5 причин съездить в Адыгею

Топ 6 причин для приезда в Адыгею

Для некоторых из нас темные кавказские горы, равно как и светлое сочинское море, стали уже давно чем-то обыденным и повседневным. Именно для таких путешественников, изведавших все плюсы и минусы отдыха возле моря, и создана эта статья, где мы подробно попытаемся описать одно из самых чудесных мест Краснодарского края – Адыгею. Последняя славится не только своей великолепной полудикой природой, но также чудесными водопадами и древнейшими курганами.

Первая причина – Майкоп

Столица Адыгеи давно привлекает взоры туристов, ищущих уединения от страшной суеты мегаполиса. «Долина яблок» — именно так называют этот город местные жители. На востоке Майкопа сравнительно недавно было обнаружено курганное сооружение, умело выделанное Древнейшими племенами.

Несмотря на имеющиеся в нем памятники древности Майкоп будет интересен и представителям различных религий. В стенах столицы Адыгеи находятся памятник покровителю города – Николаю Чудотворцу, простирающему в стороны руки, а также мусульманская мечеть.

Дольмены

Ещё одна из самых ярких достопримечательностей этого края. Эти небольшие каменные домики были сооружены ещё во втором тысячелетии до нашей эры и дошли почти в целости и сохранности до наших дней. Первоначально сравнительную часть дольменов использовали под так называемые саркофаги. Также в этих темных каменных домиках совершались жертвоприношения местным богам.

Самыми популярными являются дольмены, расположенные неподалеку от поселка городского типа Каменномостский. Каждый год более двух тысяч любителей древности съезжаются сюда, чтобы запечатлеть на свою пленку эту рукотворное чудо.

Дольмены в Хаджохе. Хаджох-2. Январь, 2018

Невероятные водопады

Как уже упоминалось выше, Адыгея издревле славится своими чудесными водопадами. В долине речушки Руфабго расположились одни из самых лакомых мест для активных туристов. Сотрудники местных бюро путешествий организовали сразу три маршрута к адыгейским водопадам. Самым посещаемым из них является так называемый Шнурок, состоящий из восьми ступенек.

Любой турист здесь может ощутить себя в роли древнего первопроходца, ведь для того чтобы перейти бурный горный поток, нужно использовать скользкое поваленное ветром дерево.

Отправляясь в гости к Руфабго, путешественникам не стоит забывать об элементарных мерах предосторожности. Ведь иногда неподготовленным туристам бывает сложно удержаться на спускаемом в реку плоту.

Лаго-Наки

Знаменитая горная местность вот уже несколько лет привлекает к себе внимание путешественников из самых разных стран. Это одно из самых захватывающих и одновременно романтических мест на свете. Недаром оно именуется «Тропой любви». У этого места имеется своя уникальная история. Согласно древней легенде здесь жили когда-то крепко влюбленные друг в друга Лаго и Наки.

Отдых на Лаго-Наки – потрясающее единение с природой. Здесь собрались вместе: буйное альпийское разнотравие, высокие скалистые пики и хрустальный бодрящий воздух. Ради этого стоит приехать в Адыгею.

Белый сплав

Река Белая – ещё одна весомая причина приехать на отдых в Адыгею. Прекрасная горная река каждый год привлекает к себе любителей самых острых ощущений, желающих испытать себя на прочность. Сплав на настоящем рафте надолго запомнится туристам. Стоит помнить, что для столь опасного приключения имеется свое время. Сплав по реке Белая совершается во второй половине июля, когда температура в реке нагревается до максимальной отметки.

Вкуснейшие сыр

Свежие ароматные сыры горцев уже давно являются народным достоянием. Поэтому находясь на отдыхе в Адыгее, обязательно посетите местные рынки, где можно встретить в изобилии этот самый вкусный молочный продукт. И, конечно же, не стоит забывать про адыгейское вино, которое также служит предметом гордости для местного населения.

Что посмотреть в Адыгее осенью

Планируя осенний отпуск, не забывайте об Адыгее. Эта горная республика будто создана для ярких уик-эндов, перезагрузки и прогулок на природе. Природа тут богатая: непроходимые леса, бурные реки и водопады, пещеры, каньоны, каменные плато. Все это особенно красиво осенью, когда горы примеряют свой самый эффектный, золотисто-багряный наряд.

Читайте также:
Каким транспортом можно попасть в Марракеш из Касабланки?

Вариантов осеннего досуга в Адыгее еще больше, чем достопримечательностей. Поклонники походов могут отправиться исследовать экологические тропы. Есть варианты на 2 часа или много дней, выбирайте по своему вкусу и уровню физической подготовки. Фанаты расслабленного отдыха займут местечко около термального бассейна — в прохладные осенние дни это особенно приятно.

Гурманы посетят рынки и рестораны, наслаждаясь осенними дарами природы. Исследователи истории поедут посмотреть на дольмены и другие свидетели прошлого. А любители социальных сетей сделают фото на сотни «лайков» — осенние горные панорамы Адыгеи невероятно хороши! Что посмотреть и чем заняться в республике осенью, читайте в нашем обзорном материале.

Куда поехать в Адыгее осенью

Всем известно, что главное достояние Адыгеи — ее фантастическая природа. Ее мы и отправимся исследовать в первую очередь.

Кавказский биосферный заповедник

Природа во всем блеске представлена в Кавказском биосферном заповеднике. Это охраняемая территория невероятного размера, размаха и красоты. Площадь в 280 тысяч гектаров делится между тремя регионами, в том числе Адыгеей. Она настолько уникальна и неповторима, что входит в перечень природных объектов Всемирного наследия под охраной ЮНЕСКО.

Территория заповедника поделена на 6 огромных кластеров. Горы, равнины, долины, десятки ледников, пещеры, реки и озера, в заповеднике меняется несколько климатических зон. Активные туристы могут отправиться по ним в поход, это воспоминание на всю жизнь. Так, с кордона в Адыгее стартует пожалуй самый знаменитый пеший поход Советского Союза, Всесоюзный туристский маршрут № 30. Он назывался «Через горы к морю», и занимал во времена СССР более 2 недель.

Сейчас туристы укладываются в 5 дней, сменяя несколько климатических зон и чередуя пейзажи: горные панорамы, ледники, реки, поляны альпийской растительности, и морской пляж в финале маршрута. Впрочем, если времени у вас не так много, можно прогуляться по размеченным природным тропам близ плато Лаго-Наки или в заповедной зоне Гузерипля. Здесь вас ждет более благоустроенный отдых — есть беседки, кафе, гостиницы неподалеку, музеи живой природы и развлекательные парки. Вход в заповедник платный.

Плато Лаго-Наки

Частью огромного Кавказского биосферного заповедника считается плато Лаго-Наки. И красивейшей его частью: пейзажи Лаго-Наки, с его Каменным морем, устьями рек и бескрайними полянами всегда выглядят очень живописно. Особенно они хороши осенью, когда краски меняются ежедневно, с изумрудной зелени на невероятный терракотово-алый ковер.

Что же не пропустить на плато Лаго-Наки золотой осенью? Обязательно поднимитесь к скале Утюг, она невысокая. Подъем к верхней точке осилит даже не самый спортивный путешественник, а панорама, что откроется вашему взоры, превзойдет все ожидания. Также стоит прогуляться экологическими тропами заповедной зоны кордона Лаго-Наки. До ближайшей смотровой площадки с отличным обзором Кавказских гор пара километров. В хорошую погоду можно пройтись и дальше, устроить пикник на свежем воздухе. На Лаго-Наки есть и более необычные пейзажи — Каменное море, пещеры, ледники, снежники, но для прогулки к ним лучше оставить более 1 дня.

Скала Чертов палец

Любите красивые пешие прогулки, в компании с горными вершинами и эффектными видами? Обратите внимание на местную природную достопримечательность, скалу с интригующим именем Чёртов палец. Она находится в окрестностях туристической столицы региона, станицы Даховской.

Чтобы познакомиться с Пальцем, у вас есть два пути. Легкий, но платный, или более сложный, но бесплатный. Если вам по душе последний, ваш маршрут начнется в Даховской, у известного старинного Каменного моста. Дорожка идет в гору, но дойти несложно. По пути вам встретятся пещеры, стоянка древних людей и отличные виды на станицу и окрестности.

Читайте также:
Фотографии деревни Венген

Чертов палец также можно посетить, купив билет на канатную дорогу. Это единственная канатка в Адыгее, и за несколько минут она поднимет вас к вершине горного хребта Уна-Коз. Отсюда вам также нужно пройтись пешком, но не слишком долго. В финале пути вас ждет Чертов палец — необычный скальный останец в форме двух возвышенностей. Осенью панорамы вокруг особенно живописны!

Гранитный каньон

Что еще включить в ваш осенний маршрут по Адыгее? Конечно, эффектный Гранитный каньон. Он расположен по дороге на Гузерипль, и если вы запланировали посетить этот горный курорт, мимо проехать не удастся: на смотровых площадках около каньона всегда много туристов.

Что же вас ждет? Величественное зрелище — каменные скалы самых разных оттенков гранита, меняющих окраску в зависимости от освещения. В сером камне встречаются прожилки розового, бордового, серебристого тонов. Длина Гранитного каньона четыре километра, а ширина местами не составит и двух метров.

Оценить глубину теснины можно со смотровых площадок, их много и все они бесплатные. Также местами можно спуститься к течению реки Белой, а если вы особенно смелы, то и сплавиться по ней на рафте. Такой вид экстремального водного спорта очень популярен теплой осенью.

Хаджохская теснина

Еще одна достопримечательность реки Белой, главной водной артерии республики, это Хаджохская теснина. Пожалуй, одна из самых известных туристических «визиток» региона особенно хороша золотой осенью, когда берега каньона окрашиваются в яркие краски.

Чтобы осмотреть их как следует, для туристов создан прогулочный маршрут, с лестницами, перилами и удобными дорожками. Длина этого узкого каменного разлома в скалах около 400 метров, высота скал на этом участке — 30–40 метров. В самых живописных местах оборудованы смотровые площадки, а юных гостей развлечет небольшой зоопарк.

Где отдохнуть в Адыгее осенью: термальные источники

Адыгея — горная республика, у которой нет выхода к морю. Однако, тут у вас не будет недостатка в купаниях в теплой воде. Каким образом? В термальных бассейнах курортов, разумеется.

Оздоровительный бальнеологический отдых — одно из популярнейших направлений для отпуска в Адыгее. В республике десятки полезных теплых ключей, многие из них облагорожены и активно используются для наружного и внутреннего применения. На источниках открыты отели, базы отдыха, оздоровительные комплексы. Тут можно понежиться в теплом бассейне, попариться в бане, а после пройти курс медицинских процедур. Такие манипуляции полезны не только защитой от недугов, но и для отдыха, расслабления, восстановления жизненных сил. Они станут приятным дополнением к активному отдыху в Адыгее.

Термальные источники Адыгеи расположены в Гузерипле, поселках Каменномостском и Тульский. Отдых в них доступен любому туристу: можно приехать на целый отпуск, а можно оплатить разовый абонемент на 1–2 часа. На здоровье туристов тут влияет целый комплекс факторов: чистый горный воздух, отличная экология, профессионализм сотрудников оздоровительных центров.

В теплых термальных бассейнах (их температура около +40 °C) особенно приятно нежиться в прохладный осенний сезон. Природная панорама, окружающая курорты, также радует глаз — фото в бассейнах на фоне золотой осени и заснеженных гор получаются очень необычные. Более полную информацию о термальных курортах Адыгеи, их особенностях, видах и ценах на услуги читайте в нашем специальном обзорном материале.

Гастрономический туризм

Приехали в Адыгею золотой осенью? Это идеальное время для гастрономического туризма, когда сады полны местных фруктов, а поляны грибов и ягод. Фермеры уже наливают в бокалы молодое вино, а для тех, кто не пьет алкоголь, отличный яблочный сок. Но начинать знакомство с традиционной кухней адыгов надо с сыров, разумеется.

Читайте также:
Фотографии Аничкова моста

Адыгейский сыр — известный на всю страну гастрономический бренд. Но только на родине вы попробуете его максимально свежим, а также разнообразным — сыр бывает нежный, малосоленый, копченый, выдержанный. В Адыгее его едят не только в «чистом» виде, но также в составе национальных блюд. Их можно попробовать на гастрономических фестивалях, а также в местных ресторанах адыгской кухни. Советуем заказать подрумяненный сыр — кояж, а также халюж, хрустящие пирожки с адыгейским сыром.

Осенью прилавки всех рынков, как крупных, так и импровизированных, полны фруктов, ягод, грибов. Адыгея — один из самых «грибных» регионов нашей страны, здесь богатые грибные поляны встречаются повсеместно. Также, как и яблочные сады — спелые фрукты едят прямо с ветки, а также готовят из них сок, варенье, пастилу, компоты. Привезите домой полезные вкусные деликатесы из Адыгеи, на радость себе и близким.

Маршруты по осенней Адыгее в рассказах и советах туристов

Мечтаете о путешествии в золотую осень? Значит, вам точно понравится Адыгея в октябре—ноябре. Это идеальное время, чтобы застать горные панорамы в ярком разноцветье красок. Куда поехать, чтобы полюбоваться ими во всей красе, читайте в материалах наших авторов — опытных путешественников.

Они изучили регион от А до Я, и готовы поделиться с вами своими советами и полезными находками. В рассказах, отзывах, фотоальбомах туристеров масса нужной информации об осенней Адыгее — куда поехать, что не пропустить и непременно попробовать. Изучайте и пакуйте чемодан в золотую осень!

  • Подробные маршруты по Адыгее читайте в общем путеводителе по республике.
  • Обзор достопримечательностей Адыгеи осенью предлагает Юлия в рассказе «Адыгея, от, А до Я. Все, что тебя касается»;
  • В фотоальбомах Анастасии «Когда дома не сидится: Чертов палец» и «Один осенний день. Лаго-Наки» показан осенний маршрут к популярнейшим мест республики;
  • Изучите «Природные краски Адыгеи и Гуамского ущелья» в рассказе Дмитрия;
  • Узнайте, что приобрести на память в нашем совете «Что привезти из Адыгеи»;
  • Советы по отдыху в Адыгее весной, летом, на машине.

Где остановиться в Адыгее

Планируете отпуск в Адыгее на осень? Прекрасное решение, однако, поиском жилья лучше озаботиться заранее. Это очень популярное туристическое направление.

Что же выбрать в Адыгее? Вам представлены гостевые дома, базы отдыха, семейные отели и большие гостиничные комплексы в Майкопе, Каменномостском, Даховской или в Гузерипле. Обратите внимание также на такую категорию жилья, как термальные здравницы. В них можно не только отлично отдохнуть, но и поправить здоровье.

Приехали в отпуск большой компанией или семьей с юными путешественниками? Удобно снять апартаменты, и отдыхать в своем кругу. Также нет проблем у туристов, исследующих Адыгею в одиночку, с рюкзаком (или без него) за плечами. Они могут выбрать недорогое размещение в хостеле. Тут найдутся и общая кухня, и общие лаудж зоны, чтобы обсудить свои впечатления от красивого горного края с другими путешественниками.

Не забывайте и еще об одном легком способе сэкономить в путешествиях. Бронируйте жилье на Booking.com с кэшбеком.

Интересные экскурсии в Адыгее осенью

Отличным направлением на отдых для любознательного путешественника станет Адыгея. Не слишком большая республика, просто переполненная красотами — горы, водопады, пещеры, цветущие поляны и озера. Причем, большую часть этих интересных мест можно осмотреть за несколько дней, если правильно составить маршрут и договориться об экскурсии с гидом. Знаток направления проведет вас по всем укромным уголкам и покажет достопримечательности с нового, оригинального ракурса.

Можно начать с короткого сити-тура по столице республики, городу Майкопу. Прогуляйтесь по центру, зайдите на рынок, сделайте памятное фото с Соборной мечетью Майкопа. Дальше можно заехать в поселок Каменномоский, полюбоваться Хаджохской тесниной или прогуляться экологической тропой мимо водопадов Руфабго. Поздней осенью, после сезона дождей, они вновь становятся полноводными.

Читайте также:
Интересные и удивительные факты о жизни в Турции: фото

Или сразу поезжайте в горы. Бескрайнее плато Лаго-Наки — маршрут для исследования не на 1 день, здесь лучше остаться с ночевкой, или провести полноценный отпуск. Еще одно отличное направление — горный поселок Гузерипль, с его термальными бассейнами и чудесами Кавказского биосферного заповедника. Выбирать вам.

Самолет Як-142: фото, история

Разработка пассажирского самолёта Як-42А началась в ОКБ им. А.С.Яковлева в 1987 году. Требования МГА к самолёту были утверждены в январе 1990 года. Он является дальнейшим развитием самолёта Як-42Д. От предшественника его отличает улучшенные экономические характеристики и аэродинамика, удлинённый фюзеляж. Первый прототип изготовлен в декабре 1992 года. В 1993 году получил обозначение Як-142. Впервые продемонстрирован публике на Московском аэрокосмическом салоне в 1993 году. Затем экспонировался на авиасалоне в Ле-Буже, в 1994 – в Берлине.

Як-142 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Крыло стреловидное (23╟ по линии четвертей хорд). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 3 ТРДД Д-36. Разработаны несколько вариантов компоновки салона, рассчитанных на перевозку от 39 до 120 пассажиров. По желанию заказчика на самолёт могут устанавливаться спутниковая система навигации GPS, система предупреждения столкновений самолётов в полёте TCAS и другое оборудование.

Цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-42М (унифицированный с комплексами оборудования самолетов Ил-114 и Ту-204) обеспечивает автоматическую посадку по категории IIIА ИКАО, автоматическое самолетовождение по 70 запрограммированным маршрутам с заданным временем прибытия по расписанию, включает систему оптимизации режимов полета и работы двигателей, пять цветных индикаторов на ЭЛТ. Электродистанционная система управления полетом с четырехкратным резервированием позволила реализовать схему с малым запасом продольной статической устойчивости на крейсерских режимах полета (коэффициент устойчивости 0,05-0,07), имеется система предотвращения попадания на критические режимы полета.

Серийное производство планировалось развернуть на Саратовском авиазаводе, но из-за отсутствия финансирования эти планы не осуществились. Единственный построенный экземпляр Як-142 (RA-42424) в настоящее время принадлежит авиакомпании “Лукойл”.

ЛТХ:

Модификация Як-142
Размах крыла, м 34.88
Длина самолета,м 38. 40
Высота самолета,м 9.83
Площадь крыла,м2 150.0
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 38400
нормальная взлетная 57500
Тип двигателя 3 ТРДД Прогресс (Лотарев) Д-36
Тяга, кН 3 х 63.74
Максимальная скорость, км/ч 800
Крейсерская скорость, км/ч 750
Перегоночная дальность, км 5000
Практическая дальность, км 2700
Дальность с максимальной нагрузкой, км 1600
Практический потолок, м 9600
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка:

Фотографии:

Як-142 (c) Алексей Кутепов
Як-142 (c) Иван Савицкий
Як-142 (c) Анатолий Бурцев
Як-142 (c) Анатолий Бурцев
Як-142 (c) Василий Коба
Як-142 компании Лукоил (c) Анатолий Бурцев
Кабина пилотов Як-142 (c) Fulcrum

Варианты окраски:

Ближнемагистральный пассажирский самолет Як-142.

Ближнемагистральный пассажирский самолет Як-142.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: Россия
Первый полет: 1993 г.

Разработка пассажирского самолёта Як-42А началась в ОКБ им. А.С.Яковлева в 1987 году. Требования МГА к самолёту были утверждены в январе 1990 года. Он является дальнейшим развитием самолёта Як-42Д . От предшественника его отличает улучшенные экономические характеристики и аэродинамика, удлинённый фюзеляж. Первый прототип изготовлен в декабре 1992 года. В 1993 году получил обозначение Як-142. Впервые продемонстрирован публике на Московском аэрокосмическом салоне в 1993 году, затем экспонировался на авиасалоне в Ле-Бурже, в 1994-м — в Берлине.

Як-142 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Крыло стреловидное (23° по линии четвертей хорд). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 3-х ТРДД Д-36. Разработаны несколько вариантов компоновки салона, рассчитанных на перевозку от 39 до 120 пассажиров. По желанию заказчика на самолёт могут устанавливаться спутниковая система навигации GPS, система предупреждения столкновений самолётов в полёте TCAS и другое оборудование.

Цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-42М (унифицированный с комплексами оборудования самолетов Ил-114 и Ту-204) обеспечивает автоматическую посадку по категории IIIА ИКАО, автоматическое самолетовождение по 70 запрограммированным маршрутам с заданным временем прибытия по расписанию, включает систему оптимизации режимов полета и работы двигателей, пять цветных индикаторов на ЭЛТ. Электродистанционная система управления полетом с четырехкратным резервированием позволила реализовать схему с малым запасом продольной статической устойчивости на крейсерских режимах полета (коэффициент устойчивости 0,05-0,07), имеется система предотвращения попадания на критические режимы полета.

Серийное производство планировалось развернуть на Саратовском авиазаводе, но из-за отсутствия финансирования эти планы не осуществились. Единственный построенный экземпляр Як-142 (RA-42424) в настоящее время принадлежит компании «Лукойл».

Модификация: Як-142
Размах крыла, м: 34,88
Длина самолета, м: 38,40
Высота самолета, м: 9,83
Площадь крыла, м2: 150,0
Масса, кг
-пустого снаряженного самолета: 38400
-нормальная взлетная: 57500
Тип двигателя: 3 х ТРДД Д-36
Тяга, кН: 3 х 63,74
Максимальная скорость, км/ч: 800
Крейсерская скорость, км/ч: 750
Перегоночная дальность, км: 5000
Практическая дальность, км: 2700
Дальность с макс. нагрузкой, км: 1600
Практический потолок, м: 9600
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: пассажиров в одноклассной компоновке туристического класса 156 (шаг кресел 810 мм), или 162 (шаг 780 мм), или 180 (шаг 750 мм). Предусмотрены также двухклассная компоновка на 138 мест (12+126) и трехклассная компоновка на 132 места (12+24+96) или коммерческая нагрузка максимальная 18000 кг, нормальная 14820 кг, при максимальном запасе топлива 9600 кг.

Як-142 на стоянке авиасалона.

Як-142 заходит на посадку.

Як-142 заходит на посадку.

Як-142 на рулежке.

Як-142 компании «Лукойл». Рисунок.

Список источников:
Авиапорт.ру. Справочник. Ближнемагистральный пассажирский самолет Як-142 (Як-42М).
Александр Мельников. Современная авиации России. Як-142.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Яковлев Як-142».

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

Як-142: технические характеристики

ОКБ А. С. Яковлева занималось, в основном, созданием спортивных, учебно-тренировочных и военных самолетов разного назначения, накопив в этой области огромный опыт. Разработанные проекты отличались высокой технической культурой и оригинальностью конструкторских решений, часто новаторскими идеями, опережавшими свое время. В «копилке» созданных конструкторами авиамашин имелись также проекты небольших пассажирских самолетов (например, Як-58), но в целом большого опыта создания самолетов такого класса не было, и совсем не было опыта проектирования многоместных пассажирских лайнеров.

Тем удивительнее, что созданные в КБ Яковлева пассажирские самолеты оказались удачными. В пассажирских авиаперевозках страны они заняли прочное место наравне с известными воздушными судами марки «Ту» или «Ил». Более того, пассажирские самолеты «яковлевцев» стали первыми среди реактивных пассажирских самолетов, которые на внутренних воздушных авиалиниях внесли в перелеты комфорт и скорость.

Удачные предшественники

История создания самолета Як-142 берет свое начало от проекта Як-40, и является непрерывной цепочкой процессов совершенствования данной машины. От Як-40 и всех последующих его модернизаций, Як-142 собрал лучшие свойства: отличные пилотажные характеристики, устойчивость и легкость безбустерного управления, безопасность полетов по приборам ночью и в сложных метеоусловиях, удобное размещение приборов бортового управления, высокую энерговооруженность. От предшественников он унаследовал хорошую репутацию на зарубежных авиаперевозках и востребованность на зарубежном рынке. Этапы совершенствования проекта Як-40 до модификации Як-142:

  • Як-40 – первый отечественный самолет, получивший сертификацию годности по нормам США (FAR-25) и Англии (BCAR), экспортировался за рубеж.
  • Як-42 — улучшенная версия для ближних перелетов с увеличенными до 120 пассажиро-местами, более экономичная и рентабельная, благодаря чему при переходе к рыночной экономике самолет обошел многих своих конкурентов. Однако в его летной истории было несколько аварий с гибелью людей. Не смотря на то, что проведенные расследования не подтвердили ошибки в конструкции, было принято решение об его модернизации.
  • Як-42Д – был создан и сертифицирован в 1987 году; на нем установлена система автоматического управления (САУ) для приземления в сложных метеоусловиях; также по требованиям зарубежных авиакомпаний он был укомплектован системами навигации GPS и TCAS II предотвращения столкновения в воздухе; были улучшены салоны эконом- и бизнескласса. Однако череда постоянных сбоев в работе бортовых устройств потребовала создания нового варианта самолета.

Так появился Як-142. Фото Як-142 приведены ниже. Разработка началась в ОКБ им. А. С. Яковлева в 1987 году, а первый экземпляр изготовлен в декабре 1992 г. Вначале он назывался Як-42А. Свое обозначение Як-142 получил в 1993 г.

В том же году его впервые увидела публика на Московском аэрокосмическом салоне (МАКС). Позже он демонстрировался на авиасалонах Ле-Бурже и Берлина.

Конструкция и ее особенности

Самолет Як-142 — авиалайнер для перевозки пассажиров на ближних авиалиниях.

От предшественников самолет отличается внешним видом, имеет более удлиненный корпус, имеет улучшенные аэродинамические свойства и экономические показатели, а также улучшенные летно-технические характеристики.

Модель – свободнонесущий низкоплан с Т-образным оперением, выполнен по аэродинамической схеме. Фюзеляж – цельнометаллический, изготовлен из прочных современных сплавов, обеспечивающих прочность и легкость. Крылья — стреловидные, неразъемные, размах – 38 м.

Шасси — трёхопорное, в полете убирающееся, с управляемой передним колесом, колеса оборудоваы системой тормозов. Силовая установка (СУ) состоит из трех турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД) Д-36 Пермского НПО «Прогресс»; суммарная мощность двигателей обеспечивает перевозку тяжелых грузов. По требованиям эксплуатирующих компаний двигатели оснащаются устройствами снижения шума. Обязательное бортовое оборудование состоит из следующих приборов:

  • ЦПНК-42 — цифровой пилотажно-навигационный комплекс;
  • система автопилотирования в различных режимах полета, включая заход на посадку и приземление; самолет имеет программу на 70 различных маршрутов (вплоть до времени прибытия по расписанию), которые могут быть выполнены «автопилотом» с минимальным участием летчиков;
  • 5-режимная система работы двигателей, управляемых автоматикой с отображением информации обо всех режимах на электронном табло в кабине пилотов;
  • система предотвращения сваливания в критические режимы полета;
  • система электродистанционного управления, обеспечивающая продольную устойчивость машины на крейсерских скоростях.

Установленные системы автопилотирования обеспечивают управление лайнером двумя пилотами, без привычных штурмана и бортинженера. По требованию заказчика на самолёте могут быть установлены другие системы, например, навигации GPS по спутнику или TCAS предупреждения столкновений в полете с другим воздушным судном. Самолет имеет следующие летные параметры. Подробно технические характеристики приведены ниже в таблице.

  • крейсерская скорость — 750 км/ч;
  • высота полета –до 10 км;
  • дальность полета — от 1,6 тыс до 2,7 тыс. км.; при максимальной заправке дальность полета возрастала до 5 тыс.км.

Особенностью самолетов Яковлева Як-142 и его ранних версий является наличие на борту собственного трапа. Это расширяет область применения машин до аэродромов 3-го класса, где наземные трапы не предусмотрены по статусу аэропорта. Кроме этого самолет становится более независимым от наземного обслуживания.

Неосуществленные планы

При работе над проектом Як-142 конструкторами было предусмотрено несколько вариантов компоновки салона для пассажиров, в результате разработаны версии салонов с размещением от 39 до 120 и более пассажирских кресел. В планах было создание следующих вариантов машины:

  • вариант туристического класса на 156 ,162, 180 пассажиров (регулируется расстоянием между рядами кресел);
  • двух-салонный вариант позволял размещение 12 пассажиров в первом салоне и 126 пассажиров во втором;
  • вариант с 3-мя пассажирскими салонами предусматривал размещение 12 пассажиров в первом салоне, 24 пассажира — во втором, и 96 — в третьем салоне.

Заказчикам предоставлялась возможность выбора сопутствующих устройств и варианта компоновки салона в соответствии с планами на самолет. Серийный выпуск машин предполагалось организовать на Саратовском авиазаводе. Однако из-за экономического кризиса, охватившего страну после распада союза, этим планам не суждено было осуществиться.

Закрытие многих перспективных проектов, в числе которых оказался проект Як-142, связано с прекращением финансирования. Лайнер был построен в единственном экземпляре Як-142 (борт RA-42424) и в настоящее время является собственностью авиакомпании «Лукойл». В архив неосуществленных планов КБ им. А. С. Яковлева добавился еще один проект. Вот такая очередная невеселая история.

Як-142 — технические характеристики

Як-142 (Як-42А) — ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в конце 1980-х годов. Является дальнейшим развитием самолёта Як-42Д. Отличается улучшенными экономическими характеристиками и аэродинамикой, а также удлинённым фюзеляжем. Первый прототип изготовлен в 1992 году. Демонстрировался публике на Московском аэрокосмическом салоне, в Ле-Бурже, в Берлине.

Краткая история создания самолета Як-142

Что касается истории создания, то она берет свое начало от проектировки такого самолета, как Як-42, и напрямую с ней связана, поскольку новый пассажирский самолет Як-142 является дальнейшим усовершенствованием данной машины. Впервые за разработку данного проекта ОКБ Яковлева взялось в начале 1987 года. Через три года после этого к данной машине МГА выставило основные требования, которым должна была соответствовать машина. Как говорилось ранее, в проект нового лайнера были взяты основные механизмы и проработки, которые были проделаны по аппарату Як-42Д. Но новая машина имеет множество преимуществ над предыдущей версией. Кроме удлиненного фюзеляжа, самолет отличался значительно лучшими летными и аэродинамическими характеристиками.

Особенности конструкции самолета Як-142

Машина изготовлена в схеме низкоплана со свободнонесущим корпусом. Машина была оснащена Т-образным оперением. Структура фюзеляжа цельнометаллическая. Крылья аппарата имели высокую степень стреловидности и размах в 38 метров. Шасси самолета было представлено тремя опорами, носовая стойка была управляемой. Кроме того, колеса системы шасси были оснащены тормозными системами.

Что касается силовой установки, то она обладала большой мощностью, что позволяло аппарату поднимать большие грузы. На самолете были установлены три двигателя типа ТРДД Д-36. При проектировании самолета конструкторы проработали несколько вариантов пассажирского салона, за счет этого в нем могло разместиться от 39 до 120 кресел.

Планировались и такие комплектации:

  • в туристическом варианте можно было разместить от 156 до 162 пассажиров;
  • двухклассная компоновка предусматривала размещение в первом салоне 12 человек, а во втором 126 человек;
  • самолет с тремя пассажирскими салонами должен в первом салоне размещать 12 человек, во втором − 24 человека, а в третьем − 96 пассажиров.

Данной машиной управляли только два пилота.

При крейсерском полете самолет развивал скорость в 850 км/ч при высоте полета в 11 километров. Дальность полета, на которую максимально мог летать данный аппарат, составляла от 1,6 до 2,7 тысяч километров в зависимости от типа рейса. Возможны были полеты и на 5 тысяч километров при максимальной заправке.

Заказчики данной модели самолета могли самостоятельно выбирать компоновку салона и сопутствующего оборудования. При желании покупателей данный самолет можно было укомплектовать системой навигации типа GPS или системой, которая предотвращает возможность столкновения с другим воздушным судном. По условиям заказчика можно было установить и другие системы или оборудование.

В состав стандартного бортового оборудования входили следующие приборы: комплект цифрового навигационного комплекса класса ЦПНК-42, система автоматического захода на посадку и ее осуществление. Самолет был запрограммирован на 70 различных маршрутов, по которым аппарат мог летать практически самостоятельно без большого вмешательства пилотов корабля. Также была установлена пятирежимная система работы двигателей, причем их работой управляла автоматическая система, а все ее действия и показатели выводились на приборную панель в кабине пилотов. В самолете Як-142 была решена проблема продольной устойчивости при крейсерских скоростях за счет системы электродистанционного управления, она была оснащена четырехкратным резервированием.

Пассажирский авиалайнер типа Як-142 планировали серийно изготовлять на авиазаводе в городе Саратове, но из-за материальных трудностей производство так и не было начато. На данный момент существует только одна полномасштабная рабочая модель самолета Як-142, и она принадлежит компании «Лукойл».

Як-142 характеристики:

Ссылки

  • airwar.ru
Самолёты ОКБ имени Яковлева
Истребители: Як-1 · Як-3 · Як-7 · Як-9 · Як-15 · Як-17 · Як-23 · Як-25 · Як-27 · Як-28 · Як-141
Штурмовики: Як-38 · Як-38М
Бомбардировщики: Як-2 · Як-4 · Як-26 · Як-28
Транспортные самолёты: Як-6 · Як-8
Специальные самолёты: Як-44
Пассажирские самолёты: Як-40 · Як-42 · Як-142 · Як-242 · МС-21
Тренировочные и спортивные самолёты: УТ-1 · УТ-2 · УТИ-26 (Як-7УТИ) · Як-11 · Як-18 · Як-18Т · Як-21Т · Як-30 (1960) · Як-32 · Як-38У · Як-50 · Як-52 · Як-54 · Як-55 · Як-130 · Як-152
Многоцелевые самолёты: Як-12 · Як-48 · Як-58 · Як-112
Планёры: Як-14
Экспериментальные самолёты,
вертолёты и проекты:
АИР · Як-19 · Як-25 (1947) · И-26 · И-30 · Як-30 (1948) · Як-35 · Як-36 · Як-39 · Як-50 (1949) · Як-43 · Як-201 · Альбатрос · ВВП-6 · Як-7Р · В-38
Вертолёты: ЭГ · Як-24 · Як-60 · Як-100
Беспилотные: Шмель-1 · Пчела-1Т · Жаворонок-1 · Жаворонок-2 · Прорыв · Як-133БР

Отрывок, характеризующий Як-142

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
– Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
– Ты устала – постарайся заснуть.
– Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
– Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
«Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.

Яковлев як-142. фото. история и характеристики.

Самолет Як-142 являет собой пассажирский лайнер, что обслуживает ближние магистрали по перевозке пассажиров. Эта машина является модификацией самолета Як-42Д. От 42-й модели новый аппарат отличается более большими показателями и длинным корпусом экономии горючего.

Эта машина есть детищем конструкторского бюро Яковлева, первый аппарат был изготовлен в начале 1992 года. В этом же году он был представлен широкой публике в Москве и на выставках в Франции и Германии.

Краткая история создания самолета Як-142

Что касается истории создания, то она начинается от проектировки для того чтобы самолета, как Як-42, и напрямую с ней связана, потому, что новый авиалайнер Як-142 есть предстоящим усовершенствованием данной автомобили. В первый раз за разработку данного проекта ОКБ Яковлева взялось в начале 1987 года. Через три года затем к данной машине МГА выставило главные требования, которым должна была соответствовать машина.

Как говорилось ранее, в проект нового лайнера были забраны проработки и основные механизмы, каковые были проделаны по аппарату Як-42Д. Но новая машина имеет много плюсов над прошлой версией. Не считая удлиненного фюзеляжа, самолет отличался существенно лучшими летными и аэродинамическими чертями.

Особенности конструкции самолета Як-142

Машина изготовлена в схеме низкоплана со свободнонесущим корпусом. Машина была оснащена Т-образным оперением. Структура фюзеляжа цельнометаллическая. Крылья аппарата имели размах и высокую степень стреловидности в 38 метров.

Шасси самолета было представлено тремя опорами, носовая стойка была управляемой. Помимо этого, колеса совокупности шасси были оснащены тормозными совокупностями.

Что касается силовой установки, то она владела громадной мощностью, что разрешало аппарату поднимать громадные грузы. На самолете были установлены три двигателя типа ТРДД Д-36. При проектировании самолета конструкторы проработали пара вариантов пассажирского салона, за счет этого в нем имело возможность разместиться от 39 до 120 кресел.

Планировались и такие комплектации:

  • в туристическом варианте возможно было разместить от 156 до 162 пассажиров;
  • двухклассная компоновка предусматривала размещение в первом салоне 12 человек, а во втором 126 человек;
  • самолет с тремя пассажирскими салонами обязан в первом салоне размещать 12 человек, во втором ? 24 человека, а в третьем ? 96 пассажиров.

Данной машиной руководили лишь два пилота.

При крейсерском полете самолет развивал скорость в 850 км/ч при высоте полета в 11 километров. Дальность полета, на которую максимально имел возможность летать этот аппарат, составляла от 1,6 до 2,7 тысяч километров в зависимости от типа рейса. Вероятны были полеты и на 5 тысяч километров при большой заправке.

Клиенты данной модели самолета имели возможность самостоятельно выбирать компоновку сопутствующего оборудования и салона. При жажде клиентов этот самолет возможно было укомплектовать совокупностью навигации типа GPS либо совокупностью, которая предотвращает возможность столкновения с другим воздушным судном. По условиям клиента возможно было установить и другие системы либо оборудование.

В бортовое стандартного оборудование входили следующие устройства: набор цифрового навигационного комплекса класса ЦПНК-42, совокупность автоматического захода на ее осуществление и посадку. Самолет был запрограммирован на 70 разных маршрутов, по которым аппарат имел возможность летать фактически самостоятельно без громадного вмешательства пилотов корабля.

Кроме этого была установлена пятирежимная совокупность работы двигателей, причем их работой руководила автоматическая совокупность, а все ее действия и показатели выводились на приборную панель в кабине пилотов. В самолете Як-142 была решена неприятность продольной устойчивости при крейсерских скоростях за счет совокупности электродистанционного управления, она была оснащена четырехкратным резервированием.

Пассажирский самолет типа Як-142 планировали серийно изготовлять на авиазаводе в городе Саратове, но из-за материальных трудностей производство так и не было начато. Сейчас существует лишь одна полномасштабная рабочая модель самолета Як-142, и она является собственностью фирмы «Лукойл».

Модификация Як-142
Размах крыла, м 34.88
Протяженность самолета,м 38.40
Высота самолета,м 9.83
Площадь крыла,м2 150.0
Масса, кг
безлюдного снаряженного самолета 38400
обычная взлетная 57500
Тип двигателя 3 ТРДД Прогресс (Лотарев) Д-36
Тяга, кН 3 х 63.74
Большая скорость, км/ч 800
Крейсерская скорость, км/ч 750
Перегоночная дальность, км 5000
Практическая дальность, км 2700
Дальность с большой нагрузкой, км 1600
Практический потолок, м 9600
Экипаж, чел 2
Нужная нагрузка: пассажиров в одноклассной компоновке туристического класса 156 (ход кресел 810 мм), либо 162 (ход 780 мм), либо 180 (ход 750 мм). Предусмотрены кроме этого двухклассная компоновка на 138 мест (12+126) и трехклассная компоновка на 132 места (12+24+96) либо коммерческая нагрузка большая 18000 кг, обычная 14820 кг, при большом запасе горючего 9600 кг

Судьба конструктора — судьба машины: самолеты Яковлева | Цена победы | Эхо москвы

Увлекательные записи:
  • Dornier do 27. технические характеристики. фото.
  • Самолет ан-225 «мрия». фото. характеристики.
  • Самолетовождение по ортодромии с использованием курсовых систем
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

В 2001 году Харьковское национальное авиационное предприятие (ХГАПП) выпустило совсем новый экономичный вариант самолета Ан-74. 20.04.2001 на аэропорте…

Су-33 есть палубным истребителем, что был создан и изготовлен на территории РФ. Эта модель самолета есть 4-м поколением истребителей, каковые были…

Самолет Ту-121, он же изделие «С», являет собой сверхзвуковой беспилотный аппарат, что запускается без взлетной полосы, со особой пусковой установки….

Самолет «Ворон» есть проектной версией разведывательного самолета конструкторского бюро Туполева. Этот проект начат по указу Президиума Совета Министров…

ЯК-242 (МС-21) есть проектным аппаратом российского среднемагистрального самолета для перевозки пассажиров на ближние расстояния. Эксплуатационное…

Русские конструкторы спроектировали истребитель, что обозначался как МиГ-1.44. Он являл собою многофункциональную фронтовую машину нового поколения. Она…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: