким образом всем родственникам, знакомым и соседям проститься с ним. Близкие родственники ушедшего при этом остаются в юрте круглые сутки.

Они крадут невест

Ала-качуу, обряд похищения невесты, в Киргизии сохраняется до сих пор, хотя с ним усиленно борются правозащитные организации. По их данным, более 15 000 девушек ежегодно становятся жертвами обряда несмотря на то, что он уголовно наказуем. При этом лишь небольшое количество краж постановочное, большинство девушек крадут насильно. Если невесту украли, то она обязана будет выйти замуж за своего похитителя. Финальным жестом ала-качуу становится белый платок: если старшая женщина в семье надевает его на голову девушке, та становится невестой. Если невеста пытается сбежать, обычно поперек порога ложится мать или бабушка жениха. Девушка по местным обычаям не имеет права оскорбить старшего — перешагнуть через него. Общественные организации в Киргизии ведут большую просветительскую работу: выпускают плакаты, в которых подробно рассказывают, что делать в случае кражи, призывают старшее поколение отходить от старых обрядов, публикуют социальные ролики, в которых говорят о важности самостоятельного выбора девушки.

Они строят дачи из грузовых контейнеров

Путешествуя по Киргизии, обращаешь внимание на удивительную привязанность местных жителей к списанным грузовым контейнерам. Из них в Бишкеке по принципу LEGO составлен целый рынок, из них же получаются отличные гаражи и офисные помещения, а два-три контейнера подряд с вырезанными окнами превращаются в дачу. Один контейнер стоит чуть менее $1000, в разы дешевле хорошей юрты, а возводится почти так же быстро. В общем, киргизы не отстают от современных трендов в архитектуре и вовсю следуют принципам вторичного использования.

У них стол — это пол

Путешественники, планирующие поездку в Киргизскую Республику, должны быть готовы к ежедневным гимнастическим увертюрам, которые им придется совершать, садясь за стол. Дело в том, что здесь принято есть, сидя на циновке на полу, а если не на полу — то на приподнятых платформах, имитирующих пол. Если в начале застолья сесть на пол обычно не представляет особого труда, то после обильного пира, продолжающегося не один час, встать из-за стола получится, только держась за соседа.

Они преподносят хвост барана в знак уважения

На особо важные события и праздники в Киргизии принято резать барана. При этом разные его части будут предназначены разным гостям вокруг стола — в зависимости от их положения. Голова барана чаще всего подается самому почетному гостю, хвост — почетной гостье, а подвздошная (тазовая) кость — старейшине. Счастливчик, получивший голову, должен вырезать глаза барана и разрезать их пополам, поделившись деликатесом с другим гостем, которого он бы хотел чаще видеть. Нёбо обычно дарится молодой женщине, в то время как левое ухо остается у хозяина, а правое отдается детям.

У них нельзя вставать без омена из-за стола

Омен перед едой и после еды уже не воспринимается в Киргизии как религиозный обряд, хотя свои корни берет именно в мусульманстве. Поднеся обе ладони к лицу и произнеся «омен», киргизы таким образом благодарят за стол. Обычно омен совершается совместно, включая гостей. В конце любого праздника, успешных переговоров или простого употребления пищи старший из присутствующих или почетный гость произносит благодарственные слова и дает небольшое напутствие, а потом все собравшиеся одновременно совершают омен. После омена брать еду со стола не принято.

Традиции киргизов – овечий глаз и шапки со статусом

На протяжении множества веков развивалась культуры Кыргызстана, благодаря чему приобрела уникальные и богатые черты своего народа. В традициях киргизов можно увидеть дань памяти предков, отголоски прошлого и совершенно новые элементы, появившиеся в последнее время.

Современные представители киргизского народа, как и их предки, отличаются доброжелательностью, открытостью и гостеприимством, что отмечают многие гости их края. Это позволяет ближе познакомиться с традиционными верованиями, ритуалами и обычаями, что сохранились до сих пор, или узнать о нравах киргизов, что существовали в далёком прошлом. Что же могут рассказать традиции киргизского народа?

Гость – главный человек

Не секрет, что киргизы – один из самых гостеприимных народов мира. Они всегда радушно встречают гостей, предлагая им лучшее место в доме и всевозможные угощения. В старину каждый путник, чья дорога шла через киргизское селение, мог зайти в любое жилище, причём нашёл бы там и хлеб, и кров.

Радушные хозяева считали своим долгом приютить человека, что нуждался в помощи. На мой взгляд, в значительной степени этот обычай сформировался под влиянием особенностей местности, где живут киргизы. Родина этого народа порой проявляет непростой нрав, изнуряя достаточно суровым климатом.

Томас Уитлам Аткинсон «Группа киргизов»,1858 год

Люди понимали, что, не дав приют путнику, могут погубить его. А вместе с добротой душевной и появилась традиция принимать каждого гостя. Кстати, если семья была бедной, и для угощения гостя не находилось продуктов, любой из её членов мог обратиться к родственникам. Те всегда помогали, ведь приютить гостя – дело чести киргиза.

Читайте также:
Рейс FV-5859 Москва — Анталья какой самолет

Важнейшей частью угощения на любой встрече киргизов становится чай. Наверное, представители этого народа уже и сами не замечают, что столь привычный для них напиток стал символом дружеской беседы и тёплого общения.

Василий Васильевич Верещагин «Богатый киргизский охотник с соколом», 1871 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Что интересно, у киргизов есть несколько “категорий” гостей. Существуют “обязательные” гости – это приглашённые на свадьбу или другое торжество родственники и близкие друзья. Есть категория “знакомых”. Такие люди, как правило, не связаны с семьёй кровными узами, однако состоят в хороших отношениях. Это могут быть друзья или соседи. И третья группа – “гости от Бога”. Именно к таким и относили путников

Порой в ошеломление гостей киргизов приводит весьма необычное угощение – вареный овечий глаз. Ни от какого блюда, поданного хозяевами, нельзя отказываться – даже от этого. Оно значит, что сам глава семьи, приютившей вас, угостился вторым глазом. Это символизирует желание снова увидеть такого гостя.

Кыргызские женщины и дети предлагают хлеб и соль / wikipedia.org

Семейные обычаи народа

Семейные традиции киргизов имеют богатую и долгую историю своего формирования. В их основе лежит принцип почитания старших и воспитания у младшего поколения уважения к своим родственникам. Каждый из членов семьи должен стремиться сохранять мир и взаимопонимание с родными, ценить своих близких.

Решение старших членов семьи издавна считается законом для молодого поколения. В старину даже браки между киргизами заключались по решению их родителей. Сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако слово отца или матери имеет не менее важное значение, чем прежде.

Издавна при решении важных вопросов киргизы прибегали к советам аксакалов (в переводе значит “белобородые”). Это были старейшины рода, к которым во всём селении относились с особенным уважением.

Сокольничий со своим орлом в долине Барскаун, Кыргызстан / © Tjabeljan / wikipedia.org

Киргизов нельзя назвать “Иванами, не помнящими родства”. Напротив, каждый киргиз обязан знать предков до седьмого колена. Во-первых, это необходимо было для заключения брака – чтобы убедиться, что у невесты и жениха нет общих родственников.

Во-вторых, с этим обычаем была связана традиция “ашар”. В переводе с киргизского это слово обозначало “взаимопомощь”. Если кто-то из родных оказывался в трудной ситуации или беде, родственники спешили выручить его, чтобы уберечь единство представителей рода. Конечно, такая сплочённость заслуживает искреннего уважения.

Фредерик де Хенен «Киргизское ухаживание», 1913 год

Удивительные традиции киргизов

В Кыргызстане есть немало удивительных обычаев, что способны поразить иностранца. Я расскажу о некоторых из них. К примеру, на улицах Бишкека или Оша нередко можно увидеть мужчин в войлочных шапках. Такие носили киргизы ещё пару веков тому назад.

Однако значение имеет не сама шапка, а её высота. Так владелец показывает свой высокий статус. Самыми почитаемыми считаются люди старшего возраста, шапки которых сделаны из белого войлока, дополненным чёрными полосами.

Киргизский старец – Аксакал

И в наши дни в Кыргызстане принято строить поминальные юрты. В них и располагается тело покойника на протяжении трёх дней после смерти. Такая традиция позволяет всем родственникам, знакомым и соседям умершего проститься с ним.

Сегодня во многих киргизских селениях нередко можно увидеть юрты такого рода. Кстати, если говорить о юртах для живых, не стоит считать их устаревшим видом жилища. Часто такие дома в Кыргызстане стоят гораздо дороже, чем иномарка.

Киргизские юрты / © katorisi / wikipedia.org

Важной частью любой трапезы является “омен”. Сегодня он уже не является религиозной традицией киргизов, как было прежде, а связан, скорее, с ритуалом дани уважения за щедро накрытый стол. Прежде чем встать из-за стола следует поднести к лицу обе ладони и произнести: “Омен”.

Самобытность и своеобразие традиций киргизов заметно даже в наш век технического прогресса и многочисленных новшеств. Честно признаться, меня подобное радует, ведь никакие инновации не должны заставлять людей забывать исконные обычаи и культуру своих предков, что и является основой любого народа.

Обычаи и традиции Кыргызстана

Культура киргизского народа развивалась на протяжении многих веков и вплоть до настоящего времени сохранила свою уникальность и ярко выраженные элементы кочевого образа жизни. Гостеприимство, доброта и открытость – это главные качества, которыми славятся киргизы.

Народные традиции, обычаи и обряды киргизского народа определялись кочевым образом жизни. Особое место среди них занимают семейно-бытовые традиции, которые, складываясь веками, отражают накопленную многими поколениями мудрость.

Обычай гостеприимства

Самым традиционным обычаем у киргизов – как и у всех народов – является гостеприимство. Любому гостю оказывались почести. Важны и традиции уважения к старшим. В киргизской семье жилище бабушки и дедушки называли не иначе, как «чон уй» («большой дом»), выражая этим почтительность к основателям семьи. Издревле каждый, чей путь проходил через киргизский аул, не покидал его, не разделив с хозяевами стол и кров. Чай — необходимый атрибут азиатского стола и дружеской беседы. А ведь живущие в Средней Азии уже и не замечают, что обычный напиток стал символом дружественного диалога между людьми, таким незаметным, но и незаменимым собеседником.

Рождение ребенка

Самое радостное и долгожданное событие в истории каждой семьи, конечно, рождение ребенка. Ребенок в семье – символ продолжения рода, бессмертия нации. Поэтому к детям в Кыргызстане особое отношение.
Начнем с того, что еще задолго до знаменательного события беременную женщину старались оградить от всевозможных домашних забот и волнений. Здесь в ход шла магия. В одежде беременной в обязательном порядке должен быть «тумар» – амулет с изречениями из Корана, а также старинные языческие обереги, типа когтей медведя «аюу тырмагы» или лапы филина «укунун тырмаг». В юрте рожающей женщины днем и ночью горел огонь, лежал нож, острием к двери, а на остове дома дулом в небо привязывалось ружье. Все эти нехитрые приспособления должны были отгонять злых духов, с какой бы стороны они ни подступали.

Читайте также:
Буддийский храм из пивных бутылок

С самого рождения детей в Кыргызстане оберегают от злых глаз, для этого применялись различные амулеты и обереги. Вообще благополучной у киргизов считалась семья, имеющая 10 и более детей, так повелось с незапамятных времен, когда более многочисленный род легче справлялся с внешними опасностями и врагами, да и чисто экономические проблемы обходили его стороной.

Рождение ребенка рассматривается как особо радостное, счастливое событие. Несколько человек как добрые глашатаи верхом на конях разносили весть о рождении ребенка всем знакомым, родным и друзьям, за что получали подарки – суюнчи. Близкие родственники и друзья при этом прославляли родителей.

Жизнь

  • У кыргызов издревле положено, что если в семье рождается ребенок, имя ему должен дать самый уважаемый и взрослый человек в его семье. Обычно такая честь предоставляется бабушкам и дедушкам новорожденного.
  • Никто в кыргызской семье не протягивает руку к еде за столом, пока глава семьи не отведает ее первым. Также за столом, молодые ни в коем случае не садятся выше человека, который старше чем они по возрасту. И вообще рассаживание за столом также имеет иерархическую последовательность: на почетном месте всегда сидит самый старший в семье.
  • После окончания застолья кыргызы всегда дают “бата” (благословение к хозяевам стола). Его дает самый старший и почитаемый гость.
  • При встрече младшие по возрасту обязательно здороваются первыми.
  • При беседе со старшими молодые всегда должны держать такт, не позволяя себе лишних слов при старших.

Жилище, утварь, одежда киргизов — все было приспособлено к кочевому образу жизни. Под его влиянием сложились и многовековые традиции жизненного уклада киргизского народа. Традиции позволяли передавать накопленный тысячелетиями опыт новому поколению. Поэтому обряды выполнялись беспрекословно и нарушители устоев жестоко наказывались. Традиции давали кочевнику шанс выжить в суровом мире.

Нeyмолимое время застанило кочевникои изменить свою жизнь — они осели в городах, и стремительно стала рушиться, казалось непоколебимая, скала обычаев. Некоторые из традиций и обычаев кочевых киргизских племен остались в далеком прошлом, сохранившись лишь в памяти народной (в преданиях и эпосах), другие в неизменном или же трансформированном виде продолжают бытовать среди киргизов и поныне.

Семья кочевника была патриархальной, и, обычно, не менее трех поколений жили вместе -сыновья и родственники составляли один аил или жили в соседних аилах. В большой семье главой являлся патриарх — аксакал, которого все называли отцом — ата. Даже внуки называли деда отцом, а своего настоящего отца — старшим братом, пока был жив дед. Старики пользовались беспрекословным авторитетом и являлись носителями народных традиций и культуры. Они давали советы по поводу тех или иных обычаев во время свадеб, похорон, повседневной жизни Они передавали опыт, накопленный тысячелетиями предыдущими поколениями.

Иерархия семьи была видна во время совместной ежедневной трапезы. Все члены семьи рассаживались в строго установленном порядке, который каждый усваивал с детства и которому следовал без принуждения.

Кочевники, жившие обособленными аилами, относились к нежданному посетителю как к гостю от Бога (Кудай конок) всегда держали запас провизш для радушного приема. Гость был источником новостей. Кроме того хозяин заботился о безопасности своей семьи — радушие при приеме путника обеспечивало кочевнику добрососедские отношения с другими племенами и народами. В то же время традиции гостеприимства позволяли людям путешествовать на значительные расстояния, не заботясь о крове и пропитании.

Главным занятием киргизов в течение многих веков было скотоводство. Климатические условия Тянь-Шаня позволяли кочевникам содержать здесь скот круглый год на подножном корму. Киргизы просто перекочевывали с одного угодья на другое: летом они поднимались на высокогорные пастбища (джай-лоо), а осенью спускались вниз на зимние пастбища (кыштоо). Эти традиции сохранились и сегодня.

Лошади

В жизни кочевника конь всегда занимал особое место — передвигаясь по огромным пространствам, кочевник не мыслил себя без лошади. В случае опасности он спешил к коню, чтобы достойно встретить противника. Киргизы никогда не использовали коней для перевозки домашнего скарба и утвари. Для этого были верблюды, яки и быки.

Богатство человека определялось размерами его табунов. Лошади были обязательной частью калыма — выкупа за невесту. Коня считали священным животным. Даже его запаха, по поверью, боялись злые духи. Когда случались трудные роды, коня подводили к роженице, чтобы он обнюхал ее. Тяжелобольному человеку возлагали на грудь ногу коня. В детские амулеты прятали конский волос.

Кобылье мясо и молоко считались целебными. «Если киргиз хоть раз в год не поест мяса лошади и не попьет кумыса, его рассудок помутится» — твердо верили кочевники. Считалось, что купание в молоке белой кобылицы возвращает молодость. Шаманы говорили, что кумыс снимает сорок болезней.

Читайте также:
Где находится самая тяжелая дверь в мире

Верховая езда – это часть киргизской культуры. Киргизская поговорка гласит: «Если у вас есть лишнее время в запасе, то часть этого времени посвятите лошади». Существует большое количество зрелищных конных игр, которые часто демонстрируются во время фестивалей. Дети обучаются верховой езде с раннего возраста. Мальчики с детства присматривают за стадом на лугах, девочки учатся традиционным ремёслам, ткут ковры редкой красоты.

Жилище

Символом киргизской жизни является юрта из войлока, которую можно встретить на пастбищах. До сих пор в больших городах некоторые семьи по киргизскому обычаю строят юрты по случаю важных праздников, таких как рождение ребёнка или свадьба. На флаге Республики изображена юрта. Это подчёркивает первостепенную важность юрты. Флаг республики красного цвета, и в центре представлен Тундук – центральная часть крыши юрты со скрещенным шестом по середине деревянного круга.

Самая колоритная грань киргизского быта это, конечно же, юрты, которые по сей день обильно стоят на горных пастбищах-джайлоо и служат летними жилищами скотоводов – Подробнее .

Манас

Ещё одна важная составляющая культуры Киргизии и предмет гордости – это народный эпос Манас, легенда о Манасе, его сыновьях и внуках. Манас родился в районе под названием Талас, на северо-западе страны, и о нём народ сложил легенду, будто бы в 9 лет он уничтожил крылатого змея. Сцену этого поединка, запечатлённую в мраморе можно увидеть в Бишкеке напротив Филармонии. Эпосы, сказания длиннее чем Илиада и Одиссея, передавались устно в течение последнего тысячелетия. Первая письменная версия появилась около 100 лет тому назад. Рассказчики и певцы (Акин), исполняющие важные произведения киргизского народа, были уважаемы всеми, и за это их прозвали «манасчи». Подробнее .

Одежда

В киргизском фольклоре и в исторических хрониках Древнего Китая встречается такое название киргизов, как «белоколпачный народ». В XIX веке академик В. В. Радлов писал: «Специфически киргизскими видами одежды являются верхняя войлочная одежда с рукавами кемечтай, белые войлочные сапоги из козьего пуха, а также белые войлочные шапки, которые редко встречаются у казахов и благодаря которым племени присвоено наименование Ак-калпак». Действительно, белый калпак стал символом киргизского народа.

Вся одежда киргизов была приспособлена к кочевому быту. В ней было удобно ехать верхом на лошади, ее легко можно было производить в натуральном хозяйстве патриархальной семьи. Особое место занимала теплая одежда, так как суровый климат высокогорья заставлял киргизов носить ее и летом.
Для изготовления одежды использовалась грубая шерстяная материя, которая ткалась в семье на деревянном станке. Также использовался войлок, шкуры и кожа домашних и диких животных.
Дорогую одежду шили из тканей, привезенных из Кашгара или Ферганы.
Покрой верхней мужской и женской одежды мало чем различался. В основном это был кафтан — чапан со стоячим воротником и пестрыми шнурами с пуговицами.

Еда

Киргизская кухня — это обилие мяса и «мокрой» пищи: супов, блюд на основе бульона и кушаний с подливами, а также молочных продуктов – Подробнее .

Однако самое впечатляющее – что увидеть такие вещи как седла, комузы можно не только в музеях. Вот на рынке в Кочкорке – целый ряд с сёдлами:

А вот трёхструнные комузы на рынке Ош в Бишкеке:

Праздник посвященный памяти предков около села Тосор на берегу озера Иссык-Куль в августе 2019 года.

Музыка

Вообще же как и все кочевники, киргизы были народом поющим. Процитирую Большую Советскую энциклопедию о разнообразии жанров песен : обрядовые – “кошок” (песни-причеты) и “жарамазан” (песни-колядки), трудовые песни, тесно связанные со скотоводческим бытом (большей частью пастушеские песни), из них наиболее распространены: “бекбекей” (сторожевой возглас – “крепко стереги”) – ночная песня женщин, караулящих овечьи стада; “шырылдан” (“подмёрзший кумыс”) – песня табунщиков; “опмайда” (возглас понукания лошадей) – песня погонщика во время молотьбы. Среди лирич. песен: “кюйгей” (от слова “гореть”) – песни о неразделённой любви; “секетбай” (от слова “секет” – милая, любимый) – общее название песен любовного содержания; “арман” (“неисполнившиеся мечты”) – песни тоски, горя, жалобы. Бытуют также колыбельные – “бешикыры” (“бешик” – колыбель, люлька, “ыр” – песня), игровые – “селькинчек” (“качели”), шуточные песни-состязания – “кайым-айты-шуу”, детские песни – “балдар ыры” (“балдар” – дети).

Кыргызская музыка примечательна тем, что повествует о природе и жизни в горах. Тексты многих песен рассказывают о буднях кочевников, и даже в композициях, где нет слов, тонко передано соответствующее настроение. В Кыргызстане есть множество музыкальных инструментов.

  • Наиболее знаковым является комуз, трехструнный инструмент, напоминающий небольшую гитару
  • Кыл-кыяк (кыяк) – струнный инструмент со смычком. Его изготавливают из тех же пород дерева, что и комуз. Инструмент имеет две струны и смычок – джаа. У кыяка форма ковша, с открытой верхней половиной, а нижняя обтянута верблюжьей кожей.
  • Темир-комуз – щипковый язычковый музыкальный инструмент.
  • Чопо-чоор (глиняный «чор») – пастушеская свирель -древний духовой инструмент. Исполнитель держит инструмент у рта, пальцами перебирая отверстия, расположенные по длине чопо-чоор. Тембр инструмента глубокий и ясный в низких звуках несколько гнусавый.
  • Комуз – один из самыз древних инструментов нашего народа. Его звуки мелодичны, нежны. Этот инструмент изготавливается из деревьев урюка, абрикоса, ели, можжевельника. Самый лучший материал для комуза – урюк. Струны делаются из высушенной кишки барана. В звучании комуза сосредоточены жизнь и любовь к нашему народу, к земле, подвиги, трудолюбие, радость и искренняя любовь.
  • Очень много мастеров можно перечислить вдохновившие жизнь трехструнному комузу.
Читайте также:
Собор Святого Стефана на карте

Творец музыкальных инструментов Орозобай Кенчинбаев

Орозобай Кенчинбаев является заслуженным деятелем культуры Кыргызской Республики, членом Президиума Всемирного Конгресса варганной музыки. С 1962 года он творчески изготавливает 20 видов народных музыкальных инструментов (комуз, темир комуз, кыл кыяк, керней, сурнай, добулбас, чоор, чопо чоор, аса таяк и.т.д.), на 9 из которых он имеет авторское право. Из-за уникальности его мастерства по изготовлению народных музыкальных инструментов он востребован на всю Республику и за ее пределами. За изготовлением отдельных инструментов к нему обращаются из Казахстана, Якутии, Японии и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Все знаменитые комузисты республики индивидуально заказывают комузы Кенчинбаеву. Кенчинбаев не только талантливо создает музыкальные инструменты, но и виртуозно играет на них. О. Кенчинбаев неоднократно был лауреатом Международных фестивалей фольклора (Африканская Республика Сомали, 1977), (Франция, 1985). Ему присвоены звания “Лучший мастер” на Всемирном Конгрессе варганной музыки (1991г.), “Народный мастер” Кыргызской Республики (2002). Он также получил серебряную медаль на выставке прикладного творчества в Италии за лучшее изготовление музыкальных инструментов и юрты (2000).

Народные традиции кыргызского народа. ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ КИРГИЗОВ Что такое ТРАДИЦИИ ТРАДИЦИИ – от лат. “traditio” – передача – это элементы социального. – презентация

Презентация была опубликована 4 месяца назад пользователемЖыргал Мукамбетова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Народные традиции кыргызского народа. ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ КИРГИЗОВ Что такое ТРАДИЦИИ ТРАДИЦИИ – от лат. “traditio” – передача – это элементы социального.” — Транскрипт:

1 Народные традиции кыргызского народа

2 ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ КИРГИЗОВ Что такое ТРАДИЦИИ ТРАДИЦИИ – от лат. “traditio” – передача – это элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определённые обществом установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Наиболее распространены традиции в религии.

3 Что такое ОБЫЧАЙ ОБЫЧАЙ – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.

4 Что такое ОБРЯД ОБРЯД – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – календарными.

5 «Да будут благословенны предки, оставившие нам эти мужские игры бесстрашных» ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ

6 В любом далеком ауле, как о близком родственнике, вам поведают о силе и храбрости, справедливости и стойкости народных батыров богатырей. Их именами называют детей, им сложили песни и сказания, овеяли легендами. А все почему? Потому что они побеждали в состязаниях, где ловкостью, где хитростью, где силой, своих не очень симпатичных противников. Потому и интерес ко всякого рода единоборствам искренен и неограничен.

7 Кыргызский народ в своем развитии прошел трудный путь. Много раз во время вторжения и грабительских походов иноземцев киргизы в неравной борьбе отстаивали свою землю и национальную независимость.

8 В труднейших условиях народ не только выстоял, отразил натиски завоевателей, но и сохранил свое единство, развил и донес до нашего времени свою многогранную культуру песни и сказания, монументальный героический эпос, самобытное прикладное искусство, физические упражнения, игры и богатырские состязания.

9 С давних пор в досуге кыргызов большое место отводилось народным играм и развлечениям, без которых не проходило ни одно народное гуляние. При этом характер многих игр был связан с условиями кочевой жизни, требовавшей постоянной готовности к действиям, храбрости, силы и ловкости. Самым любимым и почитаемым были и остаются состязания наездников.

10 Ат-чабыш – скачки на длинные дистанции Это древний и наиболее распространенный вид спорта. Для скачек отбирают резвых и выносливых лошадей, способных выдержать дальние расстояния. Раньше скачки ат чабыш устраивали по разным поводам, чаще всего на праздник или поминки. Победитель получал в награду драгоценности и скот.

11 Ат-чабыш В скачках участвовали лошади всех пород и возрастов. Каждый саяпкер (тренер) по-своему готовил скакуна к выступлениям. Существовали сынчы (эксперты), которые по упитанности коня, по мускулатуре, кровеносным сосудам, по дыханию, по походке безошибочно определяли готовность скакуна к состязаниям. Скачки устраивались на дистанцию 53 версты, позже – на 100 км.

12 Сейчас, по существующим правилам, к скачкам допускаются лошади от 3 лет и старше любых пород с ездоками не моложе 13 лет. Дистанции ограничиваются в пределах от 4 до 50 км. Ат-чабыш

13 Жорго-Салыш – бег иноходцев Иноходь – ускоренный аллюр в два темпа, когда ноги животного поднимаются и опускаются на землю попарно. Лошадь при этом аллюре как бы переваливается с одной стороны на другую, слышно лишь два удара копыт. Иноходь резвее рыси, а часто и резвее полевого галопа. Любители этого вида спорта считают жорго высоким достоинством верховой лошади. Здесь демонстрируется не только быстрота бега и выносливость, но и удивительно плавный, не тряский бег. “Не будь попутчиком тому, кто едет на иноходце”. “Если у тебя есть день жизни, полдня поезди на иноходце”

14 Улак-тартыш или Кок-бору – борьба всадников за тушу козла Словосочетание “кок бору” на русском языке означает “серый волк”. за тушу козла. Позже “кок бору” был заменен на “ккулак тартыш”, который превратился в национальный вид конной игры – в борьбу всадников за тушу козла.

Читайте также:
Автобус 795 Как С Добром Добраться!

15 Улак-тартыш В этой игре участвуют две команды, состоящие из равного количества всадников, по 2-3 человека. Игровая площадка длиной в метров, шириной в метров размещается на ровном месте. Противоположные стороны обозначаются флажками и условно именуются воротами шириной (до 10 метров). В центре игровой площадки размечается круг (мара) диаметром в 6 метров, куда перед началом соревнования кладут тушу козла, без головы и с обрезанными по запястья конечностями (ккулак). Вес туши кг, а иногда и больше. Время на одну встречу 15 минут. По сигналу судьи капитаны команд выезжают с мара, приветствуют друг друга, и начинается борьба за тушу козла. Как только ккулак поднят, в борьбу вступают все остальные члены команды. Победителем становиться та команда, которая наибольшее количество раз забросила ккулак в ворота соперника.

16 Улак-тартыш Участникам соревнования разрешается поднимать ккулак с любого места внутри поля, отбирать его у соперника, передавать или перебрасывать партерам по команде, отпускать, принимать ккулак под ноги, держать сбоку, или между ног коня, помогать партнерам доскакать с кккулаком и бросить его в ворота соперника. При падении всадника или лошади игру останавливают и возобновляют после устранения причины остановки. При нарушении игроками боковой линии объявляется аут, после чего ккулак возвращают на дорожку и игру возобновляют с этого момента.

17 Улак-тартыш Во время соревнования запрещается поднимать лошадь на дыбы, с разгона бить грудью своей лошади лошадь соперника, держать за повод, снимать уздечку, хватать за руки или за пояс соперника, держать за повод, снимать уздечку, хватать за руки, пояс соперника, наносит удары рукой, ногой, стременами, камчой и поводьями другим всадникам и лошадям, привязывать ккулак к седлу, ставить свою лошадь поперек скачущему, кричать или вступать в разговоры, продолжать борьбу после того, как ккулак заброшен в ворота соперника.

18 Наиболее древний из военизированных видов спорта эр сайыш Два всадника, вооруженные пиками, в стремительном движении атакуют друг друга с целью насквозь проколоть «противника» и выбить его из седла. Удары противников были настолько сильными, что их лошади оседали на задние ноги. Зачастую исход поединка был смертельным, поэтому на эр сайыш выходили храбрые, ловкие люди, не боявшиеся возможной смерти. За смерть и увечья участников никто не отвечал, устроителей праздника это мало заботило. Великий кыргызский акын Токтогул писал об этом жестоком виде состязаний: Бьются два силача так, что кости трещат. А манапы смеются, манапы кричат. Им приятно, что смертью кончается бой. Да провалится в землю обычай такой!

19 Оодарыш – борьба двух всадников Два всадника стараются стащить друг друга с коня. Разрешается сваливать соперника вместе с конем. По разработанным и утвержденным правилам соревнования по оодарышу проводятся по четырем весовым категориям, они бывают и личными и лично-командными. Возраст участников от 19 лет и старше. Игра проводится на ровной очерченной кругом площадке диаметром 40 метров. Продолжительность поединка 10 минут.

20 Оодарыш Победа присуждается всаднику, если он стащил или повалил соперника с лошади (последний должен коснуться земли какой-либо частью тела). Победа по очкам присуждается за преимущества в схватке, за наименьшее количество замечаний, полученных во время схватки.

21 Тыйын энмей – доставание монеты с земли Участник по вызову судьи подъезжает к линии старта. В метрах от линии старта, на чистом и ровном, но обозначенным светлым песком или опилками, лежит тыйын – монета, которую должен поднять участник, выехавший по сигналу судьи на аллюре не ниже галопа. В случае перехода на медленный аллюр или остановки лошади в момент доставания монеты, результат не засчитывается, а заезд не повторяется.

22 Тыйын энмей Общая длина дистанции от исходного положения до финиша не более 100 метров. Время фиксируется от старта до финиша. В случае падения всадник должен опять сесть на коня и доскакать до финиша, иначе он будет выведен из игры. Каждому участнику разрешается три заезда. Победа присуждается тому, кто поднимет монету большее количество раз.

23 Кыз куумай – догони девушку В прошлом игра была свадебным обычаем. В игре участвовали жених, невеста и сноха-джене, которая старалась помочь девушке ускакать от юноши, не дать ему возможности догнать ее. В игре также участвовали подруги невесты и друзья жениха. По условиям игры невесте давали лучшую лошадь, и она начинала скачку первой, гандикап и расстоянии (уменьшенное расстояние для слабых). Жених должен был догнать невесту, этим он доказывал не только свою любовь к ней, но и закреплял право на женитьбу.

24 Кыз куумай Из-за худшего коня жениху не всегда удавалось догнать девушку. Но невеста не отвергала жениха и свадьба не отменялась. Эта национальная, традиционная игра часто проводится в праздничные дни на зеленых лужайках джайлоо или на ипподромах. В игре участвуют несколько пар (всадник и всадница) в национальных костюмах, хорошо знающие правила игры и отлично управляющие конем. Дистанция устанавливается не более 1000 метров.

25 Кыз куумай Учитывая традиции, девушке дается гандикап в 20 метров. Джигит верхом на коне пытается догнать и на скаку поцеловать девушку или своим головным убором слегка коснуться ее, тем самым дать знать о своей победе. А если парня постигла неудача, девушка и джигит меняются ролями – теперь девушка преследует юношу, нанося по его спине удары плеткой. В оценке учитывается мастерство управления конем, его резвость на дистанции, красочность костюма наездника, эффектный вид коня.

Читайте также:
Правила безопасности на отдыхе в чужой стране

26 Кыз жарыш. Келин жарыш – скачки девушек и молодух Кыз жарыш проводятся на праздниках, на торжествах. Женщина киргизка с детства умеет ездить на коне. В этом виде спорта от наездницы требуется прочная посадка в седле и умение хорошо управлять скакуном.

27 Кыз жарыш. Келин жарыш Только по головным уборам можно различить, сколько в скачках участвует девушек и сколько молодух. Девушки надевают топу или тебетей – девичьи шапки с широкой меховой оторочкой из куницы. Молодые женщины надевают красивые платки. Дистанция, на которой происходят скачки, обычно равна 2-4 километрам.

29 Жамбы атмай – стрельба в мишень с коня на скаку Жамбы – это слиток серебра или другая драгоценность, привязанная на нити и подвешенная в качестве приза к наклонно вкопанной жерди. По условиям игры ее участник с коня на скаку выстрелом из оружия должен перебить нитку и сбить жамбы. Раньше стреляли из лука.

30 Курёш – поясная борьба Борцы (16 лет и старше) выходят в круг, сближаются и берут друг друга за пояс. По знаку судьи начинается схватка. Разрешается использовать разные приемы, но нельзя отрывать руки от пояса противника. Победителем считается борец, положивший соперника на обе лопатки. Продолжительность схватки для юношей 4 мин., для взрослых 6 мин.

31 Упай “Упай” (‘упай’ означает счет, очки) – это традиционная игра с косточками из овечьих коленных суставов (чуко). В эту игру можно играть как внутри помещения, так и вне его, на полу, покрытом войлочным ковром – ала киизом. Игроки играют в двух командах по 2, 4 или более членов. Количество чуко (костей), необходимых для игры может быть от 13 до 37 и более, но необходимо, чтобы общее количество чуко соответствовало правилу: общее количество должно без остатка делиться на 3 и плюс 1. Каждые 3 чуко составляю набор, называемый “упай” или “басым”. Цель игры – собрать как можно больше упаев (наборов из 3-х костей).

32 Алты бакан селкинчек – катание на качелях Раньше на пастбищах качели сооружались на растущих поблизости деревьях. При отсутствии деревьев для качелей использовались шесты (бакан), обычно их было шесть (алты).

33 Катаются на качелях попарно девушка и парень. Остальная молодежь, разделившись на две команды, устраивают состязания в пении.

35 Охота с беркутом или соколом Для того чтобы приучить этих диких хищных птиц служить человеку, дрессировщику надо знать характер и повадки птиц, возможности ловчих птицы. Кыргызстан – один из последних островков, где еще используют беркута и сокола в реальной охоте. Есть еще беркутчи и соколятники, которые пускали своих помощников на волков, на стремительных уларов. Еще живы легенды о знаменитых беркутах, которые брали снежных барсов.

36 Посадив эту могучую птицу на руку, почувствовав его вес, силу его лап, увидев мощь его клюва и когтей, вы невольно ощутите уважение к этой птице, с гордой осанкой и пронзительным взглядом. Красивы и ястребы, напоминающие своими повадками волков. Сапсан – самый красивый из соколов, отличается отточенностью атаки, четким полетом и целеустремленностью. Эти качества птиц вы можете увидеть в показательной охоте, которая устраивается на открытой лужайке. Охотники используют традиционное вековое оформление охотничьего снаряжения, а в качестве дичи – кролика, голубей, шкуры лисы.

37 Орла-беркута берут из гнезда и выкармливают, либо ловят взрослого, желательно молодого и приручают. Беркута вначале тренируют на вабило, обычно это хвост или кусок шкуры лисицы или зайца – толая на длинной корде. Затем проводится натаска на живую дичь. Охотник поднимается, на какое либо возвышение над кустарником, где предположительно укрывается дичь, обычно это заяц – толай, и пускает Тайгана (киргизская борзая) в поиск. Тайган выгоняет зверя и в этот момент пускается беркут.

38 Объектами совместной охоты Тайгана и беркута являются заяц – толай, лисица, волк, шакал, иногда косуля. С ястребом- тетеревятником охотятся на зайца-толая, при хорошем Тайгане на фазана, кеклика. С балобанами и кречетами берут зайца- толая, фазана, редко утку.

39 Народные игры и физические упражнения во многих случаях представляют собой ценное, выкристаллизовавшееся в веках средство всестороннего физического и нравственного развития молодежи. Испокон веков уважением пользовались и славились люди большой физической и духовной силы, люди ловкие, смелые, закаленные, способные переносить любые трудности.

41 В Иссык-Кульской области возводятся физкультурно- оздоровительный комплекс и ипподром, в Караколе приводят в порядок спортивные сооружения и объекты, которые станут ареной для Всемирных игр кочевников. II Всемирные игры кочевников планируется провести осенью нынешнего года (3-8 сентября 2016 г.). В программу мероприятий вошло 26 национальных видов спорта. Ожидается, что прибудут около 40 команд.

42 Кыргызстан многонациональная страна, богатая традициями разных народов мира! Самостоятельно разделитесь на группы и подготовьте к следующему классному часу интересную информацию о традициях народов мира.

43 Всего доброго! Будьте сильны духом и телом и тогда любые трудности будут вам по плечу!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: