Boeing 737 next generation: описание моделей, история создания, компании-эксплуатанты

Авиация России

Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.

Boeing 737: оригинальный, классический, NG и MAX — в чём разница?

Боинг 737 находится в производстве более 50 лет. Первый полёт лайнер выполнил 9 апреля 1967 года, а его коммерческая эксплуатация началась в авиакомпании Lufthansa 10 февраля 1968 года. Это самый продаваемый пассажирский самолёт в мире, он прошёл большое количество модификаций, и в этой статье мы рассмотрим основные отличия поколений семейства B737 – оригинального, классического, нового поколения и MAX.

По данным корпорации Boeing, на февраль 2020 года поставлено 10 575 самолётов и 15 115 заказано, но по заказам его уже догнал Airbus A320. Конструкция B737 постоянно эволюционирует, чтобы отвечать требованиям авиакомпаний. В 1960-х годах первый В737 был разработан для вытеснения с рынка конкурентов того времени, в основном это Douglas DC-9, а также BAC One Eleven и Caravelle от Sud Aviation. В течение многих лет продолжающаяся модернизация сделали этот самолёт одним из самых распространённых узкофюзеляжных лайнеров.

B737 Original – 737-100 и -200

Одной из главных особенностей первых 737-х стало наличие двух двигателей, это было движущей силой при разработке самолёта. Силовая установка предыдущих моделей Boeing – В707 и В727 состояла из четырёх и трёх реактивных двигателей соответственно. Но рынок стремился к более экономичному варианту с двумя двигателями. Boeing опередил конкурентов, разместив два двигателя под крылом В737, что позволило увеличить фюзеляж и получить дополнительные пассажирские места за счёт установки шести кресел в ряд вместо пяти, также появилась возможность загружать стандартные грузовые контейнеры в транспортные варианты самолёта. Простой переход на грузовые перевозки был популярен у многих авиакомпаний.

Всего было продано 60 самолётов В737-100. Вскоре его модернизировали, выпустив версию В737-200. Новая машина имела удлинённый фюзеляж, который был сделан по запросу United Airlines. Он оказался очень популярным, было продано 1095 самолётов. Эта версия обладала улучшенной аэродинамикой, более мощными двигателями, большим запасом топлива и увеличенной дальностью полёта.

В соответствии с требованиями авиакомпаний, было выпущено и несколько других модификаций. В их число входила версия Combi, которая отличалась лёгкостью переоборудования для перевозки грузов, а также комплект, позволяющий приземляться на грунтовые взлётно-посадочные полосы.

Геленджик B737-800 NordStar / Фото пресс-службы аэропорта Геленджик

B737 Classic – модели 737-300, -400 и -500

Производство «классической» серии началось с модели B737-300 в 1984 году. Целью было преобразование, направленное на увеличение мощности и повышение топливной эффективности. Эта модификация сохраняла общность как в конструкции, так и в лётной эксплуатации с более ранними моделями. Основным отличием были новые двигатели. В B737-300 используются турбовентиляторные двигатели CFM56. Их установка увеличила тягу с 7 500 кгс до 10 600 кгс по сравнению с двигателями Pratt & Whitney, которыми оснащались В737-200, однако это привело к ряду конструктивных проблем. Увеличенный диаметр двигателя и низкий клиренс В737 вынудили расположить их впереди крыла.

В737-300 мог перевозить до 149 пассажиров по сравнению с 136 на В737-200. Другие структурные улучшения включали:

  • Увеличение размаха крыла и большее удлинение за счёт законцовок крыла, что обеспечило улучшенную аэродинамику
  • Усовершенствование киля
  • Улучшение кабины экипажа на основе функций, разработанных для Boeing 757

В737-400 продолжил тенденцию изменения габаритов. Увеличенная примерно на три метра длина фюзеляжа дала возможность разместить в салоне 188 пассажиров. В737-500 был несколько меньше, эта модель сопоставима с размерами В737-200, но обладает лучшей топливной эффективностью среди лайнеров всей серии Classic.

В737 Next Generation – модели 737-600, -700, -800 и -900

Серия Next Generation (NG) была запущена в 1993 году, первый полёт выполнен в 1997 году. Данная модификация потребовалась из-за растущей конкуренции со стороны семейства Airbus A320 и высоких цен на топливо в то время. Серия предлагала несколько изменений по сравнению с классическими самолётами, включая дальнейшее улучшение топливной эффективности, увеличенная дальность полёта и варианты с большей вместимостью – до 215 пассажиров.

Изменения в самолёте:

  • Модернизированные более экономичные двигатели серии CFM56-7
  • Крыло измененной конструкции с увеличенным размахом и площадью (с увеличенным запасом топлива)
  • Улучшенная цифровая кабина
  • Улучшенный интерьер салона с несколькими обновлениями на основе проекта В777

Боинг 737-600 – наименьший по габаритам из семейства NG, вмещающий 149 пассажиров. B737-700 имеет примерно на 2,4 метра более длинный фюзеляж, также предлагается вариант с откидным вверх большим люком в передней части фюзеляжа – В737-700C.

B737-800 больше В737-700, что делает его хорошей заменой В737-400. Он вмещает до 189 пассажиров, в самой длинной модели – В737-900ER – 220 кресел. В737-900 имеет ограничение до 189 человек из-за меньшего количества дверей.

В737-800 стал самой продаваемой моделью Boeing 737. Эта версия предлагает оптимальное сочетание дальности полёта и вместимости, это наиболее универсальный вариант для многих авиакомпаний.

Основные характеристики различных моделей B737 третьего поколения:

Модель Кресла
(двухклассная компоновка)
Дальность полёта
B737-600 108 5991 км
B737-700 126 5570 км
B737-800 162 5436 км
B737-900ER 178 5460 км

Серия B737 MAX

Четвёртое поколение семейства В737 вышло в 2011 году. Серия В737 MAX конкурирует с семейством A320neo (с 2010 года) и снова нацелена на повышение топливной эффективности. В серии MAX используются новые более экономичные двигатели CFM International LEAP, а также несколько аэродинамических модификаций, включая характерные винглеты.

Читайте также:
Преимущества и недостатки all inclusive

Как и в серии NG, существует четыре варианта MAX разных размеров. Они предлагают увеличенную пассажировместимость и дальность полёта по сравнению с вариантами NG.

Основные характеристики различных моделей серии B737 MAX четвёртого поколения:

Модель Кресла
(двухклассная компоновка)
Дальность полёта
B737 MAX 7 138-153 7130 км
B737 MAX 8 162-178 6570 км
B737 MAX 9 178–193 6570 км
B737 MAX 10 188-204 6110 км

B737 MAX в аэропорту Толмачёво / Фото: © Александр Листопад / https://www.jetphotos.com/photo/9426170
Сколько они стоят?

По данным компании Boeing, прейскурантные цены на различные модели B737 следующие:

  • B737-700: $89,1 млн
  • B737-800: $106,1 млн
  • B737-900ER: $112,6 млн
  • MAX 7: $99,7 млн
  • MAX 8: $121,6 млн
  • MAX 9: $128,9 млн
  • MAX 10: $134,9 млн

Эти цифры показывают, что MAX 8 стоит на 20 миллионов долларов больше, чем B737-800 третьего поколения. Фактически, только меньший MAX 7 приближается к доступности более старой модели. Однако за значительные технологические инновации, вложенные в серию MAX, приходится платить.

Самолёт B737 MAX нанёс корпорации Боинг серьёзный репутационный и финансовый ущерб после двух катастроф с большим количеством жертв. Но аэрокосмический гигант уже рассматривает планы на разработку нового самолёта, который первоначально планировалось поднять в небо в 2030 году.

Предполагается, что это будет составной планер более лёгкой и экономичной конструкции. Прорабатываются модификации с эллиптическим поперечным сечением фюзеляжа, что обеспечит более широкую кабину с возможностью создания двух проходов. Благодаря расширению салона В737 Original добился успеха, и корпорация рассчитывает на повторение этого снова.

Однако проблемы с серией MAX и глобальный кризис пассажирских авиаперевозок в 2020 году вполне могут изменить эти планы.

Боинг 737 -300 -400 -500 -700 -800 -900. Схема салона, фото, вместимость пассажиров, авиакомпании

New Generation — так называется линейка самолётов Boing 737 третьего поколения. Они используются авиакомпаниями по всему миру с конца 90-х годов. Boeing 737 NG — это узкофюзеляжный самолёт средней дальности, рассчитанный на коммерческие перевозки с комфортом и безопасностью. Всего за время эксплуатации было выпущено более 5000 лайнеров по заказу авиакомпаний Малайзии, Германии, США, России, Японии и других стран. И выпуск пока не планируется прекращать. Перевозчиков удовлетворяет надёжность, стабильность, удобство для пилотов и пассажиров и, конечно, экономичность. В течение ближайших 10 лет на смену этим самолётам придёт новый Boeing 737 MAX, а пока лайнеры серии New Generation остаются любимыми, желанными и достойными конкурентами компании Airbus.

Краткая история самолетов Боинг 737

Boeing 737 создавался как узко фюзеляжный самолет для перевозки сравнительно малого числа пассажиров на относительно небольшие расстояния. Разработка авиалайнера началась в 1964 г. К этому моменту конкуренты компании проводили летные испытания своих моделей. Boeing отставал от BAC-1-11 и DC-9. Однако маркетологи компании пророчили спрос в объеме 600 единиц техники.

И Боинг пришлось заниматься созданием новой машины. В целях более быстрого получения результата инженерами компании было принято решение позаимствовать ряд технологий с 707 и 727 модели. Для Боинг-737 были использованы фюзеляж и крыло. Но статические испытания показали, что при 95 % от максимальной нагрузки заимствованные элементы повреждаются и выходят из строя.

В результате конструкторам Боинг пришлось разработать новое крыло. Более современная конструкция улучшила динамические характеристики воздушного судна. Боинг 737 стал применим на взлетно-посадочных полосах меньшего размера. А высота его полета увеличилась. Это позволило добиться лучшей топливной экономичности.

В 1965 г представителями компании официально было объявлено о завершении этапа по формированию конструкции нового авиалайнера. Самолет получил более вместительный салон. Вместо планируемых 60 посадочных мест, 737-й был готов разместить на борту 103 человека. Этого удалось добиться за счет установки 6 кресел в одном посадочном ряду.

Боинг 737, вместимость пассажиров которого выросла под влиянием авиакомпании Lufthansa, был запущен в серию 22 февраля 1965 г. Немецкий перевозчик первым подписал контракт на приобретение 22 самолетов Boeing 737-100. В апреле 1965 г свой заказ на 40 машин 737-200 разместила U. Airlines.

Торжественная церемония, посвященная окончанию сборки первой единицы нового авиалайнера, была проведена 17.01.1967 г.

Боинг 737 первого поколения имел общие черты конструкции с 727-м:

  • Руль направления.
  • Щетки Крюгера.
  • Элероны, привод которых осуществлялся при помощи 2-ой гидросистемы.
  • Руль высоты.
  • Предкрылок.

От 707-го новый Боинг унаследовал электронную систему установки регулятора с резервированием.

Последующая судьба самого многочисленного пассажирского самолета

В конце 70-х годов стало ясно, что самолеты Boeing-737 200 стали проигрывать своему основному конкуренту — другой американской машине DC-9 в рентабельности. В 1979 году начались работы по усовершенствованию базовой модели. Основная задача была увеличить пассажировместимость самолета. К новому 1980 году был готов новый Boeing-737 300, способный перевозить до 150 пассажиров. В этой машине была использована авионика «757» и «767» Боингов – широкофюзеляжных лайнеров нового поколения.

В новой машине использовали старый планер от «200» версии. Осталась неизменной система управления и внутренняя компоновка самолета. Однако фюзеляж был удлинен на 3 метра. В отличие от предыдущей машины, где использовалась аналоговая авионика, Boeing-737 300 имел уже более совершенные цифровые приборы и устройства управления и контроля. Машину оснастили новыми двигателями, повысили комфортность салона. В свой первый полет новый Боинг отправился зимой 1984 года. Новинка была способна летать на дальность до 5000 км. Значительно улучшились условия пребывания пассажиров на борту, упростилась система управления самолетом двумя членами экипажа. Подобным образом строился и следующий самолет — Boeing-737 400, который стал выпускаться с 1988 года. Причиной создания очередной модификации самолета стал запрос на чартерные рейсы. Многие частные авиакомпании в середине 80-х годов переходят на обслуживание фирм-туроператоров, которым часто приходится пользоваться заказными авиарейсами.

Читайте также:
Шоппинг в Сингапуре (что и где покупать)

В этой версии американские авиаконструкторы снова удлинили фюзеляж, которые теперь имел длину 36,4 метра. За счет этого количество пассажиров на борту снова увеличилось на 19 человек. Версия машины Boeing-737 400 создавалась для частных авиакомпаний, выполняющих чартерные авиарейсы. На самолете изменилась система кондиционирования, появились дополнительные аварийные двери — по две с каждого борта. Фюзеляж машины получил в кормовой части опорную пяту, защищающую хвостовую часть во время взлета от касания с бетонкой взлетной полосы.

Все последующие версии выпускались с разницей в 5-8 лет, подтверждая мысль о том, что первая машина-737 обладала громадный технологическим и конструктивным потенциалом.

В 1990 году на смену старенькому боингу 200 серии пришли новые Boeing-737 500. Потом настал черед машин с индексами 600 и 700. Количество выпущенных машин ограничивалось размером заказа. Эти лайнеры создавались для нужд авиаперевозчиков лоу-костов, работающих на международных и внутренних авиалиниях в Европе и в Северной Америке.

Место производства, компании-эксплуатанты

Боинг 737, вместимость пассажиров которого изменялась с выпуском новой модели, процесс окончательной сборки проходит на заводе Boeing Commercial Airplanes в Рентоне. Это небольшой город в США в штате Вашингтон. Населенный пункт располагается в 21 км от Сиэтла. Поселение было создано в 1860 г.

Основой для будущего города стали местная шахта и деревообрабатывающее предприятие. Но до 2 сентября 1939 г. Рентон оставался деревней. С началом Второй Мировой войны в городе был построен завод по производству Б-29. По окончанию боевых действий в населенном пункте планировалось построить предприятие, производящее самолеты амфибии. Но от идеи отказались.

Лишь в 1970 г. компания Боинг начала производство самого популярного самолета малой дальности и вместимости в этом городе. Так в 2000 г. население Рентона составляло 50 тыс. человек, а в 2010 г. – 90 тыс. человек. Процветание компании Боинг плодотворно сказывается на развитии населенного пункта.

Выпускаемые в Рентоне самолеты эксплуатируются более чем в 20 странах мира. В парке 12 российских авиакомпаний присутствуют самолеты Боинг серии Classic.

Сюда входят:

  • 737-300.
  • 737-400.
  • 737-500.

К этим перевозчикам относятся: «Якутия», «ЮТ Эйр», «Оренбургские авиалинии», «Татарстан», «Ямал».

История создания

Среди причин появления нового лайнера Boeing 737 NG можно выделить две главные:

  • конкуренция с Airbus, выпустившей в начале 90-х первый самолёт из серии A320;
  • использование на практике новых технологий, разработок как в сфере безопасности гражданских перелётов, так и для улучшения сервиса.

В конце 1993 года руководство Boeing Commercial Airplanes поставило перед разработчиками цель: создать обновлённый Боинг, сохраняя преемственность. Лайнер должен был оставаться лицом компании, визитной карточкой: узнаваемые формы, особенности интерьера салона и кабины пилота и так далее. Но изменения должны были сделать самолёт экономичнее и эргономичнее не только по сравнению с предшественником, но и с главным конкурентом, Airbus.

Первый полет обновлённый Боинг 737-700 или 737 NG совершил в феврале 1997 года, почти сразу после презентации в конце 1996. Вслед за ним в течение года в небо поднялись 737-800 и 737-600. Двумя годами позже свет увидел 737-900.

Стоимость разных моделей боинга 737

Компания Боинг не скрывает стоимость выпускаемых самолетов. Данные о ценах на все модели воздушных судов размещаются на сайтах эксплуатантов. Самая недорогая модель 737-700 обойдется авиакомпании в 80,6 млн USD.Боинг 737 МАХ 9 стоит от 116 млн USD. Цены на рассмотренные модели не окончательные. Стоимость самолета, так же, как и автомобиля, зависит от вместимости пассажиров, внутреннего оснащения.

Клиенты, покупающие новый авиалайнер первыми, могут получить значительную скидку. Так как они берут на себя функции по испытанию новой летной машины. Поэтому указанные на сайтах цены не являются окончательными.

Базовые стоимости самолетов Boeing 737-й серии составляют:

Модель. Сумма, млн USD.
737 MAX 200 115
737 MAX 8 109
737-900ER 102
737-800 95
737 MAX 7 90

Описание и техническая характеристика

Самолет представляет собой низкоплан, оснащенный двумя двигателями. Крыло стреловидное, хвостовое оперение однокилевое. Под крыльями располагаются турбовентиляторные двигатели, которые при полной загрузке машины подняты над взлетно-посадочной полосой всего на 460 мм.


Двигатель 737-го

Система кондиционирования воздуха задействует вспомогательную силовую установку и моторы.

Воздух необходим для выполнения следующих задач:

  • кондиционирование жилых зон;
  • снижение температуры установленного оборудования, обдув;
  • для антиобледенительной системы крыльев, двигателей;
  • используется при запуске двигателей.

Роль кондиционера выполняет система кондиционирования СКВ, у которой предусмотрено два канала. Воздух из салона допускается применять для рециркуляции.

Читайте также:
Сингапурский Чайнатаун: ставни, голуби и чай

Удлиненные версии (737-400, -800 и -900 СКВ) имеют салон большего объема, что потребовало изменения СКВ. Она имеет в этих моделях две температурные зоны в салоне, контроль температуры происходит с задействованием более совершенных устройств.

Двигатели Classic и Next Generation оснащены воздухозаборниками, форма которых отлична от круга. Кроме того, агрегаты двигателя размещены в наплывах крыльев.


Boeing 737-900

Электроснабжение самолета делится на два типа:

  • первичное;
  • вторичное.

Первый тип основан на системе из двух генераторов переменного тока, которые связаны с двигателями. Они выдают напряжение 115 В и частоту 40 Гц. Мощность установок — 40 КВА, синхронно работать они не способны.

Вторичная система электроснабжения выдает напряжение 28 В, а за выработку энергии отвечают три выпрямителя и аккумулятор большой емкости. При необходимости на 737 «классик» можно установить генераторы постоянной частоты и переменных оборотов.

Описанная схема применяется на моделях «Original» и «Classic», но на серии NG электроснабжение осуществляется по иному принципу:

  • изменены принципы распределения;
  • установлены новые генераторы;
  • установлена еще одна батарея;
  • стрелочные приборы на панели управления электрикой заменены цифровыми.

Генераторы скомбинированы с приводом постоянных оборотов, мощность которого составляет 90 КВА.

Система управления полетом самолета «Боинг» 737 так же включает первичную и вторичную. Первая состоит из тяги с тросами, дублирует ее бустерное управление, имеется возможность перехода на безбустерную схему. На поведение машины в воздухе влияют рули высоты и направления, а также элероны. Направление не имеет ручного способа контроля, руль управляется основным приводом либо аварийным.


Внутри салона 737-го

Вторичная система имеет следующие узлы:

  • три внешних предкрылка от пилонов секции;
  • предкрылки Крюгера на двух внутренних секциях;
  • трехщелевые, двухсекционные закрылки;
  • 5 секций спойлеров включают полетные и наземные, они задействуются в соответствующих условиях;
  • переставной стабилизатор.

Серия NG отличается удлиненными на 5,5 метров крыльями, что позволило усовершенствовать систему управления, добавив по секции спойлеров и предкрылков. Также в конструкции применены новые закрылки – двухщелевые.

Топливная система задействует пространство центроплана, крыльев и багажных отсеков.

Вместимость и расход зависит от модели:

  1. 737 Original вмещает 12,7-15,6 тонн (зависит от опций и модификации);
  2. 737 Classic вмещает 16,2 т;
  3. 737 NG вмещает 20,8 т, увеличена емкость баков в центроплане;
  4. 737 BBJ может оснащаться дополнительными баками суммарным объемом до 37,7 т.

Надо отметить, что системы аварийного слива нет, потому при экстренной посадке необходимо сделать несколько кругов над аэродромом для выработки горючего либо экстренно приземляться с превышением массы.


Boeing 737-100

Шасси машины имеет классическую схему — три опоры, передняя из которых является рулевой. Каждая стойка оснащена двумя колесами, которые убираются в ниши на центроплане, но не закрываются створками. Это портит аэродинамику, но значительно упрощает компоновку гидравлики.

Серии самолетов Боинг 737

В 2021 г. авиакомпаниями многих стран эксплуатируются самолеты Boeing-737 всех серий. Исключением являются 737-100 и 737-200. Обе эти модели отличаются повышенной шумностью.

Несмотря на установку защитных экранов, производителю не удалось справиться с данной проблемой. Эти авиалайнеры также дороги в обслуживании. Самолеты 200 серии используются некоторыми африканскими перевозчиками.

5 причин съездить в Адыгею

Республика Адыгея – идеальное место для отдыха. Этот край славится своими природными красотами, горными вершинами, вкусной кухней и интересной историей. Если вы думаете, куда поехать в следующем отпуске, вот целых 5 причин, почему стоит свой выбор остановить именно на этом регионе.

Свежий воздух
Для жителей больших городов нехватка свежего воздуха становится серьезной проблемой, а напряженный ритм жизни приводит к постоянным стрессам и усталости.
Чтобы наконец вдохнуть полной грудью и надышаться чистым горным воздухом, приезжайте в Адыгею. Здесь вы почувствуете прилив бодрости и сил, что положительно скажется на вашем здоровье и особенно нервной системе.

Также горный воздух укрепит ваш иммунитет и послужит профилактикой заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Однако будьте внимательны: если у вас есть противопоказания (например, низкое давление), вместо гор лучше поехать в другое место.

Горы и водопады
Значительную часть территории Адыгеи занимают горы, именно поэтому ее еще называют горной республикой. Самая высокая вершина региона, Чугуш, достигает высоты 3237 м.
В республике хорошо развит горный туризм. Здесь множество пансионатов, баз отдыха и гостевых домов, в которых можно комфортно расположиться.

Если вы любите активно провести время за пешими прогулками и подъемами в горы, то обязательно приезжайте сюда. Ваш отдых может быть самым разнообразным: катание на квадроциклах, конные прогулки, полеты на дельтаплане, сплав на рафтинге по горной реке, прохождение по каньонам.
Также здесь можно полюбоваться водопадами реки Руфабго, которых насчитывается около 10.

Термальные источники
В Адыгее можно не только полюбоваться красотами и надышаться чистым воздухом, но и поправить здоровье, ведь на территории региона существует множество термальных источников. Их минеральная вода является очень полезной для организма. Купание в таком источнике поможет вам не только расслабиться, но и восстановить или укрепить здоровье.

Особенно интересно посещать источники в зимний период, ведь именно тогда температура воды намного выше, чем на улице. Получается своеобразный эффект “парилки”. Также зимой полезно посещать такие источники для закаливания, что поможет укрепить иммунитет. Такой отдых подходит не только взрослым, но и детям.

Читайте также:
Система образования и стоимость обучения в Испании

Адыгейский народ
Адыгейский народ очень гостеприимный, а сам регион имеет богатейшую историю. Приезжая сюда, вы сможете познакомиться с обычаями и культурой его жителей, а также посетить интересные исторические места.

В Национальном Краеведческом музее можно узнать о традициях, костюмах и обрядах. Среди экспонатов есть скульптуры, одежда, драгоценности, монеты и многое другое.
Еще у вас будет возможность посетить Долину аммонитов, где можно увидеть древних окаменелых моллюсков, а также побывать на месте стоянки первобытных людей.
От самих адыгейцев можно услышать легенды и былины, национальный нартский эпос, который включает в себя довольно интересные и необычные истории. Например, про легендарного богатыря Сосруко – одного из главного героя местного эпоса, рожденного из камня.
Немало в Адыгее сохранилось дольменов – захоронений, которые гораздо старше пирамид Египта. Ученые утверждают, что такие строения являются местами силы.

Адыгейская кухня
Если вы любите вкусно поесть и интересуетесь национальной кухней, Адыгея порадует вас экологически чистой едой местного производства.

Адыгейская кухня — это не только известный сыр, хотя для адыгов действительно большую часть рациона составляют кисломолочные продукты. Одним из важнейших напитков у местных считается щхыу, или кислое молоко.

Без него не обходится ни одно застолье, потому что это универсальный продукт, который сочетается с любыми блюдами. Щхыу подается с выпечкой, хлебом и мамалыгой, хорошо гармонирует с мясными блюдами и кашами. В качестве закуски адыги часто используют копченый и сушеный сыр.

Адыгейскую кухню сложно представить без мяса. Предпочтение отдается курице и баранине. Первые блюда представлены в виде разнообразных супов, самым популярным из которых является дженчыпс – малокалорийный фасолевый суп с рисом, очень питательный и вкусный. Также можно попробовать дэшхолэпс – низкокалорийный суп на курином бульоне, в который добавляют отварную фасоль и грецкие орехи.

Обязательно попробуйте санэ – виноградное вино собственного приготовления, которое считается напитком долгожителей, а также бахъсымэ – легкий хмельной напиток на основе кукурузной муки.
Насладившись красотой региона, попробовав колоритную местную кухню и надышавшись чистым горным воздухом, домой вы вернетесь обновленными, полными сил и ярких впечатлений. Неудивительно, если вам захочется вернуться в Адыгею еще раз, потому что в такую роскошную природу, местный народ и его культуру невозможно не влюбиться.

7 причин поехать в Адыгею активным путешественникам

Ежегодно, с 1995 года, 5 октября, Адыгея отмечает день образования как республики. Именно в этот день в 1990 году на внеочередной сессии Адыгейского областного совета народных депутатов было приятно решение о провозглашении Адыгейской ССР.

Республика Адыгея расположена в предгорьях и горах Большого Кавказа. Территория современной Адыгеи была населена ещё в древности. Один из древних народов — адыги — дали название этому зелёному и тёплому краю. В Средние века по их земле проходил Великий Шёлковый путь. В 1922 году была образована Черкесская или Адыгейская автономная область, а в 1936 году центром автономии стал Майкоп, который теперь является столицей республики.

Сегодня Адыгея располагает собственной конституцией, флагом, гербом и гимном. На территории этой республики, входящей в состав Южного федерального округа, проживают представители более чем 100 различных национальностей. Половину из них составляют русские, адыгов — всего 25%.

Озеро Хуко на исходе золотой осени. Адыгея

Главная достопримечательность и основное богатство Адыгеи — уникальная природа: реки, горы, пещеры и водопады.

В республике Адыгея находится несколько бальнеологических курортов. Неудивительно, что ежегодно в Адыгею приезжает всё больше туристов, любителей походов и рыбалки.

5 октября у жителей Адыгеи нерабочий день, и все гуляют, веселятся на праздничных мероприятиях, участвуют в спортивных состязаниях, а вечером в Майкопе состоится праздничный салют.

Топ-7 мест Адыгеи для активных путешественников

Адыгея — удивительное место в плане разнообразия природных достопримечательностей: гор, озер, рек, водопадов. Здесь настоящий рай для любителей однодневных и многодневных походов, очень популярны маршруты через плато Лаго-Наки с восхождением на Пшехо-Су, Оштен или Фишт. У тех, кто останавливается в поселке Каменномостский, широкий выбор мест для посещения: водопады Руфабго, Хаджохская теснина, пещера Сквозная и другие достопримечательности Адыгеи. По дороге от Каменномостского на юг к Гузериплю можно осмотреть Гранитный каньон, Казачий камень, гору Монах рядом с поселком Хамышки.

Впрочем, Адыгея славится не только природой, есть здесь и другие интересные места. Например, Свято-Михайловский монастырь, расположенный в поселке Победа или многочисленные дольмены (один из самых известных — Хаджохский дольмен).

Одним словом, достопримечательности республики Адыгея стоят того, чтобы приехать в этот край и увидеть их своими глазами.

Водопады Руфабго

Водопады Руфабго — одна из наиболее живописных и популярных природных достопримечательностей адыгейских гор. Быстрый ручей берет начало на северном склоне Азишского хребта. Он петляет среди скал, временами образуя глубокие ущелья, а затем, неподалеку от поселка Каменномостский, впадает в реку Белая.

Высокогорный веревочный парк «Тетис»

Высокогорный веревочный парк «Тетис» — отличная возможность совместить приятное с полезным. Он расположен на юге Республики Адыгея, на вершине горного хребта Уна-Коз высотой 1000 м. Со смотровых площадок парка открывается роскошный вид на заснеженные шапки гор и долины рек.

Читайте также:
Время полета Казань — Тайланд

Михайло-Афонская Закубанская пустынь

На зеленом склоне горы Физиагбо в центре Адыгеи издалека видны белые строения Михайло-Афонской Закубанской пустыни, самого высокогорного монастыря России. Еще в 9 веке н. э. это место облюбовали византийские отшельники, вырывшие целый лабиринт подземных ходов и келий.

Скалодром «Колдун»

Скалодром «Колдун» — один из интереснейших туристических объектов адыгейских гор, расположенный в Майкопском районе близ поселка Каменномостский. Он находится на склоне горного хребта Уна-Коз, неподалеку от веревочного парка приключений «Тетис».

Соборная мечеть Майкопа

В центре Майкопа, посреди зеленого парка к небу вознеслись 4 стройных минарета и огромный голубой купол. Это новая городская достопримечательность — соборная мечеть. Ее архитектура необычна для подобных зданий, она строга и современна. В интерьере тоже преобладают прямые углы и ровные линии.

Урочище Мишоко

Скалистые склоны адыгейских гор изобилуют живописнейшими природными достопримечательностями — пещерами и гротами, обрывистыми утесами и быстрыми реками. Чтобы полюбоваться сразу всеми красотами горного ландшафта, стоит отправиться в урочище Мишоко.

Хаджохская теснина

Спускаясь с плато Лаго-Наки, река Белая вдруг оказывается в Хаджокской теснине — узком глубоком каньоне, где ее сжимают с обеих сторон высокие белые скалы, поросшие густым лесом. За тысячелетия поток прорезал в известняке узкую щель шириной 6-7 м.

Вкуснейшая выпечка и расслабляющие термальные источники – 5 причин поехать путешествовать в Адыгею

Всего 4 часа и вы в другом регионе России: со своими традициями и историями. Жителям Новороссийска повезло: Адыгея весьма популярна среди туристов – сюда едут полюбоваться природой, отправится в поход (пеший или экстремальный), окунуться в богатую историю и поправить здоровье. И все это в “шаговой доступности” – все можно успеть за выходные.

Все в Майкоп

Первым делом, что необходимо изучить – это столицу Адыгеи – Майкоп. Вот несколько интересных фактов.

1. До недавнего времени Майкоп был единственным городом в России без светофоров. Не так давно 1 светофор все-таки поставили на одном из центральных перекрестков.

2. Здесь есть то, чего нет во многих российских городах. Например, это открытый БЕСПЛАТНЫЙ городской бассейн, где любой желающий может летом искупаться. Есть в Майкоп к 2 поющих фонтана. И всего ОДИН жилой дом в 12 этажей.

3. Каждый Майкопчанин гордится местным пивом, минеральной водой и, конечно, адыгейским сыром ( это и нужно вести на гостинцы).

4. В Майкоп к даже летом из окна дома можно увидеть заснеженные вершины гор. Кстати, есть примета: если из Майкопа горы отчетливо видны, то погода изменится.

5. Здесь есть своя адыгейским “валюта”: “потом” и “забудь” (шуточная древняя система взаимозачета адыгейцев). Можно оттянуть срок оплаты в “моторах”, а долг в 3 “потомах” приравнивается в 1 ” забудь”.

6. Майкоп вместе со всей страной слушала песню “Черные глаза”, автором которой является майкопчанин Айдамир Мугу.

7. В центре города можно запросто увидеть коз и коней на нескошенных газонах))

8. Майкоп расположен на дне пойменного русла реки Белой, в долине, окруженной бывшими берегами. Именно поэтому в городе уникальный микроклимат. Здесь в одном районе может светить солнце, а в другом строиться туман. А в декабре быть +20 и цвести сирень.

9. Есть версия, что поселения в районе Майкопа существовали до строительства Египетских пирамид.

10. Махидевран – жена султана Сулеймана (многие смотрели “Великолепный век”) была из знатного Черкесского рода – из Адыгеи))

Адыгейский сыр

Еще один повод – посетить Адыгею – знаменитый сыр.

Чем полезен знаменитый адыгейский сыр

Этот мягкий кавказский сыр готовится из цельного пастеризованное молока, имеет свежий аромат и мягкий молочный вкус. Мммм, вкусно.

А вы знаете, почему все горные девушки имеют осиную талию, а адыгейский мужчины с мускулистые торсом? Они едят адыгейский сыр!

По легенде, секрет приготовления сыра был передан юной девушке богом Амышом, покровителем домашних животных. Девушка спасла в бурю стадо животных и получила в награду имя Адыиф, что означает Светлорукая, и рецепт сыра.

Другая легенда рассказывает про храброго Къуицыку, которому мать положила в дорогу свежий сыр. В пути Къуицыку встретил одноглазого великана Иныжа и обхитрил его, устроив состязание: великан крошил в руке камни, а Къуицыку сжимал головку сыра, похожую на камень, из неё текла сыворотка, которую великан принял за воду и посчитал Къуицыку великим силачом.

В России адыгейский сыр стал известен в середине 19 века, но настоящий успех к нему пришёл уже в советскую эпоху в 70-80-х годах. В 1980 году адыгейский сыр поставлялся на московскую Олимпиаду, он получил красочную упаковку и зарегистрированный бренд. В сентябре 2009 адыгейский сыр получил статус продукта географического наименования, и сейчас только предприятия Адыгеи имеют право использовать название «Адыгейский сыр». Около трети всего адыгейского сыра идёт напрямую в Москву, а две трети продаются в Южном Федеральном округе.

Настоящий адыгейский сыр имеет очень высокую пищевую ценность за счёт хорошего баланса питательных веществ: небольшого количества жира, высокого качества белка, уникального состава минералов и витаминов. Установлено, что белки адыгейского сыра усваиваются на 98%, что намного выше усвоения белка, скажем, из мяса или рыбы.

Читайте также:
Фотографии озера Титикака

Адыгейский сыр богат витаминами А, B1, B2, B3, B5, B6, B9, B12, C, D, E, H, PP и минералами: кальцием, натрием, магнием, калием, фосфором, цинком, железом и медью. Адыгейский сыр полезен всем: беременным, детям, старикам, он нужен спортсменам и людям, проходящим реабилитацию после долгих болезней.

Обязательно стоит посетить местный пивоваренный завод и Соборную мечеть. Она, кстати, построена на средства шейха из Саудовской Аравии.

Адыгея: что нужно знать перед поездкой

Адыгея — маленькая республика на Кавказе с потрясающе красивой природой.

Туда едут, чтобы ходить в горы, прыгать с тарзанок, сплавляться по рекам или просто наслаждаться снежными вершинами и цветущими альпийскими лугами. Республика со всех сторон окружена территорией Краснодарского края. За несколько часов оттуда легко добраться до Черного моря и продолжить отдых на побережье.

Я давно хотела сходить в настоящий поход с рюкзаками и палатками, послушать тишину вдали от шумных городов и увидеть дикую природу. Поэтому летом 2019 года мы с подругами отправились в двухнедельное путешествие по Адыгее. Там мы увидели главные достопримечательности республики, выбрались в горный поход и пожили на благоустроенной турбазе в маленьком поселке у гор.

Восьмидневная программа с трансферами, работой гида, проживанием на турбазе и трехразовым питанием обошлась нам в 26 500 Р на человека. Но можно организовать все самостоятельно и оплатить только работу гида. Например, на сайте Кавказского заповедника услуги экскурсовода стоят 100—600 Р за человека в зависимости от размера группы.

В статье расскажу, чем заняться в Адыгее и что стоит посмотреть.

Что вы узнаете

  • Вводные данные
  • Погода
  • Как добраться
  • Карта
  • Города
  • Достопримечательности
  • Кавказский заповедник
  • Снаряжение
  • Жилье
  • Еда
  • Безопасность
  • Мобильная связь
  • Что привезти из Адыгеи
  • Если что-то случилось

Вводные данные

Сколько лететь: до Краснодара 3 часа из Санкт-Петербурга и 2 часа 15 минут из Москвы. Оттуда на электричке до Майкопа — еще 3 часа.

Разница во времени с Москвой: нет.

Средняя температура в сезон: летом +23 °C, весной и осенью +15 °C.

Валюта: российский рубль.

Погода

В Адыгею ездят с мая по октябрь. В начале сезона в горы ходят только со специальным снаряжением вроде ледовых кошек: в мае там еще много снега.

Мы были в республике в конце июня — начале июля. Температура в предгорьях держалась где-то около +27 °С, после обеда часто шел сильный дождь. В горах ощутимо холоднее, поэтому нужно брать теплые вещи.

Как добраться

Поезд. На поезде до столицы Адыгеи Майкопа можно доехать только с пересадкой. Дорога займет примерно 34 часа из Москвы на поезде № 115А, который идет до Туапсе. Купейный билет стоит 2700 Р , плацкартный — 1800 Р . Потом нужно пересесть на пригородный поезд № 812Э до Майкопа, проезд обойдется в 300 Р .

Из Санкт-Петербурга ехать почти двое суток. Пересадку тоже нужно сделать в Туапсе, поезд тот же — № 115А. Проезд в купейном вагоне стоит 2700 Р , в плацкартном — 2400 Р .

Самолет. Ближайший аэропорт находится в Краснодаре. В сезон рейс из Петербурга стоит от 15 000 Р , из Москвы — от 10 000 Р . Оттуда до Майкопа можно добраться на междугороднем автобусе. Проезд обойдется в 300—400 Р . Расписание удобно смотреть в «Яндексе». В пути проведете еще 3 часа.

Машина. Расстояние от Москвы до Майкопа — 1400 км. Дорога лежит по трассе М-4 «Дон» через Воронеж и Ростов и занимает от 16 часов и больше в зависимости от числа остановок и выносливости водителя.

Карта Адыгеи

Города

По площади Адыгея занимает 81-е место из 85 среди субъектов России. В республике всего два города: столица Майкоп и Адыгейск. По данным на 2019 год, население Майкопа — всего 140 тысяч человек.

Численность населения Майкопа по данным «Росстата»DOC, 290 КБ

Мы не заезжали в города, потому что ехали в Адыгею ради природы и гор. Моя знакомая рассказала, что развлечений в Майкопе немного. Местные отдыхают в центральном парке: там есть несколько памятников, кафе, музыкальный фонтан, аттракционы и большой открытый бассейн. Еще в городе расположен Адыгейский краеведческий музей. Экспозиция посвящена истории народов Кавказа и особенно адыгов. Вход для взрослого стоит 50 Р .

Другая достопримечательность Майкопа — соборная мечеть. Здание новое: оно было построено на средства шейха эмирата Рас-эль-Хайма. Внешне постройка напоминает голубую мечеть в Стамбуле.

Достопримечательности и развлечения

Главные достопримечательности Адыгеи — природные. Я разделяю их на две категории. Первые можно увидеть во время коротких однодневных прогулок. Другие откроются вам, если отправитесь в многодневный пеший или конный поход в горы. О них расскажу в следующих разделах.

Идеальное место, откуда можно совершать короткие вылазки к природным памятникам в Адыгее, — это поселок Каменномостский. По-адыгейски его называют Хаджох. Там есть турбазы и гостевые дома, где останавливается большинство туристов.

До Каменномостского можно добраться на автобусе из Майкопа за 150 Р , время в пути — полтора часа. Из Краснодара в Каменномостский на автобусе ехать 4 часа за 250 Р . Такси из Краснодара будет стоить 3000 Р , из Майкопа — 800 Р .

Читайте также:
В Израиле открылась уникальная онлайн-академия

По самому поселку удобно перемещаться пешком. Расстояния небольшие, а гулять там приятно. Если захотите вызвать такси, ищите кого-то из местных. Привычные для больших городов службы такси там не работают. Мы нашли номер водителя через объявление, наклеенное на двери магазина.

Главные достопримечательности расположены в 3—10 км от Каменномостского. Расскажу о самых популярных из них.

Хаджохская теснина — это четырехсотметровое ущелье реки Белой. Туда ведут два пути. Первый — оборудованная туристская тропа прямо из поселка. Вход на нее стоит 400 Р за взрослого и 150 Р за ребенка. Кроме вида на само ущелье на тропе есть мини-зоопарк и разные арт-объекты вроде сюрреалистичных статуй животных.

Мы не ходили на платную тропу, а пошли более длинным и живописным маршрутом через трассу R254. По дороге можно спуститься к воде и сделать фото ущелья. Еще по пути попадаются небольшие водопады, карьеры с бирюзовой водой и остатки старой каменоломни. Слева от шоссе есть тропа на озеро Красное — очень живописное место.

Водопады Руфабго запоминаются прежде всего необычной природой. Она скорее напоминает джунгли Амазонки, чем российский юг: слоистые скалы, причудливые камни, папоротники и водопады. Всего в ущелье 16 водопадов, самый высокий называется Девичья коса.

Чтобы попасть на водопады Руфабго, нужно идти по трассе Р254. Слева по ходу от поселка будет автостоянка и указатели к водопадам. Вход на маршрут тоже платный: 300 Р за взрослого и 150 Р за ребенка. Но если идти по тропе, начинающейся от Хаджохской теснины, все увидишь бесплатно.

Азишская пещера. В Адыгее множество пещер разной степени доступности и протяженности. Самая популярная у туристов — Большая Азишская пещера в 32 километрах от Каменномостского. Внутри — впечатляющая подземная река и несколько крупных залов со сталактитами и сталагмитами. Из-за подсветки они напоминают декорации к фильму «Парк Юрского периода». Пещера оборудована: есть пешеходные дорожки и лестницы. На них легко поскользнуться — лучше быть внимательнее и держаться за перила.

Добраться до пещеры проще всего на такси или на машине. Билет стоит 500 Р для взрослого и 250 Р для школьника. У входа есть кафе и сувенирные магазины.

Термальные источники. Недалеко от Каменномостского есть несколько комплексов с бассейнами с минеральной водой. Мы выбрали комплекс в поселке Тульский. На территории три бассейна с водой температуры +36 °С, шезлонги, кафе и зона отдыха.

Такси туда и обратно обошлось нам в 1000 Р . Вход на источники стоил 500 Р за 3 часа пребывания.

Экстрим-парки. В окрестностях Каменномостского есть несколько экстрим-парков. Там можно сплавиться на рафтах по реке Белой, заняться скалолазанием или каньонингом — так называют преодоление каньонов с помощью альпинистского снаряжения, без плотов и лодок.

Еще в Адыгее можно попробовать роупджампинг — прыжок в ущелье с имитацией свободного падения. Испытать себя стоит 5000 Р . Если хотите сэкономить, попробуйте прокатиться на зиплайне, то есть тросе, — от 500 Р за полет.

Кавказский заповедник и плато Лаго-Наки

Большая часть туристических маршрутов в Адыгее проходит по территории Кавказского биосферного заповедника. Его называют одним из самых красивых мест в России: там альпийские луга, нетронутые леса, снежные вершины и горные ущелья.

Кавказский заповедник — самый большой в Европе. Он находится сразу в трех российских субъектах: Адыгее, Краснодарском крае и Карачаево-Черкессии. Юнеско называет заповедник одним из немногих мест в Европе, нетронутых человеком.

В Кавказском заповеднике растут 3 тысячи видов уникальных растений. Мы были там в конце июня. В предгорьях в это время еще весна, поэтому мы застали цветение лугов. Я никогда не видела такого количества цветов: лютики, васильки, незабудки, лилии и еще десятки других, названия которых я не знаю. Зрелище завораживающее.

площадь Кавказского заповедника

Из животных в заповеднике можно встретить зубров, рысей, кабанов. Иногда в небе парили орлы. Нам повезло увидеть кавказского медведя. Он считается дружелюбным, но при встрече с ним все равно лучше быть осторожным. Сначала весь день на тропе мы встречали следы лап и медвежьей жизнедеятельности: в горах быстро становишься юным следопытом и учишься определять, где чье. Потом все начали кричать: «Медведь, медведь!» Я посмотрела, куда все махали, и увидела только удаляющееся размытое пятно. Люди со зрением получше утверждали, что молодой некрупный мишка удирал от нашей группы со всех лап.

Мы вошли в Кавказский заповедник через кордон Лаго-Наки — каменное горное плато на высоте двух тысяч метров. Вход в заповедник возможен только после покупки билетов и регистрации. На КПП нужно сообщить, сколько человек в группе, каким маршрутом собираетесь идти, где планируете остановиться и выйти из заповедника. Если в указанные даты туристы не делают отметку о выходе, их начинает искать МЧС.

Два КПП расположены в Адыгее, два — в Краснодарском крае и один — в Карачаево-Черкесии. Карта заповедника

За весь период нахождения в заповеднике нужно заплатить сразу на входе. Один день пребывания обойдется в 150 Р . Еще 300 Р нужно заплатить за каждую ночевку в приютах — так называют оборудованные места для остановки с палаткой.

Читайте также:
Как открыть визу в США с погашенной судимостью?

В Кавказском заповеднике 11 маршрутов. Самый популярный, протяженностью 93 км называется «Через горы к морю», или «Всесоюзная тридцатка». Это один из самых старых туристических маршрутов — еще с советских времен. Он начинается на плато Лаго-Наки и заканчивается в Краснодарском крае, недалеко от поселка Дагомыс у Черного моря. По пути туристы смотрят Кавказский горный хребет. Самыми крупными горными вершинами в этой части считаются Фишт — 2868 м, Оштен — 2804 м, Пшеха-Су — 2743 м. На них поднимаются опытные туристы. Мы пересекали только перевалы между вершинами.

Маршруты и цены на экскурсии есть на сайте заповедника

В описаниях маршрута на сайте турфирм пишут, что маршрут «Через горы к морю» проходит через все климатические зоны. Погода действительно часто менялась. За пять дней мы увидели самые разнообразные пейзажи.

В первые дни мы шли по цветущим лугам, а вдалеке виднелись снежные вершины гор. Потом преодолели несколько горных перевалов — Фишт-Оштенский и Белореченский. Чем выше поднимались, тем холоднее становился воздух. На земле лежал снег, иногда набегал туман, и приходилось идти прямо сквозь облака. У Малого Фиштинского ледника, который считается самым низким на Кавказе, была настоящая зима. Потом внезапно началась зона субтропиков: стало теплее, появилось больше лиственных деревьев, но стал идти чаще дождь.

Мы провели в походе пять дней и ежедневно проходили около 19 км. В одном месте сошла лавина, и нам пришлось изменить маршрут. Мне показалось, что путь получился даже интереснее: мы останавливались в трех разных местах вместо запланированных двух. Правда, ходить с полным рюкзаком тоже пришлось больше.

В интернете писали, что «Через горы к морю» — очень живописный маршрут, который не имеет категории сложности и подходит даже начинающим. В этом месте звучит мой сдавленный смех: по-моему, в такой поход не стоит идти тем, кто не сможет пробежать километр без одышки. Я в нормальной физической форме, но с непривычки было непросто нести тяжелый рюкзак. Хотя к концу маршрута организм привык и наша группа из трех девушек со средним весом 50 кг шагала довольно бодро.

Как ни странно, самым сложным участком стал не подъем на перевал, а спуск в долину реки Шахе в предпоследний день похода. Это место называют веселым спуском, но смешного на самом деле мало: нужно спускаться 7 километров по камням и огромным корням деревьев, торчащим из земли. Шел проливной дождь, и мы двигались по щиколотку в воде и грязи. Тело под дождевиком было мокрым от пота, а остальные части тела — от дождя. На спине — тяжелый рюкзак. Тогда я ощущала себя героем боевика о вьетконговцах, но сейчас вспоминаю это с улыбкой. Готова повторить такой поход не раздумывая.

Снаряжение

Если идете в поход самостоятельно, оборудование нужно привезти с собой или взять напрокат. Мы захватили с собой рюкзаки, спальники, коврики, сидушки, палки для ходьбы и дождевики. Палатку, горелки и общую посуду нам выдала турфирма. Все оборудование было в хорошем состоянии.

Спальник лучше брать с температурой комфорта минимум –5 °C: ночью бывает очень холодно. Я ложилась спать во флисовой кофте, леггинсах и лыжной шапочке и только тогда не мерзла.

30 главных достопримечательностей Адыгеи (1 фото)

Главные достопримечательности Адыгеи – природные красоты. Есть музеи и религиозные объекты, но они лишь дополнение к горам, водопадам, озёрам и прочему. Путешественники смогут чередовать впечатления, знакомясь с рукотворными памятниками в перерывах между походами. Многие интересные места сосредоточены в Майкопском районе. Также богата на колоритные виды приграничная зона республики с Краснодарским краем.

Лаго-Наки

Плато находится не только в Адыгее, но и захватывает территорию Краснодарского края. Высота над уровнем моря – 2,2 тысячи м. Оно также частично включено в Кавказский заповедник с 1992 года. Наибольшую известность местности принесли альпийские луга. Здесь проходит один из самых популярных пеших экологических маршрутов страны. Достопримечательности рядом: Азишские пещеры.

Гора Фишт

Относится к территории и Адыгеи, и Краснодарского края. Часть Главного кавказского хребта высотой в 2,8 тысячи м. В её честь назван один из самых популярных стадионов России, расположенный в Сочи и принимавший Олимпиаду. По горе проложено несколько маршрутов восхождения разной сложности. Коралловое строение объясняется тем, что в прошлом, как предполагают исследователи, Фишт была островом.

Соборная мечеть в Майкопе

Начала принимать верующих в 2000 году. Помимо прямых функций является ещё и резиденцией Духовного управления мусульман республики и соседнего Краснодарского края. Строительство профинансировал шейх из ОАЭ, чья мать была черкешенкой. Внешний облик – стены из белого камня, а 5 куполов и верхушки 4 минаретов ярко-синие. Внутренняя отделка – стены, исписанные строками из Корана.

Свято-Михайло-Афонская пустынь

Находится в посёлке Победа, основана в 1877 году. Мужской монастырь процветал, принимал паломников. У него имелась важная святыня – частица Животворящего Креста Господня. Однако, как и многие, после революции был постепенно закрыт. В 2000-х годах началось возрождение. Не все постройки и земли вернули обители сразу, но постепенно эту ошибку исправили. Тогда же повторно освятили местный источник.

Читайте также:
Перелет в Новую Зеландию из Москвы: время в пути, стоимость

Водопады Руфабго

Можно найти в Майкопском районе. Добираются до них двумя путями: специальным туристическим по мосту (платно), диким (бесплатно), но и дорога длиннее, и склон довольно крутой. Водопады несколько отстоят друг от друга, некоторые менее заметны. Самый высокий — «Грандиозный» — 829 м над уровнем моря, самый низкий — «Три братца» — 425 м. Достопримечательности рядом: Старинные черкесские сады и Сквозная пещера и пр.

Каньон реки Белой (Хаджохская теснина)

Располагается вблизи посёлка Каменномостский. Протяжённость участка – 400 м, ширина – порядка 7 м. В этом ущелье оборудован туристический маршрут с дорожками и перилами. Образование каньона связано с медленным растворением известняка. На спуске чуть ниже можно посмотреть на вольеры с представителями местной фауны. С конца 70-х годов прошлого века теснина объявлена памятником природы.

Кавказский биосферный заповедник

Простирается на 280 тысяч га на территории Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края. Нынешний статус получил в 1924 году. Смешанный рельеф поверхности богат горами и пещерами. Примерно 1/5 от всех растений – редкие виды. Знаковые места: роща с тисами, растущими тут сотни тысяч лет, и кордон Лаура, где множество вольеров с оленями, зубрами, лисами и прочей живностью.

Большая Азишская пещера

Находится на границе Адыгеи и Краснодарского края. Открыта в 1911 году, а в 1987 году стала туристическим объектом. 220 из 690 м доступны для осмотра и хорошо оборудованы: настилы, свет, поручни. В пяти залах достаточно много сталактитов и сталагмитов. Они вырастают в колонны и некоторые имеют отдельные названия. Является памятником природы. До входа в Малую Азишинскую пещеру 50 м.

Ущелье Мешоко

Название переводится, как «медвежья долина». Располагается рядом с посёлком Каменномостский. Высота скал в ущелье достигает 70 м. Особое украшение местности – гроты и водопады. Над скалами нависли утёсы, сделав картину ещё более живописной. Здесь находили следы древних укреплений, датированных бронзовым веком. Поблизости есть заброшенный карьер, где в прошлом добывали известняк.

Богатырская поляна

Урочище в Майкопском районе, состоявшее из нескольких сотен дольменов. Большинство уничтожено, около полусотни сохранилось, располагается группой и образую нечто, вроде аллеи. Остальные раскинуты хаотично по всей территории. Дольмены сложены из плит и имеют почти идентичные размеры. Название пошло от поверья про народ невысоких людей, обладающих невероятной богатырской силой.

Савранская Канатная Дорога

Начала свою работу в 2014 году. Протяжность – 1,5 км. Подъём совершается почти на 1 км над уровнем моря, а скорость передвижения вагончика – 1,1 м/с. Прогулка происходит среди зелени. Вековые сосны и чистый воздух способствуют погружению в атмосферу местного колорита. Наверху можно побродить по Главному Кавказскому хребту или посетить Грот желаний – необычную сквозную пещеру.

Веревочный парк приключений «Тетис»

Полноценный комплексный аттракцион с несколькими видами программ. При покупке билета можно выбрать какое-то одно направление или оплатить общий доступ. Троллей – спуск на специальном приспособлении со скоростью 50 км/ч. Каньонинг – спуск по каньону горной реки. Подъём по воздушной тропе подойдёт любителем скалолазания. Ещё есть вариант покататься на самых высоких качелях (не для слабонервных).

Скала Чертов палец

Расположена недалеко от станицы Даховская. В зависимости от выбранного времени года туристы по дороге пробуют местные орехи, яблоки и другие дикие дары природы. По пути к скале попадаются и другие любопытные объекты, вроде Чёртовой арки. Прямо под Чёртовым пальцем поляна, подходящая для пикника. Если выдвигаться от станицы, то пеший путь в одну сторону – более 3 часов.

Национальный музей Республики Адыгея

Открылся в городе Майкоп в 1925 году. Путь к полноценному музею был долгим, и держаться в первые годы существования удавалось на энтузиазме отдельно взятых людей. Они собрали богатую этнографическую коллекцию, подробно проследили роль адыгов (черкесов) в истории страны и сохранили многие старинные традиции. Экспозиция состоит из костюмов, предметов народного творчества и быта, а также археологических находок.

Даховский мост

Находится в одноименной станице. Построен через горную реку в самом начале XX века. Его возведением занимались казаки-мятежники, которых не сослали в Сибирь и оставили в Адыгее для тяжёлых работ. Мост активно использовали, но он хорошо сохранился. Чтобы предотвратить разрушение и уберечь важный исторический объект, рядом с ним построили современную конструкцию из бетона и металла.

Дендрарий в поселке Гончарка

Занимает площадь в 150 га в Гиагинском районе. Носит имя председателя колхоза Букреева, который и положил начало созданию парка в 1970 году. Первоначально разводили только местные деревья, а потом получили саженцы из сочинского дендрария и принялись экспериментировать с экзотикой. На данный момент бок о бок произрастает более 350 видов. В Центральной зоне есть сад камней.

Городской парк Майкопа

Образован в центре города в 1966 году. За ним долго не ухаживали, поэтому в конце нулевых пришлось проводить обширную реконструкцию, чтобы придать месту отдыха надлежащий вид. Помимо появившихся лавочек, плитки с орнаментом, точек с закусками и кафе, работают аттракционы, а также большой открытый бассейн, который набирают летом. Одна из местных красот – «Часы» – фонтан со светомузыкой.

Читайте также:
Топ-10 самых дорогих улиц в мире

Музей природы Кавказского Заповедника

Расположен в поселке Гузерипль с 1965 года. Вход платный и сначала надо пройти через главный пост самого заповедника. По пути к нему встречаются дольмены и памятник воинам. Музей разбит на залы. В самом первом рассказывается о создании заповедника. В последующих речь идёт о местных флоре и фауне: стоят чучела, объёмные макеты, диаграммы и воссозданы небольшие фрагменты разных природных зон.

Гора Большой Тхач

Находится на границе между республикой Адыгеей и Краснодарским краем. Абсолютная высота – более 2,3 тысячи м. Название переводится, как «вечно молодой бог». Является частью одноименного природного парка и вместе с ним входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Горный массив похож на неровную зубчатую стену, склоны которой снизу покрыты зеленью, а ближе к вершинам голые.

Долина аммонитов

Этот памятник природы удастся рассмотреть подробно, если спуститься к реке Белой между двумя посёлками: Каменномостским и Тульским. Аммониты – окаменелости, оставшиеся от древних моллюсков, которые вымерли наравне с динозаврами. Их спиралевидные раковины внушительных размеров разбросаны повсюду. Есть и другие фигурные камни, напоминающие: когда-то Адыгея была скрыта под водами океана.

Гранитное ущелье

Располагается вблизи станицы Даховской. Его протяжённость – приблизительно 4 км, а ширина – около 200 м. В округе много достопримечательностей, вроде родника Золотого или горы Трезубец. Осмотреть ущелье удобнее с одной из природных смотровых площадок. Особенно красиво здесь в период цветения каштанов и барбариса. Зимой же часть бурного потока замерзает, что тоже выглядит эффектно.

Казачий камень

Мимо этой достопримечательности поселка Каменномостский сложно пройти из-за его габаритов: путешествуя по округе, придётся обогнуть камень. Название объясняется одной из легенд: казаки сдвигали с места скалу при разделе земель, чтобы забрать себе больше территории. Другое наименование – Девичий: якобы девушка, переодевшись джигитом, оказалась единственной, кто смог запрыгнуть на камень на коне.

Сахрайские водопады

Их несколько (Мамрюк, Манькин шум и прочие), расположены у посёлка Усть-Сухрай. Самый известный из группы называется Разлом. Территория вокруг подходит для посиделок, есть беседки. Летом работают кассы, и за осмотр водопада вблизи придётся заплатить, в остальное время – вход свободный, однако вода в образованном водопадом озере становится холодной, и искупаться не удастся.

Гора Монах

Относится к Майкопскому району. Высота – примерно 500 м. Вершина плоская, что выделяет природный объект на общем фоне. Имеются родник и гроты, а также остатки древней кладки и дольмены. Очертания горы с определённого ракурса напоминают лицо сморщенного сурового старика, поэтому выбрано такое название. Другая легенда гласит, что этот образ вырезал монах, так замаливая свои грехи.

Скала Раскол

Местоположение – село Хамышки. Высота стен – до 100 м, ширина разлома – от 2 до 8 м. Геологический памятник виднеется среди леса. После землетрясения, произошедшего много лет назад, через всю скалу прошла огромная трещина, и теперь одна из частей несколько отдалилась от основания и выглядит отдельным образованием. Ниже протекает Бзыха, и на ней образовались водопады высотой до 5 м.

Озеро Псенодах

Занимает часть площади плато Лаго-Наки. Очертаниями напоминает широкую улыбку. Длина – около 150 м, а ширина – около 70 м. Средняя глубина – меньше 1 м, хотя есть глубокий провал ближе к юго-западной части. Через ключи-посредники Псенодах подпитывается водами с Фишта. С 2012 года около озера введён особый охранный режим, чтобы не дать путешественникам окончательно угробить местную экологию.

Каньон реки Цице

Чаще всего маршрут путешественники строят от озера Псенодах. Туристов мало, так как добираться до места непросто. Чтобы осмотреться и сделать красивые фото, передвигаться придётся непосредственно по руслу Цице. По этой причине лучше приезжать в каньон в конце лета, когда уровень воды опускается, и она ещё прогрета. По берегам много валунов, встречаются гроты, а снежник даже частично перекрывает течение.

Хаджохский карьер

Место бывшей добычи известняка и других горных пород у поселка Каменномостский. Дно заброшенного карьера покрыто мелким родниками, которые и образовали со временем озеро Красное. Вода чистая и неизменно холодная. А специфический цвет получается из-за скал и выхода ископаемых. В окрестностях проводится традиционная Туристическая гонка. Удобное расположение привлекает не только туристов, но и местных.

Пшехский водопад

Образовался между горами Фишт и Пшеха-Су. Делит внешне единый горный массив на части, однако стекает по скалам, покрытым мхом, не углубляясь в разлом. Высота – более 160 м. Летом поток становится слабее по объективным причинам. К водопаду ведёт удобная дорога, вокруг которой лесополоса. Есть специальные туристические маршруты. На такие экскурсии нередко берут детей.

Термальные источники Адыгеи

В республике их можно встретить в разных местах. Туристические комплексы предлагают либо снять апартаменты рядом на долгий срок, либо отдохнуть у источников всего пару часов. Считается, что в Адыгее нет термальных источников с температурой ниже +20 градусов. Наиболее популярными являются те, что относятся к Майкопскому району. Например, «Аква-Термо» или «Водная Ривьера».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: