Airbus Beluga A300 600st: фото и характеристики

Airbus Beluga A300-600

Компания Airbus ведет разработку и производство пяти новых грузовых лайнеров Airbus Beluga, предназначенных для перевозки негабаритных грузов. Следующее поколение транспортных лайнеров будет основано на базе планера Airbus A330-200 с сохранением многих существующих компонентов и оборудования от предыдущей модели Airbus A300-600 – объемного грузового отсека, откидывающейся кабины управления самолетом с дополнением новых модернизированных структур. Компания Airbus стремится создать новый лайнер, чтобы обеспечить потребности растущего производства корпорации в перевозке габаритных частей фюзеляжей собираемых моделей самолетов.

Первый самолет должен быть готов к эксплуатации в середине 2019 года, а действующие планеры на базе Airbus A300-600 будут эксплуатироваться до 2025 года.

Интеграция европейских стран в создании грузового лайнера

Грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов Airbus A300-600 (Super Transporter) имеющий также название Beluga создан на базе типового широкофюзеляжного планера Airbus A300. Компания Airbus является трансатлантической, её заводы находятся в нескольких странах. Учредителями концерна, являются компании из Германии, Испании, Франции и Англии. Данный консорциум в области авиастроения является наиболее крупным и успешным, занимает большую часть рынка по выпуску гражданских самолетов. Детали лайнеров производятся на заводах расположенных в четырех странах и для сборки перевозятся на головные заводы, осуществляющие окончательную сборку. Для оперативной доставки компонентов самолетов и была создана Beluga. Крылья и шасси производятся в Великобритании, хвост и двери в Испании, фюзеляж в Германии, носовая часть во Франции, а окончательная сборка ведется в городах Тулузе (Франция), Гамбурге (Германия), и Севилье (Испания).

С начала осуществления проекта по производству самолетов Airbus в 1970 году для доставки компонентов использовались 4 лайнера Boeing Stratocruisers, но с развитием и расширением производства возможностей используемых самолетов оказалось недостаточно.

Руководством компании было принято решение в 1991 году создать компанию, которая бы разработала новый грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов. В качестве прототипа был выбран широкофюзеляжный двухмоторный Airbus A300, который был модифицирован с расширением фюзеляжа до 7.1 метров в диаметре. Для перевозки агрегатов, была изменена передняя часть самолета. Носовая часть получила новую конструкцию, была установлена специальная система позволяющая, откидывать кабину пилотов при загрузке грузов, усилена хвостовая часть для обеспечения устойчивости во время полетов.

Развитие программы по созданию нового лайнера

Производство лайнера было начато в 1992 году, а в сентябре 1994 года состоялся первый полет. После прохождения летных испытаний и сертификации, лайнер Airbus A300-600 Beluga был принят в эксплуатацию в октябре 1995 года. Всего было построено 5 самолетов, которые интенсивно использовались для перевозки компонентов строящихся самолетов.

Объем грузового отсека Beluga больше чем у С-5 Galaxy и АНТ-124, но уступает АНТ-225. Однако вес перевозимого груза значительно меньше и составляет 47 т, в то время как С-5 Galaxy способен перевозить 122.5 т, а Ант-124 150 тонн. Грузовой отсек Ф-300-600 приспособлен для перевозки компонентов A380, которые ранее доставлялись с использованием морского и железнодорожного транспорта.

В ноябре 2014 года администрация компании Airbus объявила, что проектируется новый тип грузового лайнера (5 самолетов), создаваемого на базе А330-200, ввод которого ожидается в 2019 году.

Технические характеристики лайнера Airbus A300-600 Beluga

Самолет Airbus A300-600ST и его технические возможности:
• Экипаж -2 пилота;
• Объем грузового отсека – 1410 куб. м;
• Грузоподъемность – 47 т;
• Длина фюзеляжа – 56.15 м;
• Размах крыльев – 44.84 м;
• Высота корпуса – 17.24 м;
• Площадь крыла – 258.8 кв. м;
• Максимальный взлетный вес – 155 т;
• Двигатели – 2хGE СF6-80С2A8, турбовентиляторные;
• Диаметр фюзеляжа – 7.1 м;
• Дальность полета с грузом 40 т – 2779 км;
• 26 т – 4632 км;
• Крейсерская скорость 750 км/час.

Airbus A300-600 Beluga. Галерея.

Airbus A300-600 Beluga. Видео.

Компания Airbus возлагает большие надежды на разрабатываемую новую модель Airbus A330-200, которая позволит ускорить перевозку негабаритных грузов и повысит эффективность перевозок компонентов самолетов.

Самолет Airbus Beluga

Авиалайнер Airbus Beluga также называют A300-600ST или небесный кит. Такое название он получил благодаря своим невероятно большим габаритам. С самого начала перед конструкторами из компании Airbus была поставлена задача: создание самого большого грузового самолета, который смог бы перевозить не только особо тяжелый груз, но и преодолевать большие дистанции с ним.

Так и появился на свет Airbus Beluga. Когда первый раз видите этот самолет, в голове появляется одна единственная мысль – какие у него странные формы. Из-за большой вместительности на борту, было принято решение не стремиться за его эстетическим видом. Также при виде его форм закрадывается мысль о его полете, сможет ли он вообще взлететь.

Немного о Airbus A300-600ST (Beluga)

Свое название он получил как раз из своих форм, Beluga переводиться как кит-белуха. Не спутайте его с белугой. Если разбирать его серийное имя, то последние буквы ST расшифровываются как супер транспорт. Эти имена еще раз говорят о его огромных размерах.

Читайте также:
Фотографии Феодоровского собора

A300-600ST является широкофюзеляжным реактивным лайнером, который способен перевозить крупногабаритные грузы, например, такие как части других самолетов. Авиалайнер оснащен двумя мощными моторами, из-за своих больших размеров и массы лайнеру больше подходит низкая высота полета.

Всего в мире было создано и выпущено пять лайнеров такого типа, также все эти самолеты эксплуатируются исключительно компанией Аэробус. Впервые мир познакомился с данным самолетом в 1995 году. В этом году проводился показ авиалайнеров в городе Ле-Будже. В один из жарких июльских дней Beluga продемонстрировала свой полет десяткам тысяч людей знаменитого авиасалона.

Когда был объявлен показ самолета, многие посетители салона даже не обратили внимания на этого гиганта, так как были не уверенны, что он вообще сможет летать со своими-то неуклюжими формами. Но когда этот гигант грациозно взмыл в небеса и показал там настоящий мастер класс пилотажа, то посетители авиасалона потеряли головы он удивления. Так как выглядел очень нелепо, пока находился на земле. Но в воздухе он смог продемонстрировать всю свою красоту.

В этот день его посадку встретили тысячи аплодирующих людей, после демонстрации паллета, посетители не могли думать не о чем другом кроме как о Airbus A300-600ST. Также этот день стал великим и для самого авиалайнера, так как его избрали лидером авиа показа в 1995 году.

История создания

Самолет необходим был в первую очередь для самой компании Airbus. Так как они собирались поставить его на перевозки частей фюзеляжа различных лайнеров. Такая востребованность появилась за счет того, что спрос на авиалайнеры значительно увеличился, и у компании появлялись все больше заказов на создания все новых самолетов.

Но из-за того что они не могли справляться с количеством заказов, компании необходимо было быстро расширятся. Так как новые заводы по авиалайнерам строить было долго, было принято решение организовать новые цеха по сборке самолетов.

Но для постройки нового лайнера необходимы были детали, так как цеха по сборки небыли предназначены для создания этих деталей их необходимо было доставлять из центральных заводов, которые располагались в различных уголках Европы. В этом и заключается роль нашего лайнера.

Самый первый лайнер, выпущенный в начале 90-х годов, попал на самый высокий уровень работ компании. В эти времена самолету необходимо было совершать до 60 перелетов в неделю, что является рекордным количеством полетов за такой короткий промежуток времени. В течение месяца курсирую между одиннадцатью заводами авиакомпании, самолет совершал до 250 полетов.

Возможности лайнера и его технические характеристики

Самолет способен разместить у себя на борту груз с массой до 47 тонн, это весьма внушительное число. Благодаря своему широкому фюзеляжу, который составляет почти сем с половиной метров, он может разместить у себя на борту, например два полностью собранных крыла самолета A330, также он может разместить у себя в салоне значительное количество частей от корпуса авиалайнера A319.

Также стоит упомянуть, что самолет способен преодолевать довольно большое расстояние при своем большом весе. Если авиалайнер загружен до самого максимума, то его максимально расстояние полета составляет 1700 километров, при этом на протяжении всего полета самолет поддерживает скорость в 570 километров в час.

Если использовать только половину транспортируемого веса, то дальность полета лайнера увеличивалась почти в три раза, и уже составляла 4600 километров. Но тогда на борту может находиться максимум груз весов в 26 тонн.

В длину самолет почти 57 метров, а его высота достигала почти 18 метров. Для примерного представления высоты самолета попробуйте представить семиэтажный дом. Объем грузового отсека составляет 1210 кубических метров. Вместе с грузом самолет поднимал в воздух и свой вес, если их суммировать то в небо поднималось почти 155 тонн, но при условии того что самолет был загружен по максимуму.

Несмотря на все свои превосходные характеристики, лайнер уступает первое место грузовых самолетов. Так как русский авиалайнер Ан-225 (спроектированный на остове Ан-124) способен перевозить груз массой в 250 тонн, такая грузоподъемность в три раза выше, чем у «Белуги».

Но компания Airbus не когда не стоит на месте, они объявили, что в 2014 году собираются заново выпускать грузовые самолеты, стоит приготовиться к чему-то масштабному. Стоит вспомнить только про их новый пассажирский самолет, который способен, поднят в воздух до 1000 пассажиров.

Airbus Beluga A300 600st: фото и характеристики

Жаркий июнь 1995 года. Париж, Ле-Бурже. Десятки тысяч посетителей авиасалона, задрав голову в небо, следят за демонстрационными полетами.

Читайте также:
Трогир: средневековый город на острове

На объявление директора, что к взлету готовится самолет “Белуга”, почти никто не обратил внимания – еще не остыли эмоции после предыдущего самолета.

И вот когда самолет взлетел, толпа не смогла сдерживать возгласов изумления, смешанного с восторгом.

Горбатое чудовище, казавшееся таким неуклюжем на земле, легко и изящно взлетело, элегантно помахало крыльями и уверенно приземлилось. Шквал аплодисментов перекрыл шум двигателей.

Да, ни у кого не было ни малейшего сомнения – “Белуга” одна из бесспорных звезд салона.

Казалось бы, ну чем еще можно удивить в конструкции гражданского самолета? Все тот же конструктивный набор: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси и двигатели. Все новые “Боинги” и “МакДоннелы Дугласы”, “Фоккеры” и “Аэробусы” в чем-то очень похожи на своих предшественников, а зачастую и друг на друга. Иной раз сразу и не поймешь, кто мимо пролетел-то ли наш Ту-204, то ли его двойник Боинг-757.

“Белуга” не похожа ни на что, даже на своих предшественников “Супер Гуппи”. Задачи лишь остались прежними, а возможности в новую машину вложили неизмеримо больше. Но мы немного забежали вперед.

С 1971 года все основные конструкционные компоненты аэробусов – секции фюзеляжа, крылья, горизонтальное и вертикальное оперения доставлялись по воздуху от основных субподрядчиков “Эрбас Индастри” в Тулузу на окончательную сборку(а с 1992 года – и в Гамбург)

Эту эффективную операцию “джаст-интайм” осуществлял флот из четырех самолетов “Супер Гуппи”, о которых рассказано в предыдущей главе.

К 1991 году интенсивность “внутрезаводских” перевозок была такова, что “Гуппи” налетывали по 1 900 000 км ежегодно.

Надо ли говорить, что к началу 90-х годов эти машины подошли к практическому окончанию своей летной жизни – летный ресурс планеров был почти полностью исчерпан (двигателей тем более)

Новых “Супер Гуппи” уже невозможно было собрать, да и оставшиеся уже не соответствовали все возрастающим потребностям в перевозках.

Конструкторы “Эрбас Индастри” пришли к однозначному выводу: необходимо создавать новый самолет, в который следует заложить три основных параметра – скорость перевозки, возможность перевозить секции большого диаметра и минимально возможное время на погрузочно/разгрузочные операции. Последнее, кстати сказать, на “Супер Гуппи” проводилось за 120 минут. Этот показатель необходимо было сократить вдвое.

После тщательного изучения мирового парка грузовых самолетов (в частности, Ан-124-100 “Руслан”, Боинг-747, “Геркулес”, “Белфаст”) конструкторский отдел консорциума в 1990 году приступил к разработке собственного грузового самолета-гиганта.

За основу была взята конструкция, хорошо зарекомендовавшая себя широкофюзеляжного аэробуса А-300-600. Программа получила наименование А-300-600ST (Спешиал Транспорт).

Под эту программу было создано, так называемое, “Объединение экономических интересов” – международная компания специального авиатранспорта – SATIC (Super Airbus Transport International Company). Она была основана 20 октября и зарегистрирована 26 декабря 1991 года.

Основной задачей SATIC является руководство и координация всей программы ST и, в частности, разработка, производство, выпуск и послепродажное обслуживание самолетов этого типа.

(Что-то подобное этой компании было создано и в России – фирма “Авиаспецтранс”, имела в своем распоряжении пару самолетов ВМ-Т “Атлант – прим. авт.)

SATIC была наделена весьма широкими полномочиями, в частности, ей дано право подписывать субконтракты с заказчиками “Эрбас Индастри” на транспортные перевозки.

Еще на стадии эскизного проектирования, самолет получил прозвище “Белуга”. Всмотритесь в боковую проекцию – пожалуй, ни на каком другом самолете его прозвище не соответствует так точно его внешнему виду.

Богатый опыт “Эрбас Индастри” позволил создать один из самых замечательных самолетов мира.

Объем грузовой кабины доведен до 1400 м3 , а максимальная длина перевозимого груза может составлять без малого 40 метров. А максимальный диаметр (7,4м) и грузоподъемность в 40 тонн увеличивает возможности “Белуги” в сравнении с “Супер Гуппи”. Да к тому же скорость возросла почти вдвое.

На новом самолете отказались от фюзеляжа “на застежках”. Грузовую дверь сделали двухстворчатой и на одном уровне с полом. Кабину пилотов и всю носовую часть пришлось несколько опустить вниз, чтобы не мешать погрузке и выгрузке. Полуавтоматическая система погрузки позволяет провести все операции с массивными и крупногабаритными грузами всего за 45 минут.

Помимо основной грузовой кабины на “Белуге” имеется грузовой отсек, в который можно загрузить стандартные авиационные контейнеры.

Конечно, от прародителя А-300-600 новая машина сильно отличается, хотя и состоит на 80% из частей пассажирского аэробуса.

Естественно, значительной переделке был подвергнут фюзеляж, вследствие чего самолет и получил свою официальную “кличку”.

Изменилось и хвостовое оперение – оно стало выше, а на стабилизаторе появились дополнительные шайбы для улучшения путевой устойчивости.

С появлением “Белуги” как гражданские, так и военные перевозчики получили прекрасную возможность доставки негабаритных и крупнотоннажных грузов по воздуху. К российскому АН-124-100 “Руслану” и американскому С-5 “Гэлакси” присоединился отличный партнер.

Читайте также:
Umi-no-hi: Празднование дня моря в Японии

Кабина пилотов полностью идентична кабине на А-300-600. Носовая секция оборудована всем необходимым для работы экипажа в полете и на земле: здесь есть спальная каюта, установлены два дополнительные кресла для сопровождающих, небольшая кухня и туалет.

Внешний уровень шума соответствует нормам ИКАО параграф 16, глава 3, что позволяет эксплуатировать самолет в большинстве аэропортов мира.

С двигателем для “Белуги” тоже особых проблем не было – остановились на хорошо опробованном CF6-80C-2 фирмы “Дженерал Электрик”. Взлетная мощность двигателя составляет 262kN.

Почему остановили выбор именно на этом двигателе, хотя были и другие варианты, в частности, PW-4000 фирмы “Прэтт энд Уитни”?

Доводы в пользу CF6-80C-2 были более чем убедительны, судите сами.

Парк аэробусов А-300 и А-310 на 70% оснащен именно этими двигателями, значит с его эксплуатацией не будет никаких проблем. Он легок в обслуживании, имеет выдающиеся характеристики. За 10 лет эксплуатации CF6-80C-2 “налетал” почти 20 000 000 летных часов или 400 000 часов ежемесячно.

Необходимо также упомянуть, что свыше 700 самолетов нового поколения типа А-300 и А-310, Боинг-747-400 и Боинг-767-300, МД-11 оснащены именно этими двигателями. Каждые 60 секунд по всему миру взлетает самолет CF-80C-2.

Если посмотреть список заказов на эти самолеты, то невозможно не заметить, что около ста авиакомпаний предпочитают свои самолеты с этими движками.

Но самое главное преимущество CF-80C-2 в другом. Коэффициент отказа на них составляет всего 0,008%, что означает один отказ или одну поломку на 125 000летных часов! пожалуй, такой надежности нет ни у какого другого двигателя.

Но и это еще не все. Представьте, на двух двигательном самолете неожиданно отказал один двигатель. Так вот, второй должен обеспечить устойчивый полет, согласно требованиям безопасности, не менее часа. У двигателя CF-80C-2 как и его предшественника CF6-80A, это время составляло 180 минут! Это выдающееся достижение в области двигателестроения и своеобразный рекорд CF6-80C-2.

Поэтому французы не долго ломали голову, чем оснастить “Белугу”: для выдающегося самолета – выдающийся двигатель!

Распределители роли – кто из субподрядчиков что строит. И началось строительство самолета.

Доставка в Тулузу различных частей для окончательной сборки осуществляется из Честра и Филтона в Англии, Гамбурга и Бремена в Германии, Мадрида в Испании и Сент-Назера во Франции.

Британская фирма “Аэростракчерз” делала для гиганта основную грузовую дверь.

Немецкая “Дойче Аэроспейс Эрбус” – киль и переднюю часть от киля к форкилю.

Фирма “Дорнье” (тоже, естественно, немецкая) монтировала для “Белуги” гидравлическую систему и делала надстройку между главной грузовой дверью и опущенным носом.

Испанская “КАСА” – монтировала верхнюю цилиндрическую часть фюзеляжа и горизонтальное оперение с шайбами.

Фирма “Эльбе Флюгцойгверке” – верхнюю коническую часть фюзеляжа, секцию 19.1 и форкиль.

Голандская “Фоккер” (уже отделение “Дойче Аэроспейс АГ”) монтировала дренажную систему, другие системы и панели пола грузовой кабины.

Что осталось французам? Фирма “Латекер” сделала носовую секцию, “Потельер” – систему вентиляции, отопления и кондиционирования. Фирма “Фижеак” – систему управления самолетом.

И наконец фирма “Согерма-Сосеа” (отделение “Аэроспосьяля”) осуществляла окончательную сборку, проводила испытания и осуществляла контроль за соблюдением всех стандартов.

Служба доставки сборных частей была налажена настолько четко, что 24-х часовой график ни разу не был нарушен, как, впрочем, и годовой график проектирования, строительства, выкатки, первого полета и испытаний “Белуги”.

Программа выпуска четырех самолетов была рассчитана до середины 1998 года. План строительства “Белуги” выглядел так:

Самолет No.1-сентябрь 1995 года;

Самолет No.2-март 1996 года;

Самолет No.3-апрель 1997 года;

Самолет No.4-июнь 1998 года.

11 января 1993 года в Тулузе началась окончательная сборка первого летного экземпляра. В марте 1994 года на собранный самолет установили двигатели и начали доводочные работы.

30 июня того же года “Белугу” торжественно выкатили из цеха. Еще не окрашенная, поблескивая желтизной дюраля, “Белуга” не оставляла равнодушным даже искушенных и много видавших авиационных специалистов.

И вот настал самый волнующий момент – после необходимого этапа наземных работ, опробования и проверок всех систем, 13 сентября 1994 самолет-гигант поднялся в воздух.

Первый полет любого самолета всегда большое событие, а такого вдвойне. Несомненно, этот уникальный во всех смыслах самолет, находится самом начале своей карьеры, ему еще предстоит перевезти части многих своих собратьев и различных других грузов. Родился самолет – труженик. Чистого неба тебе, “Белуга”!

Летная жизнь “Белуги” определена в 30 лет, при условии, что самолет будет совершать 1200 полетов в год при продолжительности полета 1,75 часов и при минимальном взлетном весе 153 тонны.

Международная кооперация дает свои плоды – всего за 6 лет программа А-300-600ST должна быть выполнена. В этом нет никакого сомнения, так как большая ее часть уже реализована.

Читайте также:
Роды в США: новые правила выдачи виз беременным

Краткое техническое описание

“Белуга” на 80% состоит из основных частей аэробуса А-300-600. Крыло, двигатели, кабина пилотов с приборной доской и шасси целиком взяты от последнего.

Основным структурным изменениям подвергся именно фюзеляж. Верхняя часть фюзеляжа была сконструирована заново, она имеет большую загрузочную дверь высотой 7,23 м. Дверь в открытом положении отклоняется на 67 градусов и в верхнем положении достигает высоты 11,77 м.

Длина цилиндрической части фюзеляжа составляет 21,3 м, а максимальный диаметр – 7,4 м! Общий грузовой объем грузовой кабины составляет 1400 м3.

Длина перевозимого груза в фюзеляже “Белуги” может составлять 37,7 м. Из приведенной рядом схемы хорошо видны максимальные сечения грузовых кабин различных типов самолетов.

Для удобства погрузки и выгрузки груза кабина пилотов опущена вниз таким образом, что уровень пола имеет ровную поверхность и находится на высоте 5 метров от земли.

Вход в кабину пилотов осуществляется через люк в нижней части фюзеляжа; крышка люка служит одновременно и лестницей.

Аварийная и грузовая двери расположены по правому борту фюзеляжа. Все грузовые операции занимают не более 45 минут.

Нижний грузовой объем позволяет принимать на борт стандартные паллеты или контейнеры: 10LD- 10 или пять LD- 1, либо пять LD- 6.

Экипаж состоит из двух человек, причем в самолете предусмотрены дополнительно два пассажирских кресла для сопровождающих груз.

Как и на обычном лайнере, на “Белуге” предусмотрен необходимый уровень комфорта: небольшая кухня, спальная каюта и туалет. Уровень шума в кабине – на уровне стандарта.

Крыло на “Белуге” идентично крылу А-300-600R. Размах крыла – 44,83 м. Крыло оснащено предкрылками и трехщелевыми закрылками, и является аэродинамически “чистым”.

Разработанные фирмой “Эрбас Индастри” уникальные законцовки крыла значительно повышают его эффективность на крейсерских скоростях и снижают колебания.

Хвостовое оперение А-300-600 было доработано для “Белуги” следующим образом. Площади вертикального и горизонтального оперения были увеличены, а для улучшения продольной устойчивости на стабилизаторе установили дополнительные шайбы – самолет стал трехкилевым. Киль “подрос” до высоты 17,24 м, а размах горизонтального оперения стал 16,60 м. В конструкции хвостового оперения широко применяются композиты.

Шасси самолета трехопорное, стандартное, полностью заимствованное с А-300-600R. Носовая и основные стойки имеют парные колеса. Ширина колеи составляет 9,60 м.

На самолете могут быть установлены два типа двигателей: CF6-80C-2 фирмы “Дженерал Электрик”, либо PW-4000 фирмы “Прэтт энд Уитни”. Оба двигателя имеют большую степень сжатия, небольшой расход топлива, низкий уровень шума.

Контроль работы двигателей и всех систем осуществляется бортовым компьютером.

Топливные баки на самолете размещены, как обычно, в крыле, а также в горизонтальном оперении.

Емкость баков в стабилизаторе составляет 6150 литров, а общая емкость – 75 470 литров. Контроль за расходом топлива осуществляется бортовым компьютером. Полная заправка производится за 45 минут.

(с) К.Г. Удалов, М.А. Белощук

Материал подготовлен при участии дружественного сайта www.avicopress.ru

ЛТХ:

Модификация A300-600ST
Размах крыла, м 44.84
Длина самолета, м 56.16
Высота самолета, м 17.25
Площадь крыла,м2 260.00
Масса, кг
пустого самолета 86500
максимальная взлетная 160000
топлива 46900- 55000
Тип двигателя 2 ТРДД General Electric CF6-80C2A8
Тяга, кН 2 х 262.40
Максимальная скорость, км/ч 820
Крейсерская скорость, км/ч 765
Практическая дальность, км 5200
Дальность действия, км 1666
Практический потолок, м 10700
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка стандартно 45000 кг груза или максимально 47600 кг груза

Фотографии:

A300-600ST (c) den31
A300-600ST (c) Sven Ole Niwek
A300-600ST (c) Simon Willson
A300-600ST (c) Tomas Mellies
A300-600ST (c) Erik Frikke
A300-600ST (c) Andreas Heilmann
A300-600ST (c) Guido Riccio
Транспортный отсек A300-600ST (c) K.S. Weber

Варианты окраски:

Обзор аэробуса Белуга A300-600st Super Transporter

Самолет Airbus A300-600ST является крупным «транспортником», созданным для перевозки крупных деталей лайнеров концерна «Airbus». Большую известность лайнер получил под именем «Airbus Beluga». Такое название машина получила за свой неординарный внешний вид, который отдаленно напоминает белого кита или белуху. На данный момент построено всего лишь 5 машин данного типа, использующихся «Эйрбас» для перевозки деталей между тремя своими заводами в разных частях Европы.

Особенности конструкции

Конструкция A300-600ST представляет собой схему двухмоторного низкоплана с однокилевым оперением и стреловидным крылом. Неординарный транспортник создан на базе типового лайнера А300. Для этого лайнер был существенно доработан для осуществления перевозки габаритных грузов. Грузовая часть была доведена до диаметра в 7,1 метра. Передняя часть также была подвержена значительным изменениям. Носовой отсек сконструирован по новому принципу, где кабина пилотов откидывается в момент загрузки. Усилению подверглась хвостовая часть. Это было сделано для сохранения устойчивости в течение полета.

Необычная машина имеет огромный объем грузовой кабины — 1400 кубометров. Длина перевозимых компонентов составляет максимум 40 метров. После увеличения диаметра возможности перевозок намного возросли по сравнению с «Super Guppy». Скорость полета новой машины возросла в два раза. Кабина пилотов и носовая часть опущена вниз, чтобы не препятствовать выгрузке и загрузке авиакомпонентов. На «Аэробусе Белуга» установлена система погрузки, с помощью которой операции с негабаритными грузами не занимают время более 45 минут.

Когда концерн «Эйрбас» выпустил «Белугу», многие перевозчики получили машину с прекрасными транспортными возможностями. Это было отличной альтернативой российскому «Руслану» и «Гелекси» у американцев.

Идентично прототипу А-300-600, оснащена кабина пилотов. Носовой отсек оборудован всем, что нужно для нормальной работы экипажа в летных и наземных условиях. Здесь расположена каюта для отдыха, кухонный отсек и туалетная кабина.

История создания

Уже с 1971 года основные детали лайнеров компании «Эйрбас» перевозились воздушным путем от всех подрядчиков компании на завод в Тулузе для финишной сборки. Для этих целей концерн располагал четырьмя грузовыми «Super Guppy» — транспортниками с турбовинтовыми двигателями, летающими с 1965 года.

К началу 90-х годов производство расширилось, а перевозки осуществлялись с интенсивностью чуть менее 2 миллионов километров в год. Именно по этой причине «Супер Гуппи» полностью выработали свой летный ресурс, не говоря уже о двигателях. Модернизировать и построить новые такие самолеты, было уже невозможно и не рационально.

Инженеры-конструкторы концерна «Эйрбас» сделали однозначный вывод — нужно было создавать новый лайнер с тремя основными преимуществами:

  1. Скорость транспортировки
  2. Перевозка грузов большого диаметра
  3. Минимальное время на погрузочно-разгрузочные работы.

На предшественнике операции погрузки и разгрузки занимали 2 часа. Для новой «Белуги» нужно было сократить это время минимум в два раза.

Изучив самые удачные варианты мирового рынка грузовых самолетов, таких как Ан-124, Боинг-747 и других, конструкторы начали работу в 1990 году над собственной моделью транспортника-гиганта.

Основой выступила популярная и отлично показавшая себя модель А-300-600. Новая машина получила такое же наименование с приставкой ST, что означало Special Transport.

В январе 1993 года во французской Тулузе начали собирать первый летный экземпляр уникального транспортника. В марте следующего года были установлены системы двигателей и начала производиться окончательная доводка самолета.

В конце июня 1994 года «Белуга» в торжественной обстановке покинула сборочный цех. Своим видом, даже без нынешней окраски, она поразила всех специалистов в области авиации.

После всех этапов наземных работ, испытаний и проверок работоспособности систем, самолет концерна «Эйрбас» модели А-300-600 ST поднялся в воздух. Произошло это 13 сентября 1994 года.

На салоне во французском Ле-Бурже в 1995 году, Airbus Beluga был одной из главных звезд. Он явно отличался на фоне однотипных пассажирских лайнеров и вызывал всеобщий восторг у публики.

Технические характеристики

Некоторые характеристики A300-600ST могут реально поразить воображение:

  • Длина — 56,15 метров
  • Высота — 17,24 метров
  • Размах крыльев — 44,84 метра
  • Площадь крыла — 122, 4 квадратных метра
  • Диаметр фюзеляжа — 7,1 метра
  • Масса без загрузки — 86 тонн
  • Максимальная взлетная масса — 155 тонн
  • Дальность полета при загрузке в 26 т — 4632 километра
  • Двигатели — 2хGeneral Electric CF6-80C2A8
  • Максимальная грузоподъемность — 47 тонн
  • Объем грузовой кабины — 1410 кубометров
  • Максимальная скорость — 750 километров в час
  • Практический потолок — 10,7 километра
  • Длина разбега по ВПП — 1,95 километра
  • Длина пробега по ВПП — 1,18 километра
  • Количество членов экипажа — 2 человека.

Именно эти данные выделяют модель от многих в классе транспортных и делают его уникальным в своем роде.

Место производства

Доставка на головной завод концерна в Тулузе различных компонентов производится з разных концов Европы — Англии, Германии, Испании.

В Англии фирма «AeroStructures» изготавливает для самолета основную дверь в грузовой отсек. В Германии производство компонентов осуществляется тремя заводами:

  1. «Deutsche Aerospace AG» производит элементы киля.
  2. «Dornier» выпускает гидравлику для «Белуги», а также надстройку между опускающимся носом и основной грузовой дверью.
  3. «Elbe Flugzeugwerke» изготавливает верхнюю часть фюзеляжа, форкиль.

В Испании фирма «КАСА» производило цилиндрическую часть фюзеляжа, а также оперение с шайбами.

Отделение «Deutsche Aerospace AG» в Голландии — фирма «Fokker» занималась монтажом дренажа, других систем и пола грузового отсека.

Французский этап сборки производился несколькими отделениям:

  1. «Латекёр» — изготовила носовую часть
  2. «Фижеак» — произвела системы управления лайнером
  3. «Потелье» — выпустила системы вентиляции, кондиционирования и отопления.
  4. «Согерма-Сосеа» осуществляет финишную сборку, а также проводит испытательные работы и контроль за соблюдением стандартов качества.

Модификации самолета, перспективы развития.

На сегодняшний день «Белуга» используется не только концерном Airbus. По соглашению с Airbus Transport International, самолетом пользуется Бундесвер для перевозки солдат и вертолетов типа Eurocopter, а также организация Международного Красного Креста.

Производители в космической отрасли используют самолет для транспортировки компонентов ракет и спутников. Для этого в грузовом отсеке соблюдается нужный температурный режим, который обеспечен системой отопления.

В настоящее время «Airbus» приступил к исследовательским работам по новому транспортному самолету на базе аэробуса A340. Задачи для новой модели будут стоять точно такие же, как и для Белуги, но компоненты будут транспортированы уже для пассажирских A380. Учитывая размеры пассажирского лайнера, его части очень тяжело транспортируются. Для этого применяются тяжелые тягачи и морские суда. Именно так сейчас компоненты А380 доставляются на окончательную сборку в Тулузу.

Европейцы создали уникальный транспортный самолет, но он так и не раскрыл полностью весь свой коммерческий потенциал. Дело в том, что инженеры европейского концерна боялись, что технология будет использована американскими конструкторами фирмы «Боинг». Этот факт изрядно тормозил распространение самолета на мировом рынке.

Эксплуатация модели А-300-600st предусматривается вплоть до 2025 года. В то же время новая модель транспортника планируется к выпуску на начало 2021 года.

В заключение отметим, что данный уникальный транспортник достойно служит на благо концерна «Airbus» и является передовым для своего времени. Многие его параметры оставляют транспортники того же класса позади. Внешний же вид машины настолько необычен и столь же хорош, что нельзя оторвать взгляд от легкого взлета, как кажется очень тяжелой «Белуги». Именно эти передовые технологии дают старт новым модификациям и разработкам для транспортировки негабаритных грузов в любой отрасли промышленности.

Скидки и полезные ссылки для путешественников

Airbus A300 — обзор первого самолета компании Airbus Industrie

Модификации

A300B4-200 Eastern Air Lines

A300B2-1C Air Inter

A300B4-600 Korean Air

Первоначально на рынке появились лайнеры А300В2-100 с двигателями General Electric CF6-50C. В конце 1976 года начались поставки самолётов А300В2-200, которые оснащали ТРДД Pratt & Whitney JT9D-59A.

Следующая модификация (А300В4) была оснащена аналоговым комплексом авионики с выводом информации на электромеханические индикаторы. Для индонезийской авиакомпании разработали кабину экипажа специальной компоновки (с приборной доской, где сосредоточены все необходимые индикаторы) — по так называемой концепции FFCC (Forward Facing Crew Cockpit).

Грузопассажирский вариант А300С4 и грузовой — A300F4 имели по левому борту фюзеляжа перед крылом грузовую дверь размером 3,58×2,56 м.

В конструкции А300-600 использовали переднюю и центральную секции фюзеляжа и крыло самолётов А300В2/В4, а хвостовую часть фюзеляжа взяли от самолёта А310. Кабина экипажа стала такой же, как и на А310, цифровые комплексы авионики — EFIS и ЕСАМ — также были взяты с модели А310. С целью обеспечения требуемой центровки, фюзеляж был удлинён на 0,53 м, на концах крыла установили «крылышки». Опытный экземпляр (с двигателями JT9D-7R4H1), сертифицированный вариант самолёта с двигателями CF6-80C2.

A300-600R — для увеличения дальности полёта дополнительный топливный бак ёмкостью 6150 литров разместили в горизонтальном оперении. Это позволило решить ещё одну задачу — с помощью системы перекачки топлива стало возможно управлять балансировкой самолёта в полёте (впервые подобную систему использовали на самолёте A310-300). Двигатели — General Electric CF6-80C2A5 и Pratt & Whitney.

A300-600ST Beluga — самолёт отличается увеличенным до 7,7 м диаметром фюзеляжа и открывающимся вверх носовым обтекателем. На концах горизонтального оперения установлены две концевые «шайбы».

Во время разработки A300 было почти невозможно представить, что самолёт с двумя двигателями сможет совершать трансатлантические и тихоокеанские полёты. Поэтому дальность действия была определена только для континентальных полётов. Позже ограниченная дальность действия стала большим недостатком самолёта.

Лётно-технические характеристики

A300B2/B4 A300-600R
Тип Средней и большой дальности Средней и большой дальности
Длина 53,62 м 54,08 м
Ширина фюзеляжа 5,64 м 5,64 м
Ширина салона 5,35 м 5,35 м
Размах крыла 44,84 м 44,84 м
Площадь несущих поверхностей 260,00 м² 260,00 м²
Высота 16,53 м 16,62 м
Двигатели 2 ТВД тягой 227 кН — 236 кН Pratt & Whitney JT9D-59A General Electric CF6-80-C2A5]] 2 ТВД тягой 249 кН — 273,6 кН Pratt & Whitney JT9D-7R4H1 Pratt & Whitney PW4156 General Electric CF6-80-C2A1 или CF6-80-C2A5
Максимальная скорость 910 км/ч 890 км/ч
Крейсерская скорость 850 км/ч 875 км/ч
Дальность 3400/5300 км с 270 пассажирами 7000 км с 270 пассажирами и двигателями PW4156
Кол-во кресел (один класс) 345 361
Масса пустого A300B2 — 79 600 кг, A300B4 — 88 500 кг 78 200 кг с двигателями PW4156
Макс. взлётный вес A300B2 — 142 000 кг, A300B4 −165 000 кг 165 000 кг с двигателями PW4156

История самолёта

A300 в трёх проекциях

Постройка первого опытного самолёта Airbus А300В1 началась в сентябре 1969 года. Первый полёт состоялся 28 октября 1972 года, а в конце июня 1973 года — первый полёт самолёта Airbus А300В2, фюзеляж которого был удлинён на 2,6 м. По завершении лётных испытаний, в которых участвовали 4 машины, в середине марта 1974 года её сертифицировали во Франции и ФРГ, а в конце мая того же года — в США. Тогда же началось и серийное производство новых лайнеров.

Первый самолёт был поставлен в мае 1974 года. Первоначально на рынке появились лайнеры Airbus А300В2-100 с двигателями General Electric CF6-50C.

Следующей модификацией стал Airbus А300В4 с улучшенными характеристиками и увеличенной дальностью полёта. Первый полёт опытная машина совершила 26 декабря 1974 года. Эту модель сертифицировали в марте 1975 года. Регулярная эксплуатация самолёта началась в мае 1975 года.

Airbus А300В и опыт его разработки послужили базой для дальнейшей деятельности консорциума Airbus. На основе пассажирского самолёта были созданы грузопассажирский вариант Airbus А300С4 и грузовой — Airbus A300F4. Однако широкого распространения они не получили — всего было построено четыре машины. В кабине могли разместиться до 20 грузовых поддонов, а в нижних грузовых отсеках — до 20 контейнеров типа LDЗ общей массой до 40 000 кг.

В конце 1980 года консорциум Airbus приступил к разработке усовершенствованного варианта — Airbus А300-600 для авиалиний средней и большой протяжённости. Опытный экземпляр (с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4H1) выполнил первый полёт 8 июля 1983 года. В начале марта 1984 года он был сертифицирован во Франции. В марте 1985 года завершилась сертификация варианта самолёта с двигателями CF6-80C2, а в сентябре начались его поставки. Первой эту модель получила таиландская авиакомпания Thai Airways.

На базе Airbus А300-600 был разработан вариант с увеличенной дальностью полёта — Airbus A300-600R. К его созданию консорциум Airbus приступил в 1985 году. Первый полёт Airbus A300-600R (с двигателями General Electric CF6-80C2A5) совершил 9 декабря 1987 года. В марте 1988 года завершилась его сертификация в Европе и США. Первый самолёт был поставлен в конце апреля 1988 года американской авиакомпании American Airlines. В конце сентября 1988 года состоялся первый полёт варианта с двигателями фирмы Pratt & Whitney, поставки начались в ноябре 1988 года. В марте 1990 года самолёт Airbus A300-600R, оснащённый двигателями фирмы General Electric, был сертифицирован FAA на соответствие требованиям ETOPS к двухдвигательным магистральным самолётам, согласно которым машина может выполнять в течение 180 мин полёт до запасного аэродрома с одним работающим двигателем. Airbus A300-600R выпускали серийно с 1987 года. К началу 1996 года было поставлено 148 самолётов данной модели.

На основе самолёта Airbus A300-600R специально сформированной фирмой SATIC был разработан грузовой A300-600ST Beluga, предназначенный для перевозки крупногабаритных конструкций (секций фюзеляжа, консолей крыла, поверхностей оперения и двигателей) для пассажирских самолётов консорциума Airbus с заводов-изготовителей во Францию на сборочный комплекс в Коломье (пригород Тулузы). В кабине самолёта можно перевозить грузы массой до 45 000 кг на расстояние 2700 км.

В 1997 году Национальный центр по исследованиям космического пространства Франции получил модифицированный самолёт Airbus A300 ZERO-G для имитации условий невесомости.

В 2005 году авиакомпании мира эксплуатировали 407 самолётов Airbus А300 всех моделей.

К 2015 году лайнер выведен из эксплуатации в крупнейших авиакомпаниях мира и Европы и заменён на более позднюю модель Airbus A330.

Интеграция европейских стран в создании грузового лайнера

Грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов Airbus A300-600 (Super Transporter) имеющий также название Beluga создан на базе типового широкофюзеляжного планера Airbus A300. Компания Airbus является трансатлантической, её заводы находятся в нескольких странах. Учредителями концерна, являются компании из Германии, Испании, Франции и Англии. Данный консорциум в области авиастроения является наиболее крупным и успешным, занимает большую часть рынка по выпуску гражданских самолетов. Детали лайнеров производятся на заводах расположенных в четырех странах и для сборки перевозятся на головные заводы, осуществляющие окончательную сборку. Для оперативной доставки компонентов самолетов и была создана Beluga. Крылья и шасси производятся в Великобритании, хвост и двери в Испании, фюзеляж в Германии, носовая часть во Франции, а окончательная сборка ведется в городах Тулузе (Франция), Гамбурге (Германия), и Севилье (Испания).

С начала осуществления проекта по производству самолетов Airbus в 1970 году для доставки компонентов использовались 4 лайнера Boeing Stratocruisers, но с развитием и расширением производства возможностей используемых самолетов оказалось недостаточно.

Руководством компании было принято решение в 1991 году создать компанию, которая бы разработала новый грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов. В качестве прототипа был выбран широкофюзеляжный двухмоторный Airbus A300, который был модифицирован с расширением фюзеляжа до 7.1 метров в диаметре. Для перевозки агрегатов, была изменена передняя часть самолета. Носовая часть получила новую конструкцию, была установлена специальная система позволяющая, откидывать кабину пилотов при загрузке грузов, усилена хвостовая часть для обеспечения устойчивости во время полетов.

Производство

Наибольшее количество машин производилось в качестве сугубо пассажирских самолётов с примерно 250 местами, хотя производились как переоборудоваемые экземпляры (A300C4), так и полностью грузовые машины (A300F4). С середины 1990-х годов производился только один грузовой вариант — A300F4-600R. До мая 2005 года поступило 135 заказов.

В июле 2007 года производство A300 было прекращено для того, чтобы использовать производственные мощности для сборки самолётов более новых серий. Последний самолёт этого типа был поставлен 12 июля 2007 года в модификации A300F4-600R для грузовой авиакомпании FedEx. За всё время производства был сделан 561 широкофюзеляжный самолёт A300. В эксплуатации по состоянию на октябрь 2008 года находилось 412 самолётов этого типа.

Производства Airbus располагаются в различных странах Европы. Корпусные детали производят в Великобритании, другие компоненты во Франции и Германии. Между заводами части транспортируются самолётами и автомобильным транспортом.

Во Франции (Тулуза) производятся полётопригодные неотделанные машины. Внутренняя отделка, как заключительное действие происходит в Гамбурге-Финкенвердере, затем самолёт перелетает в Тулузу после чего и доставляется клиентам. Такая схема производства уникальна и существует только у Airbus, и хотя всегда имелись попытки воспроизвести такое производство, прежде всего во Франции, но пока они остаются только попытками.

Так как все увеличивающиеся части самолёта не могли больше транспортироваться на Super Guppy, на основе A300-600 был разработан специальный самолёт A300-600ST, известный также как Airbus Beluga, произведённый до сегодняшнего дня в количестве 5 экземпляров.

Третий построенный экземпляр A300 (год выпуска 1973, серийный номер 003) был куплен в 1998 году французским управлением космическими полётами CNES. С тех пор фирма Novespace по её заказу проводит полёты по параболе на этой машине. Машина известна также под наименованием A300-ZERO-G.

Видео: Airbus A320 — полет из кабины пилота

Эти боковые ручки управления освободили место для откидных столиков у пилотов и улучшили обзор шести цветных ЖК-дисплеев, по два прямо перед пилотами и два в центре приборной доски. Дисплеи выдают пилотам всю информацию о навигационной обстановке, работе силовых установок и другого оборудования лайнера.

Пассажирский салон А320 сделан очень просторным, полки для ручной клади имеют большой объём, на нижней палубе много места для груза и широкие люки для загрузки багажа. В салоне облицовка из современных панелей, сенсорный дисплей на Flight Attendant Panel, светодиодное освещение каждого пассажирского места и возможность менять яркость освещения всего салона от 0 до 100%.

Особенности выбора лучших мест

Места в салоне а 320

Полёт на самолёте всё же очень утомителен и зависит от правильно выбранного места и А320 даёт вам возможность провести время в воздухе спокойно и удобно. Правила выбора мест обычные, на буклете, который купить можно в авиакассе, есть компоновка мест в пассажирском салоне.

Выбор места зависит от вашего вкуса, есть только одна особенность – кресла рядом с туалетом и в хвосте являются самыми неудобными и беспокойными. Если вы желаете отдохнуть и выспаться в полёте – выбирайте кресло у переборки, ежели вам нравится вид из иллюминатора – пожалуйста смотрите на землю или любуйтесь видом облаков.
«Аэрофлот» называет лучшие места в салоне А320 следующие: в четвёртом ряду – A, B, E, F и в одиннадцатом – B, C, D, E.

В салоне А320 первые пять рядов считаются бизнес-классом, у кресел в этих рядах можно далеко откинуть спинку, не создав неудобств для пассажиров в соседних рядах. В бизнес-классе оборудованы места для детских люлек, но нет специального места для размещения ног.

Эконом-класс отделён перегородкой, расстояние между креслами здесь меньше, чем в бизнес-классе, но спинка без помех может быть откинута на весь размах. Кресла перед перегородкой имеют свои неудобства, если вы не захватите литературу для чтения, вам придётся всё время смотреть на стенку, но зато с этого ряда начинается обслуживание.

Из-за близости туалета места в двадцать четвёртом ряду самые беспокойные, детям и людям в возрасте не рекомендуется приобретать места в десятом и девятом ряду. Нахождение мест четвёртого и одиннадцатого ряда вблизи аварийного люка делает их самыми безопасными. В пассажирском салоне для человека высокого роста недостаточно комфортно из-за технических особенностей самолёта, но несмотря на все эти погрешности, «Аэробус-320» считается достаточно удобным для этого класса. Счастливого полёта!

Аварии и катастрофы

По состоянию на 10 января 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 35 самолётов Airbus 300. Airbus 300 пытались угнать 30 раз, при этом погибли 12 человек. Всего в этих происшествиях погибли 1435 человек.

Airbus Beluga

Галерея Beluga

Airbus Beluga — Airbus A300-600ST Super Transporter —специальный широкофюзеляжный турбореактивный грузовой самолёт Airbus для транспортировки крупногабаритных грузов.

История Airbus Beluga

Одной из особенностей Airbus в ее корпоративной цепочке был разброс основных производственных площадок в по территории Европы, в первую очередь, Франции и Германии. Для быстрой эффективной переброски деталей самолетов между заводами применялись грузовые самолеты, такие, как Super Guppy – четырехмоторный поршневой грузовой самолет с модифицированным фюзеляжем. Какое-то время этот самолет справлялся со своей задачей, но рост объемов производства, увеличение транспортных издержек и появление новых больших лайнеров, таких, как А300, А310 и, тем более, А330 сделали этот самолет морально устаревшим.

В Airbus было принято решение создать новый траспорт, в который следует заложить три основных параметра — скорость перевозки, возможность перевозить секции большого диаметра и минимально возможное время на погрузочно/разгрузочные операции.

Базой для модификации стал лайнер A300-600, и он, по программе ST – Special Transport, во многом по аналогии с Super Guppy, подвергся серьезному «тюнингу». Фюзеляж был полностью переработан: кабина пилотов была опущена, что дало возможность сделать грузовой отсек с прямым пол на всю длину фюзеляжа. Носовая часть грузового отсека открывалась и позволяла загружать крупногабаритные грузы за 45 минут (у Super Guppy это занимало 2 часа). Крыло, двигатели и большая часть авионики были унаследованы у базового А300. Имя Beluga происходит от формы корпуса самолёта, который напоминает кита белуху (beluga в англ. и некоторых других языках; не путать с белугой).

Благодаря очень большому транспортному отсеку с рабочим объёмом около 1400 м³ Beluga может транспортировать грузы с общим весом до 47 т. Транспортный отсек имеет 37,7 м в длину и 5,43 м в ширину. Диаметр фюзеляжа составляет 7,40 м. С такими размерами Beluga берет на борт пару крыльев Airbus A330 в сборе или большинство частей корпуса Airbus A319.

Видео Airbus Beluga : Самолет в формации с пилотажной группой Patrouille de France

Всего было выпущено 5 экземпляров Airbus A300-600ST, которые работают практически только на саму компанию Airbus. Для специальных транспортных операций возможно напрямую арендовать машину у дочернего предприятия Airbus Transport International, чем периодически пользуются военные структуры стран НАТО.

Airbus проводит исследовательские работы по разработке следующей транспортной модели на базе A340. Так же, как и для Beluga, в круг задач самолёта будет входить транспортировка компонентов A380 (консоли крыла, фюзеляж). В настоящее время эти части транспортируются с большими трудностями кораблями и тяжёлыми тягачами в Тулузу для окончательного монтажа.

Нюансы продления временной регистрации в 2021 году

Обзор документа

Информация МВД России от 15 июня 2021 г. “Министерство внутренних дел Российской Федерации информирует о продлении срока действия временных мер в отношении иностранных граждан”

Президентом Российской Федерации издан Указ от 15 июня 2021 г. N 364, в соответствии с которым после 16 июня 2021 г. продлеваются временные меры по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Какие временные меры предусматривает Указ после 16 июня 2021 года?

С 16 июня 2021 г. приостанавливается течение:

сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты (с проставленными в них отметками);

сроков действия свидетельств участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, действительных по состоянию на 15 марта 2020 г.;

сроков действия разрешений на временное проживание и видов на жительство действительных по состоянию на 15 марта 2020 года, в случае если иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие такие документы, находятся за пределами Российской Федерации;

сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы и членов их семей, временно и постоянно проживающих иностранных граждан либо являющихся высококвалифицированными специалистами, в случае если указанные категории иностранных граждан не въехали в Российскую Федерацию до истечения 6 месяцев нахождения за пределам Российской Федерации, необходимого для принятий решений об аннулировании соответствующих документов.

С 16 июня по 31 декабря 2021 г. включительно приостанавливается течение сроков временного или постоянного проживания иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, сроков их регистрации по месту жительства, а также сроков действия удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

На какой период времени распространяется действие временных мер в отношении иностранных граждан?

Временные меры в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства действуют с 16 июня 2021 г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с государством, гражданином которого они являются или в котором имеют право постоянного проживания.

Перечень иностранных государств, в отношении которых будут сниматься введённые Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.

В каких случаях иностранным гражданам не нужно обращаться в органы внутренних для урегулирования правового положения?

Срок временного пребывания в Российской Федерации продлевается без необходимости обращения в территориальные органы МВД России иностранных граждан и лиц без гражданства:

имеющих по состоянию на 16 июня 2021 г. действительные визы, документы с проставленными отметками о разрешенном сроке пребывания, или подтверждающие временное либо постоянное проживание в Российской Федерации;

у которых окончание сроков временного пребывания приходилось на период после 15 марта 2020 г. и течение этих сроков было приостановлено без необходимости обращения в территориальные органы МВД России.

В каких случаях иностранным гражданам необходимо обратиться в органы внутренних для урегулирования правового положения?

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющим по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания в Российской Федерации, а также не покинувшим территорию Российской Федерации в связи с возобновлением транспортного сообщения с государством, гражданином которого они являются или в котором имеют право постоянного проживания, предоставлена возможность до 30 сентября 2021 г. обратиться в территориальные органы МВД России с заявлением об урегулировании правового положения. В случае обращения иностранных граждан с таким заявлением к ним не будут применяться меры государственного принуждения, связанные с удалением за пределы Российской Федерации и установлением запрета на въезд в Российскую Федерацию.

Названная преференция по урегулированию своего правового положения в Российской Федерации также распространяется на граждан иностранных государств, у которых прекращены разрешенные сроки временного пребывания, временного или постоянного проживания в Российской Федерации в связи с истечением 90 дней с даты возобновления транспортного сообщения с государством их гражданской принадлежности и они не покинули территорию Российской Федерации в установленный срок.

Обращаем внимание, что иностранные граждане и лица без гражданства, которые урегулировали свой правовой статус, в рамках предоставленной Указом возможности, смогут в пределах разрешенного срока пребывания в Российской Федерации обратиться в территориальные органы МВД России по вопросу оформления разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности либо временного или постоянного проживания в Российской Федерации.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не желают урегулировать свой правовой статус, предоставлено право выезда за пределы Российской Федерации до 30 сентября 2021 г.

Как временные меры затрагивают права и обязанности иностранных работников и их работодателей?

Работодатели, имеющие разрешение на привлечение иностранных работников, вправе до 31 декабря 2021 г. обратиться за получением разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке, требующем получения визы, независимо от их цели въезда в Российскую Федерацию.

Для граждан Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины до 31 декабря 2021 г. сохранено право обращения за получением патента без учета требований к сроку подачи документов и заявленной цели въезда в Российскую Федерацию.

Гражданам государств-членов Евразийского экономического союза также предоставлена возможность заключать трудовые или гражданско-правовые договоры независимо от цели въезда в Российскую Федерацию до 31 декабря 2021 года.

Иностранные граждане смогут осуществлять трудовую деятельность до истечения сроков действия трудовых или гражданско-правовых договоров, а также выданных патентов или разрешений на работу, в том числе после 16 июня и до 31 декабря 2021 г.

Имеются ли ограничения по применению временных мер?

Установленные Указом временные меры, как и ранее, не распространяются на лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и правопорядку.

После 16 июня 2021 г. возобновляется правоприменительная практика, связанная с аннулированием ранее выданных иностранным гражданам разрешений на работу либо патентов, разрешений на временное проживание и видов на жительство, за исключением основания нахождения иностранных граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев.

Обзор документа

Президент продлил срок временного пребывания мигрантов в России в связи с ситуацией по коронавирусу.

– в каких случаях иностранцам не нужно обращаться в органы внутренних для урегулирования правового положения, а когда визит все же потребуется;

– как временные меры затрагивают права и обязанности иностранных работников и их работодателей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: