Обучение в аспирантуре в США
Люди, которые всерьёз собираются строить свою научную карьеру в Западных странах, в том числе в США, должны задуматься над тем, как это сделать. Потому что в наше время этот вариант развития учебной, научной деятельности вполне возможен для тех, кто захотел такую карьеру построить.
Но следует помнить, что совершенно бесплатно эту возможность осуществить будет сложно. Понадобятся первоначальные взносы, расходы, связанные с переездом и оформлением всех необходимых документов. Однако можно найти выход, если подключиться к некоторым грантовым программам, дающим возможность обучаться за рубежом.
Что нужно американцам
Учиться в зарубежных вузах, в особенностях американских, это определённые обязательства, а также понимание того, какие именно профессии интересуют Штаты. Итак, какие специальности наиболее востребованы в аспирантуре США:
- психология и прикладная психиатрия;
- технические направления, а именно разработка компьютерных программ, сложная аналитическая математика;
- математическая обработка данных;
- педагогика в смысле нейролингвистического программирования подростков;
- клиническая психиатрия;
- социология российского социума в смысле его отношения к действующим социальным системам;
- доктор и врач управления социума в экстремальных условиях в нужном русле.
Аспирантура в США даёт возможность усовершенствовать свои знания, навыки в той или иной сфере деятельности. По её окончании перед человеком открываются хорошие возможности реализовать свой потенциал как в Соединённых Штатах, так и у себя на родине.
Основной принцип американской системы образования.
Вся эта система контроля за отбором способных людей, которые готовы переселиться в Америку, начала действовать давно и теперь даёт свои результаты, в виде лучших дорог, условий обслуживания клиентов в кафе и ресторанах, клиниках, офисных учреждениях, а также прочего, что связано с обслуживанием простых граждан Америки.
Система научных степеней в США
Те студенты, которые получили дипломы, свидетельствующие об их высшем образовании, а также кандидаты наук могут поступать в американскую аспирантуру, чтобы получить степень. Различают два уровня научных степеней, которые присваиваются по итогам обучения:
- Обучение в течение 2 лет даёт право претендовать на Master of Arts (MA) /Master of Sciences (MS). Это для тех, кто собирается использовать свои знания не для занятия наукой, а в сфере бизнеса, аналитики, финансов.
- Проучившись 3 года и защитив диссертацию, аспирант получает степень Doctor of Philosophy (PhD). Она нужна тем, кто связывает свою жизнь с наукой.
В американских вузах возможно поступление в аспирантуру без магистратуры, но только для специальностей, связанных с технической сферой. В том числе, такое правило касается и выпускников российских вузов, имеющих диплом бакалавра.
Система высшего образования в США.
Как поступить
Для поступления необходимо пройти несколько тестов:
- на знание языка TOEFL, GRE General;
- GRE Subject, который включает в себя проверку знаний, полученных во время обучения в бакалавриате применительно к избранной специальности.
Помимо этих обязательных вступительных моментов очень большое значение имеет мотивационное письмо Statement of Purpose – это эссе о том, почему необходимо обучение за рубежом. К его составлению надо отнестись очень серьёзно и указать следующее:
- какие уже были проведены исследования;
- достигнутые результаты;
- конечная цель исследования;
- польза от него для общества и для страны, из которой поступает претендент.
Облегчит составление такого письма наличие уже готовой научной работы. Если же её нет, то необходимо указать на опыт, который имеется в данной специальности, а также перспективы дальнейшего исследования.
Как успешно сдать тест на знание языка – советы в следующем видео.
Какие необходимо собрать документы
После того как пройдены все тесты и составлено эссе, необходимо собрать документы, которые вполне можно подать посредством электронной почты. В их число входят:
- перевод дипломной работы на английский язык;
- справка о среднем балле за обучение;
- три рекомендательных письма от преподавателей университета, включая своего научного руководителя;
- если есть степень, то подтверждение от учебного заведения, где она была получена;
- резюме, в котором надо указать подробности, не вошедшие в эссе: наиболее значимые курсовые работы, наличие практики работы в данной области, участие в исследовательских проектах, т. е. всё то, что станет дополнительным плюсом для приёмной комиссии.
После того как собраны документы, следует их подавать в избранный американский вуз. Надо помнить, что подавать можно одновременно в несколько университетов, но в каждый из них уплачивается вступительный взнос – от 40 до 100 долларов. Взнос этот не возвращается в случае отклонения вузом кандидатуры студента.
Американским вузам нужны иностранные студенты.
Финансовое обеспечение
Безусловно, кандидату придётся затратить какие-то средства, чтобы поступить в аспирантуру, но в дальнейшем есть вариант обучения бесплатно за счёт стипендий, выделяемых штатом, где находится университет, или же правительством США.
- Выделяется для особо одарённых студентов. Она настолько высока, что не требует никакой дополнительной подработки, можно спокойно учиться и заниматься наукой. Важно только постоянно иметь высокие баллы за обучение.
- Teaching Assistantship. Эту стипендию выплачивают факультеты того или иного вуза фактически как зарплату за преподавательскую работу. Она заключается в том, что аспирант ведёт семинары, проверяет контрольные, ведение лабораторных, домашних заданий и прочего. Как правило, такая форма распространена на естественно-научных факультетах.
- Research Assistantship. В этом случае уже сам научный руководитель выплачивает стипендию из гранта, который дан для научно-исследовательской работы, при условии, что аспирант учится только на отметку не ниже «хорошо».
У россиян есть шансы попасть в учебные заведения США.
Величина стипендии более высокая на естественно-научных факультетах (до 1000 долларов) и ниже на гуманитарных (600–800 долларов) без учёта налогов. Стоит также помнить о том, что если гражданин России зачислен в аспирантуру того или иного вуза, ему сразу назначают стипендию TA. В противном случае желающему поступить просто не дадут студенческой визы.
Статус постдоков
В Америке кандидатов наук называют постдоками. Они могут приехать в принимающий их вуз для стажировки, чтения лекций. Статус их не определён, и каждый университет самостоятельно принимает решение о том, взять постдока как постоянного преподавателя или оставить его в статусе временного сотрудника. Права этой категории обучающихся никак не защищены, так как нет своего профсоюза, но в некоторых случаях постдоки могут достигнуть определённых высот:
- получить постоянную работу;
- добиться от университета, чтобы руководство ходатайствовало о выдаче Грин-карты.
В очень редких случаях вуз присваивает человеку в этом научном статусе степень профессора. Но для кандидата наук стажировка в той сфере, где у американцев есть серьёзные наработки, очень важна. При этом надо понимать, что степень кандидата для Америки фактически уже приравнена к докторской, необходимо просто подтвердить её, пройдя через процедуру защиты диссертации.
Как поступить в аспирантуру в США – 10 подробных шагов в следующем видео.
История об аспирантуре в США. Часть 1: Поступление
На Хабре периодически попадаются истории о том, как люди едут учиться за границу. Не так давно писали о получении магистра в США и я наконец решился описать свою историю о том, как я попал в аспирантуру и начал делать PhD, а также мой опыт летнего интерншипа в исследовательской лаборатории Mitsubishi Electric, ну и просто пару слов об образовании постсоветском и зарубежном.
Правда пишу я с немного корыстной целью — завлечь сюда нескольких будущих аспирантов для работы над одним интересным проектом. Так что, если вам интересно и особенно если есть желание попасть в аспирантуру в США, добро пожаловать под кат.
Начну я с того, что извинюсь за наглый копипиаст:). Честно говоря, я сначала принялся писать все с нуля, но потом вспомнил, что когда-то уже описывал процесс поступления в LJ, так что первая часть этой статьи будет наглым копипастом оттуда.
Часть 1. Поступление
Спустя целый семестр пребывания в США, на следующий день после последнего экзамена (который был с 19.00 до 21.30 в пятницу. ) я решил написать о том, как я сюда попал, что я для этого делал и надо ли сюда попадать нормальному человеку. И это очень хорошо, что я не добрался до этого раньше, сейчас я уже могу оценивать все относительно объективно. Хотя и нахожусь я тут всего 4 с маленьким хвостиком месяца… Учусь в аспирантуре (graduate school) на доктора философии(Philosophy Doctor, PhD)… нет… в философию я не подался, просто так американцы называют это звание, которое является у них высшим званием, так как кандидатов и докторов наук отдельно у них нет. Те кто знают меня, наверное, могли бы подумать, что я учусь на Computer Science или чем-то подобном… снова нет… еще полгода назад я не мог себе даже предположить то, что я буду учиться на факультете автомобилестроения, но это правда… и сейчас я PhD student in Automotive Engineering Program of Clemson University. Если бы я сам прочитал этот пост год назад, верил бы я в это с большим трудом…
А начиналось все так: поступил я в 2004 году в СевНТУ (Севастополь, Украина) на факультет Автоматики и Вычислительной Техники, кафедру Технической Кибернетики и учился себе тихо и мирно. Как показала практика, точнее учеба в США, Учился (именно с большой буквы) я, как и все остальные, только 2 года от силы, а потом началось списывание, сдавание чужих лабораторных, итд итп. Отчасти, в этом виноваты студенты (ведь только от нас в конечном итоге зависело, что мы делали), отчасти преподаватели (которые не смогли объяснить ЗАЧЕМ мы все это учим и как все это применяется на практике), отчасти система образования и руководство (которые упорно старались не вводить ничего нового, убрали введение в специальность и… про финансирование и честность это уже отдельная большая история. ). На втором курсе я решил стать фрилансером и писать программки под заказ, благо программирование мне всегда нравилось и занимался я им уже довольно долго к тому времени, начиная еще со школы. Одним из проектов, которые мне там попались был интересный проект про распознавание видео и подсчет количества пешеходов, которые переходят через дорогу. Уже сейчас, в середине 2010го, я понимаю насколько сложный был тот проект и, что получить >95% точности на том видео было нереально, но тогда мне было интересно и я сел им заниматься. Потратил я тогда на него около 3 месяцев, никаких денег не получил! (эту строчку перечитать 10 раз тем начинающим мегапрограммистам, которые хотят сразу много денег, ничего из себя не представляя по причине отсутствия опыта). Зато я узнал много много интересных штук про обработку изображений и видео, про то зачем мы учили теорию вероятности, про то, каким образом часть этой непонятной университетской математики используется в реальной жизни и я очень рад тому, что мне попался такой проект. В то время я общался с людьми на форумах о том, как бы все это реализовать и однажды ко мне в аську постучался такой товарищ как Tim Burr, хозяин Scopic Software, он просматривал форумы и наткнулся на меня там. Таким образом я получил вторую очень полезную штуку от этого проекта(и все еще ни копейки денег!, это снова для тех мегапрограммистов) Да и работу я получил не просто так, а после вполне веселого собеседования в чате на английском (его я тогда знал весьма весьма плохо и о том, что Fourier Transform и Преобразование Фурье является одними и тем же сразу и не догадался, а это было на том собеседовании) и выполнения тестовой задачки. Вот так я и стал сотрудником Scopic’а в феврале 2007 года, где и трудился параллельно с учебой до самого самого конца 2009, т.е. 3 года, чему я очень рад, так как далеко не в каждой компании можно делать столько разных проектов (от онлайновых видеоплееров до расчета ортопедических стелек и от 3D редакторов до передачи денег на iPhone), используя столь разные средства… Когда-то в 2006 я проработал лето в SunBay в Симферополе, все лето мы занимались лишь одним большим проектом, сначала это интересно, потом надоедает… не представляю как можно заниматья всю жизнь одним проектом, но это также был весьма полезный опыт. Однажды в Скопике меня, можно сказать, продали в рабство, точнее сдали в аренду товарищу Tommy Tucker, хозяину Tucker Innovation, где я делал проект для одной конторы из Швейцарии. На этом я закончу раздел автобиографии.
А вот и следующий абзац, описывающий то, как я стал автослесарем (ну или чуть более продвинутым его вариантом). Общение с Томми показало, что наиболее простым вариантом попасть за границу и не разносить пицу является учеба и получение их образования. Именно он мне эту идею тогда и подкинул. Он же мне рассказал о том, что он занимается в Clemson University одим исследовательским проектом, и был бы рад работать со мной над ним. Также он сказал, что под это дело у них, скорее всего, будут деньги и они смогут оплачивать мою работу (это надо выделить жирным и подчеркнуть, так как для PhD это один из немногих легальных источников дохода и единственный для меня). Учеба в СевНТУ подходила к концу, я должен был получить своего специалиста в июне и стать свободным человеком (для справки, специалист за границей не признается, магистр признается, но толку от магистра украинского тут нет, поэтому логичнее всего заканчивать бакалавром, если есть желание учиться за границей дальше). Началась пора исследования возможностей поступить и уехать. Кстати, еще одним событием, которое позволило мне поверить, что все это возможно, было поступление на год раньше моей бывшей коллеги по Скопику, которая училась к тому времени в Цюрихе. Похоже, что в первом предложении я соврал… не расскажу я в этом абзаце почему я подался в автомобилисты… абзац надо заканчивать, а до этого момента еще 2 месяца.
Итак, поиск информации в интернете показал, что при любом раскладе, первое, что мне надо сдавать — это два экзамена: GRE и TOEFL. Первый экзамен показывает общие знания, которые у нас остались после школы, он состоит из 3 частей: сочинение, математика, английский(этот английский не важен для технарей, он проеверяет специфические знания английского, а не разговорный язык). Экзамен этот сдают ВСЕ, и математики, и филологи, поэтому для технарей важно сдать хорошо математику, а получить маленький бал на языковой части совершенно нормально (подозреваю, что не каждый американец его сдаст хорошо, да и его аналог на русском не каждый русский сдаст). Математика же в GRE элементарная школьная(именно школьная, не университетская) с некоторыми подвохами, так что придется учить все, что забыто, и как складывать 2+2 и как умножать, главное привыкнуть к английским терминам математическим и не забыть совсем уж таблицу умножения. Второй экзамен TOEFL – это уже тест знания разговорного английского, раз едет человек в страну, должен уметь там общаться с людьми, что логично. Тест достаточно серьезный, готовиться к нему надо и надо готовиться хорошо (во всяком случае мне, так как я ни разу не разговаривал в жизни на английском с живым американцем, а английский учил нормально за всю жизнь 5 месяцев с репетитором). Тест длиться 4 часа и к когда я вышел у меня было ощущение, что мозг просто выжали, жутко хотелось лечь на траву и притвориться листиком TOEFL проводился в Симферополе. А вот ради GRE пришлось ехать в Киев. Записываться на экзамены надо заранее(все через интернет и удовольствие это не очень дешевое, GRE — 185$, TOEFL — 165$), так как может быть такая ситуация, что мест нет. Да и результаты экзаменов не появляются мгновенно(там есть точные сроки на сайтах, около 2-3 недель на проверку уходит). Вообще, начинать подготовку к поступлению надо где-то месяцев за 9 до начала семестра (а не так как я, все в последний момент).
Следующий этап – подача заявки на поступление. Делается это сейчас через Интернет, никуда звонить и писать(почти) не надо. Таким же образом оплачивается подача заявления. Да, тут все оплачивается, причем вполне приличной суммой около 70$, так что никакой проблемы с тем, что студенты посылают документы в каждый ВУЗ на каждую специальность у них нет, то есть послать то можно, но за каждое заявления надо платить. В заявлении на поступление (application form) указываются регистрационные номера экзаменов, а после сдачи экзаменов указывается 4 университета, куда результаты надо послать, таким образом результаты автоматически передаются в личное дело абитуриента. При поступлении также надо послать по почте ОФИЦИАЛЬНЫЙ ТРАНСКРИПТ, вот тут у меня было много трудностей. Сначала надо было понять, что же это за зверь такой, оказалось, что транскрипт – это приложение к диплому с выпиской всех оценок. Само собой, что его надо перевести и заверить у нотариуса. Я пошел в ближайшее бюро переводов, там его перевели, заверили, ошиблись, снова перевели, снова заверили и отдали со словами, копии делать можно у любого нотариуса. Называется это фотокопия. При попытке сделать фотокопию результаты у были следующие: один нотариус уверял, что это невозможно в принципе, так как незаконно, но предлагал перевести у его переводчика еще раз(это уже переведенный текст), другой сказал, что все ок, но это обойдется около 100(15$)грн за копию, третий сказал, что все хорошо и это всего 20грн(2.5$) за копию. Вот такие разные они, наши нотариусы. Дальше надо было отправить транскрипт в университет. (Поступал я кстати только в Клемсон, так как оказалось, что все другие университеты не принимают больше студентов зимой, даже ETH в Цюрихе, который в прошлом году принимал, в этом году перестал). Для отправки письма я пошел на. (нет не туда, куда обычно идут, хотя результат примерно тот же) главпочтамп. До этого я почту никогда бумажную не отправлял и всегда считал, что это прошлый век, так что опыт отправки письма был чем-то совершенно новым. В окошке мне дали конверт и ручку и сказали подписать откуда и куда. Само собой, что я подписал неправильно, оказывается надо было думать, что это альбомный лист, а не как обычно (до того, что можно напечатать полосочки и надписи отправитель/получатель, наша почта еще не дошла, или может не так часто попадаются такие тёмные люди как я… хотя рядом парень точно также смотрел на это странное бумажное изделие под названием конверт и пытался найти кнопку отправить. ). Но я таки его подписал, вложил документы, спросил девушку как быстро дойдет до штатов, получил ответ 1 неделя, поверил ей, заплатил 40грн(5$) и отправил. В предыдущем предложении есть упоминается одна моя большая ошибка… я ей поверил… поверил, что наша почта может за неделю доставить письмо в штаты… но тогда я был еще наивным и верил в чудеса… С этой верой я и уехал кататься по Европе, периодически проверяя состояние моего заявления. Сначала состояние «Ожидается» в графе транскрипт было нормально, затем стало подозрительно, а затем я все понял… Времени было очень мало, я вернулся в Украину, срочно побежал отправлять другой транскрипт, на этот раз я воспользовался EMS, ровно в 10 раз дороже, но зато надежно. И в этот раз оно таки дошло… Прислали мне письмо, поблагодарили за неофициальный транскрипт и попросили теперь уж прислать официальный… Затем последовало энное количество писем с попыткой понять, как отличить не официальный транскрипт от официального невооруженным глазом. С той стороны, видимо, также не понимали чего я от них хочу, спрашивая о таких элементарных вещах. В результате я узнал, что транскрипт должен быть тот же самый, но запечатанный в конверте с печатью универа. И тут начался новый квест…
Это в США я могу просто зайти и попросить мне сделать такой транскрипт, заплатив чуток денег или даже бесплатно. А у нас все веселее… Купил я конвертов, сделал копию и поехал в универ. Пошел к декану, кто-то мне сказал, что американцы печать декана не отличат от печати университета. Декан наш произвел на меня впечатление тогда весьма основательно… тогда мне казалось, что он хотел меня съесть, причем живого… То ли не выспался, то ли зависть, то ли еще какая-то злость… но выражение его лица надо было видеть… Но он таки поставил печать и сказал, что следующее задание квеста и собственно конверт универа, я могу получить в кабинете ХХХ. Пришел я в этот кабинет, меня отправили в кабинет YYY, а там мне сказали, что просто так мне конверт не дадут для этого надо получить приказ свыше. И я пошел искать высшие силы… Научным руководителем у меня был проректор, я к нему и пошел. Но высшие силы были на совещании у сверхвысших, то есть у ректора, куда я и подался. Там секретарь ректора сказала, что у иностранцев каждый год новые требования, но все можно сделать. Дождался я проректора, сказал он пойти просить помощи у его секретаря от его имени и я подался в очередной кабинет. Там секретарь по причине отсутствия проректора играла роль бога, поэтому мне пришлось ждать еще час, но я таки дождался. Само собой, что мы пошли в очередной кабинет и там сидела тетка, заведующая конвертами, очередной местный бог (и почему нельзя просто выполнять свою работу, как делают американцы? Вежливо, четко, приветливо, юзерфрендли. И у них есть свои проблемы, но до наших им еще далеко… ) Тут я должен был выслушать как ее достали эти поступающие в иностранные вузы(сколько ж она этих конвертиков дает… 1 в год… 2… может даже 5. ) потом она поняла, что должна марку для штатов наклеить, а у нее такой нет. Еще 10 минут я объяснял, что я наклею ее сам, очередные 10 мин на то, чтобы доказать, что я не хочу наклеить марку другой страны итд итп. В итоге, высказав мне, что я конверт на халяву получил от нее (за 14копеек) еду в другой вуз поступать, все за счет универа нашего… я уж промолчал, что я потратил на несколько порядков больше уже на все это дело. Итак, я его получил, этот заветный конверт, потратив на это целый день. Отправил снова и он пришел, ура!
Еще одним важным (возможно самым важным) пунктом являются 3 письма от профессоров или людей, которые тебя хорошо знают в профессиональном плане. Мне было проще, я просто попросил одно письмо у начальника из Скопика, другое у этого самого Томми, который начальник мой текущий, то есть человека, которого знали в универе. Без этих писем, я так подозреваю, весьма сложно поступить. И наконец последнее, что я писал долго и нудно со многими версиями, сочинение о том, зачем я хочу к ним поступить и на кой я им там нужен. Это долгое и сложное сочинение, но и оно было написано.
Итак, все было готово, настала пора подавать заявку. И тут я понял, что я не знаю, куда я должен поступить, чтобы работать над этим самым проектом с Томми, я у него спросил и… и он тоже не знал, он спросил у моего текущего второго начальника (впоследствии тот оказался деканом и моим научным руководителем) и тот ответил на автомобилестроение. Вот таким образом я и попал сюда, о чем особо не жалею Вот так мне очередной раз не повезло стать программистом. В СевНТУ, кстати, я был инженером – автоматчиком, очень далеким от программирования, хотя в США моя специальность наиболее близка к Computer Engineering.
Вот так я и поступил сюда. Честно говоря, когда я начинал писать этот пост, я хотел описать все от начала до приезда, вместе с получением визы, да еще и как тут я живу и на какие шиши, итд итп… вполне интересный рассказик будет, но уже час ночи, идет 5 страница текста (а ведь я должен был писать сейчас статью), так что отложу я это дело на следующую субботу, которую мне нечем будет вечером занять Еще был бы неплохой рассказ о тех вещах, которые я год назад не мог даже представить, но это также на следующий раз
Аспирантура в США
Американская аспирантура предполагает направленность на исследовательскую работу, она аналогична уровню кандидата в РФ. Однако всех выпускников называют «доктор». Приняты два вида степеней:
- Doctor of Philosophy, Ph.D — доктор философии, широкое понятие;
- специальные докторские степени в зависимости от проблемной области, например, Doctor of Education, Ed.D. — узкая специализация в сфере образования.
Стандартная программа аспирантуры рассчитана на обучение в течение 4-6 лет. Из них аудиторная работа занимает от 2 до 4 семестров. Затем аспирант приступает к написанию исследовательской диссертации, которую необходимо защитить. Заниматься научной работой в США, не имея степени Ph.D, практически невозможно.
Аспирантура в США для граждан России доступна на общих основаниях, но требует оформления большого количества документов. Те, кто уже защитил степень кандидата в России, при переводе в США будут вынуждены повторить пройденный курс.
Обучение в аспирантуре в США проходит в три этапа. Для повышения шансов на получение финансирования на время учебы будьте активны — публикуйте статьи в научных журналах, участвуйте в конференциях, поддерживайте социальные проекты или разработайте собственный.
Вам придется найти научного руководителя, составить план работы и пройти:
- изучение обязательных предметов;
- Сomprehensive Exams — квалификационные экзамены;
- защиту написанной вами диссертации.
Чтобы не подрабатывать официантом в кафе или на заправке в перерывах между научными изысканиями, стоит подать заявку на финансирование или попробовать найти вакансию на кафедре университета. Через два года обучения можно попытаться получить степень MA (Master’s of Business Administration) или MS. Она ориентирована на тех, кто хочет сосредоточиться на ведении бизнеса.
Довольно часто аспирантам в США предоставляют стипендию только при условии выполнения практических обязанностей на кафедре. Традиционно легко получить стипендию на естественнонаучных факультетах, на гуманитарных такая практика — редкость. Не получают стипендий медики, юристы, будущие бизнесмены. Если постараться получить грант, то аспирантура в США бесплатно для русских обеспечена. Гранты объявляет правительство, университеты, иногда — компании.
Наиболее престижно получить степень Ph.D в старейшем университете США — Принстоне. Здесь много политических и экономических программ, но иностранцу в этом вузе будет довольно тяжело. Это — кузница государственных кадров и бизнес-элиты страны. Аспирантура в США в лучшем вузе страны — несомненный пропуск в научные круги по всему миру.
Гуманитарными науками активно занимаются в Колумбийском университете. Здесь вы сможете изучать искусство, музыку, литературу. Он входит в ассоциацию «Лига плюща» и, несмотря на гуманитарную направленность, считается элитарным. Здесь также есть медицинский и факультет международных отношений.
Медики найдут единомышленников в Стэнфорде. Университет славится высоким уровнем в изучении генетики и биоинженерии. Это учебное заведение — признанный лидер инноваций в сфере высоких технологий.
Поступление в университеты США в разных штатах длится почти круглый год, за исключением лета. Вузы, входящие в десятку лидеров, принимают заявления осенью. Более доступные для поступления — зимой и весной. Каждый университет указывает даты на своих сайтах, где представлены условиях учебных программ.
Один человек может одновременно подать документы на соискание ученой степени Ph.D на несколько разных факультетов. В момент подачи нужно оплатить только пошлину. Аспирантура в США бесплатно для русских потребует все же некоторых вложений при оформлении. Основное — качественный перевод документов (не все готовы делать это самостоятельно, не хочется тратить свое свободное время).
Необходимо подготовить:
- копию диплома о высшем образовании (в переводе);
- сертификат языкового экзамена (уточняйте в условиях программы, какой именно необходим — TOEFL, GMAT, GRE);
- мотивационное эссе на английском языке;
- резюме с рассказом о ваших успехах;
- рекомендательные письма.
Дополнительно стоит подготовить портфолио ваших работ, список опубликованных научных статей, возможно — подтверждение опыта работы по специальности, если он у вас есть.
Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов
О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2022 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук. Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2022 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.
Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:
«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.
Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации. Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.
Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».
Что изменилось
1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов
Сентябрь 2022 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России. Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2022 г. № 517-ФЗ. Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам. Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».
Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:
«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ. В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени. Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».
Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:
«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».
Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:
«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом. Это может повысить эффективность образовательной подготовки. Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».
«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2022 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.
2. Отмена госаккредитации
Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:
«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».
3. Аттестация в виде предзащиты
Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний. Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2022 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.
Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:
«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много. Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите. Процесс будет более осмысленным, полезным».
«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.
4. Диссертационные советы можно проводить онлайн
Наконец, Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ опубликовала на своем сайте ряд важных изменений в Положении о диссертационном совете. В первую очередь, формат заседаний было предложено изменить с учетом пандемии COVID-19 — документ детально регламентирует смешанный режим их проведения. Изменения предполагают трансляцию в Интернете всех заседаний при защитах. Доля «дистанционщиков» в совете не может превышать половину. При этом председательствующий, ученый секретарь и соискатель обязаны присутствовать на совете в обычном, очном режиме. Смешанный формат при этом не влияет на голосование — оно в любом случае остается тайным. Изменения вступают в силу частично 1 августа, частично — 1 сентября 2022 года. Евгений Терентьев поделился опытом дистанционного проведения диссертационного совета и оценил жизнеспособность инициативы проводить его в смешанной форме и после окончания пандемии:
«ВШЭ наряду с еще несколькими вузами продолжила, несмотря на пандемию, проводить заседания диссертационного совета и защиты в онлайн-режиме, процесс проведения защит никак не остановился. Я не вижу принципиальных проблем в онлайн-диссовете, многие даже обрадовались этому, так как онлайн дал новые возможности для участия. У нас на ряде защит присутствовали эксперты из самых разных часовых поясов: от Калининграда до американского Стэнфорда и Беркли. Это существенно повысило уровень дискуссий на обсуждении работ. Этот формат можно использовать безотносительно пандемии».
5. Диссовет станет доступнее и вузам, и ученым
Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.
«Появилась большая гибкость в отношении квалификационных требований к членам диссовета. В частности, сейчас можно будет более активно вовлекать в работу специалистов со степенями кандидата наук или PhD. Это обоснованный шаг: у нас много активных, энергичных, публикующихся молодых ученых, которые еще не получили докторскую, но безусловно уже являются лидерами в своих областях, могут квалифицированно давать обратную связь, выступать в качестве оппонентов, рецензентов».
На пути к Аспирантуре 4.0
Евгений Терентьев оценил все ожидаемые в сентябре 2022 года изменения в системе аспирантуры достаточно высоко. По его мнению, все перемены направлены на большую эффективность результатов труда аспирантов.
«В последние десять лет наблюдается сокращение числа диссоветов, а вместе с ним — показателей эффективности аспирантуры, потому что многие организации ведут подготовку по специальностям, по которым у них нет диссовета. А это значит, что человеку нужно не просто завершить программу аспирантуры, но и найти диссовет, обсудить с ним все требования, приехать туда, провести там предзащиту, защиту и так далее. Все это препятствовало тому, чтобы аспиранты защищались в срок. Когда мы предоставляем большую гибкость с точки зрения формирования диссоветов, мы повышаем шансы организаций на формирование собственных диссоветов либо сетевых, в сотрудничестве с другими университетами и научными организациями».
Аспирантура в США
Аспирантура в США, несомненно, являются одним из наиболее предпочтительных направлений обучения для иностранных студентов.
Одним из основных факторов, привлекающих студентов со всего мира в аспирантуру в университеты США, является то, что для кандидатов доступен широкий спектр научных направлений. Кроме того, создана гибкая система для проведения различных исследований. Согласно некоторым данным, США потратили в среднем 2,79% своего ВВП на исследования и разработки в период с 2010 по 2014 годы.
Специфика аспирантуры в США
По сравнению с Великобританией и Европой, получение степени PhD в США имеет ряд ключевых отличий. Существует культурная разница между аспирантами в США и Великобритании и Европе. От аспирантов в США, как правило, ожидается, что они проведут большую практическую работу, связанную с исследованиями. Это может означать, что во время написание диссертации в США у аспирантов остается меньше свободного времени.
Существует также множество университетов в США, которые предлагают одновременно получить степень магистра и PhD. Обычно для получения степени в США требуется от 3 до 6 лет. В этом случае студенты получают сертификат магистра в течение 2-3 лет, а затем они могут продолжить свои исследования в течение следующих нескольких лет. Такие программы более распространены в гуманитарных дисциплинах.
Как поступить в аспирантуру в США
Вот несколько советов при подаче заявки на аспирантскую программу в США:
- Выберите основной предмет. Первый шаг перед подачей заявки на получение степени кандидата наук в США — это выбор предмета, по которому вы хотите получить степень.
- Следующим шагом будет поиск университетов, предлагающих степень по этому конкретному предмету. Рекомендуется отобрать от 8 до 10 университетов.
- После этого нужно определить сроки подачи заявок. Обычно в аспирантуре меньше мест по сравнению с магистратурой или бакалавриатом, а сроки подачи заявок варьируются от университета к университету.
Экзамены, необходимые для подачи заявки на получение докторской степени
GMAT: GMAT принимается для поступления на управленческие исследования. Бизнес-школы используют этот тест в качестве критерия для приема в широкий спектр программ управления.
TOEFL: TOEFL — это тест на знание языка для студентов из стран, не говорящих по-английски.
IELTS: IELTS измеряет уровень владения английским языком кандидата по 4 различным параметрам: аудирование, чтение, письмо и разговорная речь.
Однако не все университеты требуют оценки GRE или GMAT для поступления в аспирантуру.
Пакет необходимых документов
Мотивационное письмо: один из наиболее важных элементов пакета документов для поступления на программы PhD в США.
Рекомендательное письмо: Рекомендательное письмо является независимой оценкой потенциала кандидата. Большинство университетов требуют как минимум два-три рекомендательных письма. Желательно, чтобы рекомендательные письма были написаны профессорами кандидата или работодателями.
Резюме: многие университеты требуют, чтобы кандидат представил резюме вместе с заявкой. Оно должно содержать основную информацию, такую как дата рождения, академическая квалификация и достижения, а также подробную информацию о любой предыдущей работе в своей области интересов.
Научные публикации: наличие научных публикации и исследований обязательно для подачи заявки на программы аспирантуры.
Во многих университетах США также иногда проводится отдельное собеседование с кандидатами.
Стоимость обучения на программах аспирантуры в США
Стоимость аспирантуры в США может варьироваться от 28 000 до 40 000 долларов в год. Некоторые аспиранты могут получать стипендию от своего учебного заведения, работая в должности ассистента.
Гранты и стипендии для иностранных студентов
Студенты могут найти финансирование как от своего, так и от американского правительства. Существует множество стипендий американского правительства, таких как Программа Фулбрайт, которые предлагают стипендии для студентов со всего мира.
Как поступить в аспирантуру в США
Пост разделю на две части: Как выбрать программу (что очень важно) и Как подать заявку (пошаговый план подготовки заявки). Для тех, кто случайно попал в мой блог (я-то все тешу себя надеждой, что такие люди есть) и задается вопросом кто эта женщина и почему мы должны читать ее излияния про аспирантуру в Америке, скажу, я получаю PhD по специальности Film and Media Studies в Йельском Университете, так что вещать вам буду на основе собственного вполне успешного опыта.
Сразу оговорюсь мой пост в основном о PhD в гумманитарных науках, к остальным в целом тоже применимо, но у них своя специфика.
Как выбрать программу. Программа PhD (Doctor of Philosophy) в Американской образовательной системе это аналог российской аспирантуры, только в России, заканчивая, становятся кандидатом, а в США сразу доктором, что не может не радовать. Программа длится 5-7 лет и как правило включает в себя последовательно: обучение, преподавание и написание диссертации. Основные параметры выбора: репутация университета, репутация программы, наличие профессоров занимающихся актуальной вам темой, финансирование, и наконец, география. Про репутацию универа тут вроде все понятно, PhD в Гарварде понятно лучше чем скажем в Алабамском Государственном (no offence, Alabama). С программой сложнее, бывает так, что универ сам средней руки, но по вашей конкретной специальности и теме исследования программа в пятерке лучших в США. Это можно выяснить посмотрев на рейтинги, трудоустройство выпускников, пообщавшись с аспирантами и профессорами в вашей области исследования и посмотрев на преподавательский состав.
Наличие на программе профессора, а лучше нескольких, которые работают в вашей непосредственной области, очень сильный фактор при выборе. Во-первых, гарантирует, что поступив, вы не останетесь без научного руководителя и ментора. Во-вторых, повышает ваши шансы при поступлении, т к читая вашу заявку и видя там исследования в области своих интересов, профессор возможно будет отстаивать вашу кандидатуру на приемной комиссии.
Вопрос, который как правило очень всех волнует – деньги! Многие университеты оплачивают ваше образование, плюс выплачивают неплохую стипендию. Многие, но не все! Повторю слова своего научного руководителя из магистратуры “Не тратьте время и силы на программы, которые не дают финансирования!” PhD это тяжелая работа, и она должна оплачиваться! Понятное дело, что в хорошие универы, да еще и с финансированием конкурс гораздо выше, но при изрядном рвении поступить все равно можно! Не с первого года, так со второго (как показывает опыт некоторых моих знакомых).
География. Вам может это покажется неважным. Если вас готовы взять на PhD, да еще и деньжат приплачивают, то почему бы и в Арканзас не поехать! Но прежде чем подавать в Аризонский Гумманитарный или там Северо-Дакотский, подумайте, действительно ли вы готовы там 5 лет прожить! Ну и о логистике подумайте, как будете на конференции ездить, домой летать и т д
В идеале посетить несколько или даже все из предполагаемых вами программ, пообщаться со студентами, а может и профессорами, посидеть на лекции или семинаре. Понимаю, что такая возможность есть далеко не у всех, но если вдруг есть, обязательно езжайте! Если интересно, я про визиты на кампус отдельно напишу, тема обширная.
На сколько программ подавать? Я бы сказала 5-7 (мои научные руководители из магистратуры согласились). Чтобы повысить свои шансы на поступление, но при этом сделать сильные заявки. Я лично знаю людей, которые и на 15 подавали, но подумайте, сколько это времени, работы и денег (взносы, плюс платная отправка результатов экзаменов).
Как подать заявку
Основные компоненты заявки: электронная форма на сайте универа, statement of purpose (эссе о том кто вы и откуда), три рекомендательных письма (от бывших преподавателей, начальников, коллег etc), writing sample (15-20 страниц), транскрипты (читай копии дипломов) из всех предыдущих ВУЗов, результаты экзаменов TOEFL и GRE. И конечно вступительный взнос за заявку, оплачиватеся картой через интернет.
Теперь о каждом компоненте поподробнее.
Электронная форма. На сайте самого университета есть ссылка на форму подачи заявки, она становится активной, когда начинается новый сезон приема заявок. Открываете форму, регистрируетесь, получаете логин и пароль доступа к форме и понеслась, заходить в заявку, править ее, присоединять документы можно сколько угодно раз, пока вы не отправите заявку на рассмотрение, т е не кликните submit. Сама форма состоит из нескольких страничек с информацией о вас: имя, фамилия, образование, программа, на которую поступаете, форма для вставки эссе и writing sample, имейлы рекомендателей и т д Ничего сложного. Однако перед началом заполнения всем рекомендую ВНИМАТЕЛЬНО прочитать требования универа к заявке. Бывает, что есть какие-то оссобенности, например, им нужны бумажные копии дипломов, или какие-то особые стандарты на writing sample.
Эссе Statement of Purpose. Один из самых важных компонентов для нас гумманитариев. Сочинение странички две (встречается, что у ВУЗа свои конкретные параметры, например не больше 800 слов), которое раскроет кто вы, откуда, чем занимались, академические интересы, чем хотите заниматься на ПчД и почему поступаете именно в этот университет. SOP (statement of purpose) это ваше лицо, единственный шанс напрямую обратиться к членам приемной комиссии, показать им, что вы перспективный специалист в своей области, который послужит делу университета и им в частности. Тут какого-то особого рецепта нет, кроме разве что “не врать”. Советую почитать побольше подобных эссе (желательно именно в вашей области), написать несколько черновиков (гарантирую, что первый вариант будет чудовищный), дать им вылежаться хотя бы неделю. Когда уже будете близки к совершенству (как вам покажется), дать эссе на прочтение двум-трем сведующим людям. В идеале профессорам в той ж или смежной области. Понимаю такие есть не у всякого, поэтому подойдут и другие PhD студенты или просто ваши друзья с мозгами)) Посмотрите насколько им будет понятна основная мысль эссе, какие вопросы вам зададут. PS Если будет время могу сама ваше эссе глянуть и прислать свое.
Рекомендательные письма. В электронной заявке будеть поле, куда нужно вписывать рекомендателей, после того, как вы его заполните и отправите заявку, всем, кого вы указали на имейл придут запросы на рекомендательное письмо для вас. Об очевидном, с рекомендателями надо договариваться заранее, выбирать стоит только тех, кто действительно напишет вам сильную рекомендацию, т е пару страниц о том кто вы, чем занимаетесь, как проявили себя в учебе/сотрудничестве (с хорошими примерами), почему вы хороший кандидат для программы. Если письмо вам пишет американец, да еще из академической среды, не беспокойтесь он знает, что делает. Если в Америке вы раньше не учились и такой возможности нет, ничего страшного, но русскому рекомендателю надо заранее объяснить что и как писать. Я обычно рекомендателям посылаю свое резюме и небольшой профайл с наиболее важной информацией: что и где публиковала, какие призы и гранты получала, основные интересы и планы на будущее. Чтобы вся эта информация была под рукой, когда будут письмо писать. Что там про вас написали, вы к сожалению не узнаете, т к письма пойдут в комиссию напрямую.
Writing Sample. Документ, который призван продемонстрировать, что вы в состоянии грамотно и интересно писать на академические темы, а также проводить исследования в своей области. 15 20 страничек из статьи, диплома, диссертации или любой другой исследовательской работы. Тема работы должна хотя бы по касательной затрагивать ту область, на которую вы подаете. Т е если подаете на Film Studies, я бы не рекомендовала посылать статью об устном народном творчестве эвенков. Если ничего подобного у вас на английском нет, варианта два: переводить с русского или писать заново. Это уж решать вам, главное дать вычитать кому-то сведующему.
Transcripts. Большинство Американских ВУЗов спокойно принимают заверенные переводы дипломов Российских университетов. Сканируете дипломы и прилагаете к заявке (там будет специальная форма). Если успели уже в Америке поучиться (скажем на Master’s, хотя тогда мои советы вам в общем то и не нужны), то запрашиваете transcript, сканируете и туда же. Когда вас примут, университет попросит оригиналы всех транскриптов, но это уже совсем другая история.
TOEFL и GRE. Результаты ТОЕФЛ запрашивают все ВУЗы без исключения (если вы иностранный студент), GRE большинство. Первый экзамен на знание английского. Проходной бал считается от 80, но положа руку на сердце, если у вас меньше 100, тяжеловато вам будет на PhD. Подготовится к экзамену просто самому, купив пособие Kaplan или Barrons. Регистрироваться лучше минимум за месяц вот тут. В Москве и других городах России есть несколько центров для сдачи. В стоимость входит отправка результатов в 4 универа, за остальные придется долачивать. Каждый Американский универ имеет свой код для результатов ТОЕФЛ, обычно эта информация в заявке, читайте внимательно. Помните, что отправка результатов занимает примерно 2-4 недели!
GRE (Graduate Record Examinations), этот экзамен сдают все и иностранцы, и американцы, если поступают на Master’s или PhD. В отличии от TOEFL, где всеь экзамен направлен на оценку уровня ваших языковых способностей, в GRE есть еще математическая часть. Т е если вы гуманитарий и с математикой последний раз сталкивались на школьных экзаменах, то надо освежить. Подробнее про экзамен здесь. Записываться опять же надо заранее, центр сдачи в Мск один (насчет других городов даже не знаю) на метро Октябрьская.
Результаты экзаменов действительны: для TOEFL два года, для GRE 5 лет. В течение этого времени вы можете зайти в свой кабинет на сайтах экзаменов и отправить результаты в любой американский универ.
Взнос. Взнос за подачу заявки оплагивается на сайте, когда вы уже готовы саму заявку подать. Стоимость взноса обычно от 65 до 100 долларов за заявку (зависит от универа).
Дополнительно. Некоторые ВУЗы предлагают приложить к заявке любые другие документы, которые вы сочтете нужными. Неплохо иметь хорошо составленное резюме. Ну и если у вас есть какие-то еще дипломы, сертификаты прикладывайте.
Примерный календарный план (для тех, кто как и я любит все планировать и делать заранее).
Июнь-Июль: зарегистрироваться на TOEFL и GRE на август или сентябрь, начать готовиться к экзаменам по пособиям (чтобы если результаты окажутся совсем плохими, осталось время на пересдачу).
Август: определиться с университетами, посмотреть конкретные требования каждого университета к заявкам и дедлайны.
Сентябрь: начать готовить заявку – Statement of Purpose, writing sample. Определиться с рекомендателями, договориться с ними о рек письмах; сдать экзамены.
Октябрь: сделать переводы дипломов, дополировать Statement of Purpose и writing sample.
Ноябрь: начать подавать заявки; напомнить всем рекомендателям, что скоро к ним придут запросы.
Декабрь: завершить подачу заявок.
Эпилог.
После того, как вы везде уже документы свои подадите, необходимо проверить, чтобы статус заявки был “complete”, т е чтобы там помимо отправленных вами документов также были рекомендательные письма, результаты экзаменов и оплаченый взнос. Это как правило занимает недели две. Как только все документы учтены и статус заявки изменился на “полный”, можно расслабиться и ждать. Когда ждать результатов: февраль-март. Придет уведомление на почту, что статус заявки изменился или даже сразу имейл со словами “In recognition of your accomplishments and great promise as a scholar. ” или что-то в этом роде. И тут уже начнется совсем другая история.
PS Как могла старалась подробно и ясно все изложить, но если остались какие-то вопросы и уточнения, пишите, постараюсь на все ответить.
Обучение в Германии школьников и студентов по обмену
Обучение в Германии по обмену — уникальный шанс для российских юношей и девушек пожить в одной из самых развитых стран в мире, окунуться в совершенно новую для себя атмосферу, сравнить отечественную и немецкую системы образования. В ходе обучения школьники и студенты из РФ смогут не только активно овладеть новыми знаниями и усовершенствовать свой немецкий язык, но и увидеть собственными глазами достопримечательности Германии, завязать новые знакомства. Многие из молодых людей, которые были участниками программ по обмену учащимися, продолжают свое обучение в Германии.
- Что предлагает служба академических обменов (DAAD)
- Как работают программы обмена учащимися
- Учеба в Германии для школьников: особенности обменов
- Учеба по обмену в Германии для студентов вузов
- Что необходимо для участия в программах обмена в Германии
- Стоимость обучения и расходы на проживание
- Подведем итоги
- Как это – семестр по обмену в Германии: Видео
Что предлагает служба академических обменов (DAAD)
Наиболее значительная организация в Германии, которая объединяет более 300 немецких вузов, научных и студенческих обществ, а также занимается активной деятельностью в сфере международных обменов студентов и молодых ученых, — Германская служба академических обменов (DAAD). Свою деятельность организация ведет с 1925 года и сегодня имеет 15 международных отделений, в том числе одно в Москве, и 56 информационных центров, из которых три работают в РФ — в Санкт-Петербурге, Казани и Новосибирске.
Среди задач DAAD в РФ — укрепление разносторонних связей между российскими и германскими вузами, повышение статуса немецкого языка, содействие российской молодежи, которая желает получить образование в германских вузах, организация обменов студентами и аспирантами.
DAAD предоставляет возможность:
- получить учебный и научный опыт в Германии благодаря выделению стипендий. Предпочтение при этом отдается аспирантам, магистрантам и учащихся старших курсов бакалавриата;
- повысить квалификацию в одном из вузов или научных центров Германии для преподавателей вузов, ученых, аспирантов;
- пройти трех-четырехнедельный летний курс по немецкому языку в Германии с покрытием расходов на жилье, питание, языковые курсы за счет стипендии от DAAD (850 евро);
- проучиться 1—2 семестра в Германии студентам из России на паритетных началах, по региональным или межвузовским программам.
На своих сайтах DAAD регулярно обновляет информацию о различных стипендиальных, грантовых и других программах поддержки молодых ученых и студентов, ссылках на другие донорские организации, а также предложениях со стороны немецких вузов.
Как работают программы обмена учащимися
В современном мире мобильность школьников и учащейся молодежи рассматривается как необходимая составляющая образовательного процесса. Ничто так не может активизировать познавательные способности, принести новый опыт, расширить мировоззрение, мотивировать изучать иные культуры, иностранные языки и многое другое, как непосредственное полное погружение в иную обстановку, пребывание в другой стране, проживание и общение со сверстниками.
В России существует несколько вариантов того, как учащимся школ и вузов поехать в Германию на учебу по обмену:
- получить приглашение от учебного заведения (для этого необходимо обратиться лично в соответствующий вуз или школу);
- в рамках межвузовских/школьных программ по обмену учащимися, пройдя открытый конкурсный отбор;
- получить грант в рамках международной программы академической мобильности;
- принять участие в ежегодном конкурсе Минобрнауки России в рамках межправительственного соглашения Германии и РФ.
Естественно, что программы обмена для студентов и школьников имеют большие различия, которые следует учитывать.
Учеба в Германии для школьников: особенности обменов
Обмен школьниками Германия-Россия получил довольно большое распространение в обоих странах. Наиболее часто школьники избирают в Германии gymnasium – школы, которые готовят к поступлению в университеты, и realschule – школы с углубленным изучением точных наук.
Возраст детей для участия в программе — от 14 до 17 лет. Школьники имеют возможность выбрать себе для проживания принимающую семью – многодетную, проживающую в большом или маленьком городе, селе.
Срок обучения может варьироваться от двух — трех месяцев до академического года. Программы обучения включают обязательные предметы (математика, немецкий язык и история) и дополнительные по выбору школьника.
Интересный факт. Программа первых школьных обменов появилась в США после окончания второй мировой войны. Именно тогда к американским школьникам приехали их сверстники из Германии и Японии, которые в течении года жили в американских семьях и обучались вместе со сверстниками из США. Эта программа должна была примирить бывших противников и научить лучше понимать друг друга.Подобные практики начали проводиться и в других странах.
Обязательные условия для участия — хорошая успеваемость в школе и сдача теста на знание немецкого языка. Для старшеклассников необходим уровень В2, для младших — участников языковых школ — А1/А2.
Следует учитывать возможные трудности, которые могут возникнуть у школьников, которые участвовали в обмене на протяжении академического года: отличия в школьных программах, задержка в сдаче ЕГЭ, неперезачет предметов, отличия в стиле и уровне жизни принимающей семьи и семьи ребенка, воздействия негативного характера.
Больше нюансов вы можете узнать в нашей статье “Школьное образование в Германии”.
Учеба по обмену в Германии для студентов вузов
Студенты высших учебных заведений РФ имеют большие возможности поехать на учебу в Германию по одной из программ по обмену. Конкурсы на участие в таких программах происходят ежегодно, подача заявок иностранных студентов, как правило, происходит с октября по февраль.
Поездки по обмену обычно краткосрочные и рассчитаны на один—два семестра. Студенты могут воспользоваться:
- программой обмена с вузом-партнером. Многие российские вузы имеют двусторонние договоры об обмене студентами с немецкими университетами. Помимо этого, университеты из РФ, состоящие в Хартии Erasmus + в качестве партнеров, имеют возможность заключать договоры с университетами-участниками программы из Германии и принимать участие в специальной программе краткосрочных обменов студентами и аспирантами — Credit Mobility.
Согласно положениям этой программы, российские студенты и аспиранты получают право на учебу в университетах Германии сроком от трех до двенадцати месяцев с последующим признанием зачетных единиц. Участникам программы оплачиваются все расходы, которые связаны с транспортом, визами, страховкой и проживанием;
- немецкими фондами и программами обмена студентов (DAAD, Konrad-Adenauer-Stiftung и другими). Так, стипендиальная программа Copernicus Stipendium дает возможность студентам из Восточной Европы проучиться семестр в Берлине и Гамбурге.
По завершении обучения студенту выдают сертификат, в котором зафиксированы все пройденные курсы и полученные оценки.
Что необходимо для участия в программах обмена в Германии
Школьный обмен в Германии предполагает участие в той или иной программе. Среди программ школьных обменов преобладают коммерческие — около 99 %, но государство осуществляет инспектирование и контроль их деятельности: например, STARacademy, которая функционирует в 17 российских городах.
Принять участие в подобных программах могут дети всех желающих граждан РФ, если школьники изучают немецкий язык, обладают определенной самостоятельностью, а их родители смогут оплатить все услуги.
Участие в некоммерческих программах обмена (например, AFS) предполагает конкурсный отбор претендентов. Это вызвано тем, что ребенок будет представлять свое государство за границей, поэтому он должен быть одаренным и определенным образом подготовлен.
Участвовать в вузовских краткосрочных программах академической мобильности могут все студенты российских вузов в возрасте от 18 до 25 лет, которые обучаются в бакалавриате и магистратуре, с хорошим владением немецким языком (не ниже В2), без академических задолженностей и с высокой успеваемостью в своем вузе; оценки из зачетки будут переведены в Notendurchschnitt, средний балл должен быть не ниже 4,5. Если количество желающих попасть на обучение в Германию превышает установленную квоту, то происходит конкурсный отбор участников.
Для участия в подобных программах, как школьникам, так и студентам необходимо подготовить соответствующие пакеты документов.
Какие требуются документы для обучения в Германии по обмену
Для участия в программах обмена школьников требуются документы:
- аппликационные формы;
- свидетельство о рождении или паспорт (копии);
- биография школьника и результаты школьного обучения за три последних года;
- медицинская справка и медицинская страховка ;
- рекомендательное письмо от родителей;
- приглашение;
- разрешение родителей на выезд за границу несовершеннолетнего ребенка, заверенное у нотариуса;
- открытая виза в Германию.
Для студентов требуется подготовить:
- мотивационное письмо;
- копию приглашения с переводом на русский язык;
- индивидуальный учебный план;
- медицинскую справку о состоянии здоровья
- открытую визу в Германию.
При поездке в Германию по программе Erasmus + после подтверждения номинации следует заполнить соглашение по мобильности – Learning for studies.
Следует учесть, что с 01.01. 2022 года студенты могут подать заявку на участие в этой программе только единожды — в один вуз. После завершения обучения и возвращения они должны в течение трех дней предоставить в вуз копию загранпаспорта со штампом о пересечении границы и отчет на две страницы.
Стоимость обучения и расходы на проживание
Учеба в Германии по обмену российских школьников обычно предполагает взаимные финансовые расходы; если в некоторых программах предполагается одностороннее участие, без приема у себя немецкого школьника, предусмотрена дополнительная доплата в 500 евро.
В коммерческих программах требуется оплата стоимости обучения в школе, проживания в семье, трехразового питания — от двух тысяч евро (2 месяца) до восьми тысяч евро (академический год).
Дополнительная оплата потребуется за оформление визы, медстраховки , проезд до места назначения и обратно, регистрационный сбор в аэропорту, на карманные расходы; эти траты предстоят и при участии в некоммерческих программах.
В Германии предусмотрена финансовая поддержка иностранных студентов, которые приезжают на короткий промежуток времени. Обучение по обмену сопровождается выплатой ежемесячных стипендий размером от 800 до 900 евро.
Российских студентов расселяют по принимающим семьям или студенческим общежитиям. Стипендии расходуются на питание, проживание, обучение, карманные расходы. В университетах небольших городов Германии расходы на образование, как правило, меньше, чем в крупных центрах. В случае самофинансирования студента для участия в программе должно быть представлено подтверждение (Finanzierungsnachweis) наличия суммы в восемь тысяч евро.
Подведем итоги
Обучение российских школьников и студентов в Германии по обмену имеет много положительных моментов: приобщение молодежи к мировым образовательным стандартам, возможность поближе познакомиться с немецкой культурой, улучшить познания в немецком языке, открыть для себя новые горизонты, стать более самостоятельным и многое другое.
В Германии и РФ действуют десятки центров по обмену школьниками. Программа по обмену для студентов отличается от школьных большей практической направленностью. В вузах этим направлением занимаются международные отделы, в Германии и ЕС насчитываются десятки стипендиальных программ и фондов.
Студенты, которые проучились 2—3 семестра в Германии, получили немецкий сертификат о пройденных курсах, имеют определенные преимущества при трудоустройстве.