Это должен знать каждый автопутешественник. Советы эксперта
Отправляясь в путешествие, возьми в два раза меньше вещей и в два раза больше денег.
Народная мудрость.
Как это ни прискорбно звучит для настоящих автолюбителей, но прежде всего следует ответить на такой вопрос. Не быстрее (или удобнее) ли запланированный путь проделать на поезде или самолете? Ну а тем, кого муза дальних странствий зовет именно за руль, предназначены следующие рекомендации.
Прошли времена, когда, собираясь, например, из Москвы в отпуск к Черному морю, автолюбитель брал с собой комплект свечей, ремень вентилятора, распределитель зажигания, полуось и, по совету бывалых, подвязывал к заднему бамперу коренной лист рессоры. Ныне список значительно короче, но все равно, учитывая качество нашего придорожного сервиса и расстояния между очагами цивилизации, кое-чем я бы все же посоветовал запастись.
Что взять с собой:
- Проверьте наличие документов всех участников пробега, а также документы на автомобиль, деньги, банковские карты.
- Запасные очки с диоптриями (если нужны) и темные очки
- Навигатор с закачанными картами на весь маршрут или карты в смартфоне, желательно работающие без доступа к Сети.
- Зарядку для смартфона. Расход энергии в условиях редкой установки сотовых вышек возрастает.
- Видеорегистратор. Устройство — как подстеленная соломка. Дай бог, не пригодится, но может спасти от финансовых потерь и даже тюрьмы. Ведь в N-ской губернии свидетели скорее найдутся у вашего оппонента, если он местный житель.
- Проверьте аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки.
- Лекарства. Помимо официальной аптечки следует взять запас индивидуальных лекарств, которые нужно принимать именно вам.
- Предметы гигиены.
- Средство для удаления следов насекомых с ветрового стекла. Вещь крайне важная, ведь порой, влетев в облако насекомых, продолжать путь нельзя из-за полного отсутствия видимости.
- Запас воды, не менее 5 л. И в радиатор, в крайнем случае, долить, и как омывайка летом сойдет, и руки помыть.
- Запас омывайки — зимой. Лучше использовать проверенную незамерзайку, взятую с собой, чем перехватить банку на обочине, которая замерзнет при температуре ниже минус пяти.
- Небольшой сухой паек в виде галет, питательных батончиков. Питьевую воду, чай или кофе в термосе либо энергетические напитки.
- Проверьте запаску, баллонный ключ, домкрат и буксирную проушину.
- Жилет со светоотражающими полосками — требование новое и в дальней дороге полезное.
- Неплохо иметь запас моторного масла, буксирный трос, ветошь.
- Лампы для фар и габаритных огней, без которых движение запрещено в темное время суток.
- Проверьте наличие секретки от колес. Возьмите с собой хотя бы пару запасных колесных болтов или гаек.
- Фонарик светодиодный со свежими батарейками.
- Набор жгутиков для ремонта шин.
- Компрессор для шин.
- Канистра с 5 литрами топлива.
- Присадка для повышения октанового или цетанового числа топлива.
- Подушка для пассажира и водителя.
- Удобная легкая обувь.
- Запаситесь приятной музыкой или захватывающей аудиокнигой, «медляк» не берите — заснете.
Манера поведения
- Отдохните перед дорогой.
- Из мегаполиса оптимально выезжать рано утром.
- Периодически отдыхайте, «беспосадочный перелет» не должен быть дольше 4 часов.
- Не пытайтесь бороться со сном. Отдохните, а лучше поспите. Лучше приехать на час позже, чем не доехать совсем.
- Заправляйтесь на брендовых заправках, не доводя до пустого бака.
- Все дела старайтесь совмещать с этими же заправками, чтобы не делать лишних остановок.
- Соблюдайте ПДД: беседа с инспектором дольше и дороже, чем рискованный обгон.
- Не зная местных особенностей, вы скорее попадете в лапы инспектора, да и они больше любят иногородних: те спешат, а значит, зачастую платят на месте.
- Слишком частые остановки невыгодны: обогнали колонну грузовиков с большим трудом и остановились сделать фото, а та же колонна уже опять впереди.
- Заранее планируйте ночлег, не дожидаясь глубокой ночи, когда доехать и 20 км до мотеля уже невероятно трудно.
Выводы
Конечно, путешествия на современном, мощном, скоростном и комфортабельном автомобиле с кондиционером — не чета поездкам в прошлом веке. Дороги постепенно становятся лучше, но все же еще недотягивают до современного уровня. И качество дорожного покрытия, и периодически вылезающие колонны сельхозтехники, и неторопливые местные жители на допотопных Москвичах и Жигулях — все это удлиняет дорогу и делает ее менее безопасной. Добавляют стрессов расплодившиеся камеры, да и сотрудники ДПС не дремлют. Поэтому путешествие на автомобиле, как и прежде, остается серьезным мероприятием, к которому нужно подготовиться как следует.
Путешествуйте подальше и подольше. Ведь только на автомобиле вы сможете увидеть все красоты нашей прекрасной страны.
Расскажите в комментариях об интересных случаях в путешествиях, когда правильная подготовка помогла или, наоборот, когда были проблемы из-за отсутствия самого элементарного снаряжения.
Заповеди автотуриста: что предусмотреть для безопасного путешествия
Как только вы впервые отправляетесь в дальнюю поездку на автомобиле, вы понимаете, что это и есть настоящая свобода и комфорт. Больше ничего не надо таскать на себе, багаж и количество приятных мелочей для благоустройства поездки ограничено только вместительностью транспортного средства. Путешествие на автомобиле – это весь мир в ваших руках! Вы сами решаете, где и когда остановиться, как изменить маршрут, что увидеть по пути и где переночевать. Причем с легкостью меняете эти планы в зависимости от своих желаний. Но при путешествии на колесах возрастают и риски. Как их минимизировать, расскажем прямо сейчас.
Особенности навигации и связи
Даже если вы опытный автотурист, у вас время от времени наверняка возникают трудности навигации в незнакомой местности. «Во время путешествий можно запросто заблудиться на дорогах, проскочить нужные съезды с трассы или повороты, – говорит технический директор сервиса МЭТР Денис Голосюк. – Само по себе это вроде бы и не очень критично. Однако подобные блуждания способны повлечь за собой другие неприятности: например, закончится топливо, придется на ходу менять маршрут, запланированные места остановок и ночёвок. А значит можно потерять деньги на бронировании отелей или кемпингов».
Вот что советует в связи с этим генеральный директор Академии водительского мастерства Александр Каминский. «Несмотря на то, что сейчас во всех смартфонах есть карты и программы-навигаторы (как требующие подключения к интернету, так и работающие автономно), я очень рекомендую иметь отдельный специализированный навигатор (а лучше пару), запасные зарядные устройства ко всем вашим навигационным гаджетам и бумажную карту, – говорит он. – Обычно мобильный интернет, без специальных подключенных пакетов и тарифов, за рубежом безумно дорогой. Забыв об этом, можно запросто «попасть» на несколько сотен тысяч рублей долга своему мобильному оператору. Поэтому перед поездкой уточните у своего оператора тарифы и подключите оптимальный для вас пакет».
Фото: diego cervo/YAY/TASS
А Денис Голосюк и вовсе советует приобретать за рубежом местную симку. «Еще на стадии планирования путешествия нужно узнать о зонах покрытия различных мобильных операторов в тех краях, куда вы отправляетесь, поинтересоваться тарифами и выбрать оптимальный для себя вариант или обзавестись туристической симкой», – говорит он.
По словам Алексея Степанова, директора по продажам в России компании Mio Technology (фирмы-производителя техника для автомобилей, в том числе навигационных устройств), актуальность карт в приложениях для навигации может различаться. Поэтому эксперт рекомендует, если вы едете в незнакомые края, далеко от городов или в другие страны, установить сразу несколько навигационных программ. Если есть возможность заранее загрузить в них карты нужных стран и регионов, то сделайте это еще дома, иначе придется искать за рубежом бесплатный Wi-Fi или тратить «золотой» мобильный интернет.
Кстати, если будете пользоваться смартфоном как навигатором, запаситесь удобным автомобильным креплением для него, чтобы не держать телефон в руках – в той же Европе за это предусмотрен большой штраф, да и отвлекаться от дороги небезопасно.
Автомобильные мелочи. Что нужно иметь с собой
Самый главный риск, отличающий автомобильное путешествие от любого другого – это возможность поломки машины. Поэтому непременно проведите диагностику автомобиля перед выездом.
«Перед дальним путешествием обязательно убедитесь в исправности основных агрегатов», – говорит эксперт по безопасному управлению автомобилем Александр Каминский. В вашем автомобиле должны быть:
- Запас моторного масла (1 л)
- Запас антифриза
- Домкрат и ключи для замены колеса
- Запасное колесо
- Насос или компрессор (лучше второе)
- Манометр
- Противооткатный упор (лучше 2)
- Буксировочный трос
- Комплект проводов для «прикуривания» авто
- Жилет со светоотражательными полосками.
Фото: Maidav/YAY/TASS
«Помимо привычных нам предметов вроде знака аварийной остановки и аптечки, во многих европейских странах требуется наличие в машине полного комплекта используемых в автомобиле предохранителей и ламп, – говорит Александр Каминский. – Я также советую возить с собой хотя бы одну запасную канистру жидкости для омывателя стекла, и жидкость для мытья стёкол с пульверизатором. Это особенно полезно летом, когда после каждого перегона приходится оттирать с лобового стекла следы сотен насекомых. Многие возят с собой также небольшую канистру с топливом. Это может спасти вас в случае, если на заправке вдруг отказываются принимать вашу карту, и наличные внезапно кончились. А в Скандинавии порой просто можно проехать несколько сотен километров и не встретить ни одной заправки. Но если вы отравляетесь за рубеж, то не забудьте узнать заранее разрешённый максимальный объём ввозимого топлива, в некоторых странах с этим строго».
Конечно, в дальней дороге могут случиться поломки, которые вы не можете или не хотите устранять своими силами. Поэтому надо еще перед поездкой выяснить, кто в этим случае сможет прийти к вам на помощь. Скачайте приложения по эвакуации и ремонту авто, найдите и выпишите телефоны локальных служб техпомощи на дороге, местных дилеров вашей марки автомобиля. Помните, что лучшая защита от любых неприятностей – хорошая информированность и понимание, что вы будете делать в случае любых неприятностей.
Юридические подробности
При поездке на автомобиле в Европу можно столкнуться с новыми для себя юридическими нормами. «Например, в Евросоюзе строжайше запрещены радар-детекторы, – говорит Алексей Степанов. – Их начинают искать в автомобиле еще при прохождении границы. Но видеорегистраторы с GPS-базой радаров разрешены, имейте ввиду. При этом в Европе не принято прятать камеры в кустах, все полицейские радары стационарны и учтены в GPS-базах. Видеорегистратор – главный помощник автопутешественника, особенно за рубежом, где турист находится в уязвимом положении. Но в ряде европейских стран регистраторы запрещены. Среди них Австрия, Германия, Люксембург, Португалия, Швейцария и Швеция. Наконец, проверьте документы. Для прохождения границы с Европой на автомобиле необходимо свидетельство о регистрации автомобиля, права с продублированным латиницей именем водителя, зеленая карта (международная страховка на машину) и диагностическая карта.
Фото: Niall Carson/PA Wire/PA Images
Узнайте все подробности о требованиях страны, в которую вы отправляетесь, советует технический директор сервиса МЭТР Денис Голосюк. О страховке, ограничениях скорости, минимальной дистанции между машинами на трассе, о местных правилах парковки и городских зонах, где ограничено движение транспорта. Что нужно обязательно иметь в автомобиле? Дорожные условия (выясните, есть ли какие-то специальные требования к движению в сложных метеоусловиях). Разузнайте, есть ли в странах, которые вы собираетесь посетить на машине, платные дороги, мосты, тоннели. Как происходит оплата – на стационарных пунктах или посредством покупки виньетки? В случае отсутствия последней на лобовом стекле, можно получить солидный штраф. Где купить виньетки? Можно ли расплатиться за проезд банковской картой или потребуется местная валюта? Ответы на эти вопросы легко найти в интернете, и они избавят вас от ненужных проблем.
Тревел-блогер и путешественница Елена Бурдюгова советует покупать страховку на автомобиль всегда, даже если ее никто не проверит. «Если в поездке вы арендуете автомобиль – внимательно осмотрите его перед приемкой и зафиксируйте все сколы на видео», – говорит она. И конечно добейтесь, чтобы все они оказались вписанными в акт приема-передачи автомобиля, один из экземпляров которого должен остаться у вас. И при возврате арендуемого авто тоже необходимо подписать такой же акт, в котором обязательно зафиксировать факт отсутствия претензий со стороны арендодателя.
Вообще при аренде автомобиля нужно быть очень внимательным и подробно изучить все детали договора в части размера арендной платы, прав, обязанностей и ответственности сторон, последствий нарушения условий договора, штрафов и санкций за причинение вреда арендуемому автомобилю. Важно также уточнить порядок действий при ДТП, технической неисправности или угоне автомобиля. Вообще паранойя при аренде автомобиля – это хорошо и правильно! Лучше предусмотреть абсолютно все и расшифровать все буквенно-цифровые сокращения в договоре, чем платить потом втрое больше: например, за навязанные услуги, о которых даже не догадывался.
Заповеди автотуриста
И напоследок – еще несколько советов для радостного путешествия, не омраченного никакими неожиданностями. Ими делится Елена Бурдюгова. «Накатав более 60 000 километров по дорогам Европы, США и Северной Африки, я определила для себя несколько правил, которые позволяют быть готовой к любым обстоятельствам», – говорит она.
Оценивать не только расстояния по маршруту, но и возможные задержки из-за пробок, пересечения границ или качества дорожного покрытия. Например, граница с Грузией летом может отнять от 4 до 15 часов времени, а горный серпантин увеличит длительность пути минимум в 2 раза. В интернете легко найти информацию о пробках на границе, есть даже группы «стояльцев» и им сочувствующих в социальных сетях. Что до качества дорог, то по многим регионам можно прочитать отзывы о длительности маршрутов и их проходимости.
Фото: Maidav/YAY/TASS
Бронировать гостиницы в популярных городах нужно заранее, но с возможностью бесплатной отмены или только в тех пунктах, в которые вы точно доберетесь в срок. С одной стороны, если не бронировать, то можно остаться на обочине и ночевать в машине где-то под Мюнхеном, а если бронировать – можно не успеть доехать или просто потерять деньги в случае изменений в маршруте. После того, как однажды мне довелось приехать к закрытым дверям отеля под Кельном, я всегда смотрю время заселения, и звоню в отель заблаговременно, если заезд планируется после 10 часов вечера.
Продумывать места для парковки. Идеально, если у вашего отеля будет собственный паркинг, но если нет, то лучше поискать охраняемую парковку, чтобы не попасть на огромные штрафы.
Вовремя делать перерывы на отдых. Когда я путешествовала одна, то каждые 2-3 часа делала остановки, чтобы размяться, перекусить и отдохнуть, и через 10-12 часов старалась дать себе хотя бы 4-5 часов сна. Теперь мы с мужем рулим по очереди, и это сильно облегчает дорогу.
Технический директор сервиса МЭТР Денис Голосюк напоминает о возможности столкнуться в пути с воровством, подставами и разводами. «Больше всего начинающие автотуристы беспокоятся о криминальной обстановке в местах, куда они собираются, а также по дороге туда и обратно. Чаще всего их страхи бывают преувеличены, но и совсем пренебрегать мерами предосторожности не стоит, – говорит он. – Как и в отношении других потенциально опасных ситуаций, здесь лучше всё разузнать заранее, чтобы быть готовым правильно действовать». Общие советы тоже хорошо известны.
- Оставляя автомобиль даже на короткий срок, убирайте все хоть сколь-нибудь ценное из салона.
- Не оставляйте детей одних в автомобиле, даже если вы планируете это сделать на несколько минут.
- Сделайте копии всех документов (паспортов, медполисов, документов на автомобиль) в нескольких экземплярах и положите отдельно от документов.
- Имейте при себе лишь небольшое количество наличных. Не храните деньги на одной карте, а карты – все вместе. Выясните, действуют ли ваши банковские карты на территории государств, по которым проходит маршрут, и какова комиссия за снятие наличных.
- Никогда не оставляйте ключи в замке зажигания.
- Во время езды в «сомнительных» местах держите двери и окна закрытыми, особенно, если на заднем сиденье есть вещи.
- Не останавливайтесь, если вас явно к этому провоцируют, двигайтесь дальше и звоните в экстренную службу или полицию (ведь вы же позаботились о связи, не так ли?).
Кстати, обязательно возьмите с собой второй комплект ключей от машины и всегда держите его при себе (не оставляйте его в машине). Всякое может случиться, и оказаться за несколько тысяч километров от дома, в другой стране, снаружи от запертого автомобиля, в котором все ваши вещи, деньги и документы – не самая приятная перспектива.
Подводя итог, хочется сказать, что готовясь к худшему, вы обеспечиваете себе безмятежную, чистую радость летнего путешествия. Поэтому не ждите беды, но старайтесь продумывать и планировать всё заранее. Настройтесь на путь как на новое приключение и ко всем неприятностям в дороге относитесь соответственно. Главное – не спите за рулём!
25 вредных советов, как спланировать самое худшее автопутешествие
Спланировать идеальное путешествие — дело нехитрое. Статей на эту тему — вагон и маленькая тележка, бери и читай. Но разве жизнь была бы такой интересной, если бы не ошибки, любимые грабли и просчёты? Устали от предсказуемости поездок? Сейчас я вам дам несколько вредных советов, которые вполне себе способны превратить любое автопутешествие в насыщенное, запоминающееся приключение, которое оставит вас без денег и настроения.
Большая часть этих советов родилась из моего собственного бесценного опыта. С удовольствием вручаю вам свои грабли — авось, когда-нибудь на них тоже наступите.
Начну с планирования поездки.
Планирование
1. Никогда не планируйте маршрут заранее. Особенно, если у вас ограниченное время поездки — неделя или две. Времени — вагон, по пути разберётесь, куда и зачем ехать. Тайминг — для дураков. Самые тупые из них, как я, пользуются программой Google Earth, отмечают точки и через экспорт (файл KMZ/KML) переносят их в программу-навигатор MAPS.ME на смартфоне. Очень бесполезный сервис rutraveller.ru — там отмечены точки народных достопримечательностей. Но вам-то они зачем? Эйфелева башня и так все знают, где находится. Расставлять приоритеты достопримечательностей — такая же напрасная потеря времени.
2. Не читайте специализированные форумы, вроде Винского — полезного там мало. Будьте первооткрывателями! Мало ли где люди уже побывали — ваш опыт бесценен! Однажды я воспользовался этим советом, долго ехал в румынских Карпатах по Трансфэгэрашскому шоссе, чтобы пересечь хребет, и уткнулся в тупик. Оказалось, что в горах в мае еще лежит снег и дорога открывается только в конце июня.
3. Не стоит узнавать заранее про особенности ПДД и правила ввоза автомобилей в ту страну, куда собираетесь. Поверьте, всё везде как у нас. А если к вам вдруг пристанут с требованием выдернуть шипы из зимней резины где-нибудь в Польше, или содрать тонировку задних стёкол в Азербайджане — просто шлите лесом, полицейские и пограничники неправы.
4. Рассчитывайте в день проезжать по 1000 километров — быстрее доедете. К примеру, однажды я возвращался из Крыма домой и 2000 км проехал за 28 часов без остановки и ночёвки. Это было круто! Неопытные путешественники обычно планируют дневной пробег не более 600 км, а с остановками на осмотр достопримечательностей по пути — 250-300 км.
5. Выбирайте всегда самый крупный в стране город для ночёвки — в цивилизации всегда удобнее. И лучше всего заезжать в него в конце утомительного дорожного дня вечером, в 17-18 часов, когда в городе меньше всего пробок. Как здорово в конце дня покататься по узким улицам в поисках нужного адреса! Романтика!
Итак, маршрут не спланирован, приступаем к подготовке.
6. Не делайте МВУ (международное водительское удостоверение, книжка-перевод национальных прав) — лишняя трата денег. Особенно, если у вас права старого образца (до 2011 года).
7. Не берите в дорогу наличку — сейчас 21-й век на дворе и везде можно расплатиться картой. А если нельзя, то в любой деревне стоят банкоматы — снимете.
8. Все свои вещи укладывайте в одну большую тяжёлую сумку — всё пригодится. Слабаки, которые не способны каждый вечер доставать чемодан из багажника и переть его по лестнице в номер или квартиру, самые необходимые вечером и утром вещи кладут в маленькую сумочку, которую и берут с собой.
9. Не стоит распечатывать маршрутный лист с адресами, картами и контактами жилья — 21-й век опять же, зачем бумагу тратить. Смартфоны и планшеты — техника надёжная и в самый ответственный момент никогда не подводит.
10. Не покупайте страховку жизни и здоровья — что плохого может случиться в дороге? В крайнем случае, просто оплатите медицинские услуги на месте — в Европе и других странах они недорогие.
11. Всегда пользуйтесь российскими симками в роуминге — это очень дёшево! Те, кто не знает об этом (вроде меня), пользуются туристическими («Дримсим», например) и SIP-клиентами-приложениями, вроде eMotion (при подключенной услуге Мегафон.Мультифон).
12. Не берите с собой трос, запас жидкостей и всякие там расходники, типа лампочек — у других водителей на дороге этого добра навалом, спросите.
13. Не берите в дорогу развлечения для детей — им будет очень интересно просто смотреть в окно! Нечего баловать их всякими читалками, мультиками на планшетах, играми и аудиосказками.
Решили не ехать на своей машине, а взять в аренду?
Аренда авто
14. Берите в аренду в самой первой попавшейся компании с мировым именем. Там точно будет дешевле и по условиям выгоднее. То, что на кредитке сумму франшизы в 300-400 евро заблокируют — не беда, у всех так. А о том, что кроме Hertz и Europcar могут быть десятки местных прокатных контор, знать не нужно. Да и связываться с ними тоже — они берут налом, без всяких франшиз и ограничений, с полной страховкой. Подозрительные ребята.
15. Взяли в аренду? Нет нужды проверять страховку и другие документы на машину — надо доверять людям. Когда-то давно я взял машину в Черногории и поехал на ней в Боснию. На границе оказалось, что страховка выписана на другую машину — не проблема, всегда можно договориться с пограничником.
16. Не проверяйте в прокатной конторе, есть ли в машине запасное колесо, баллонный ключ, который подходит ко всем гайкам и работающий домкрат. Если что, просто вызовете эвакуатор. В горы.
17. Не проверяйте и не фиксируйте повреждения на арендованной машине — если хозяин сказал, что всё ОК, то так оно и есть. Если что, то потом при возвращении оплатите чужие царапины, делов-то.
18. Всегда выбирайте хорошо просматриваемую снаружи машину — вам нечего скрывать от людей. А вещи оставляйте на видном месте. Я скрытный человек, поэтому люблю, когда мои драгоценные вещички лежат под железной крышкой багажника, а на заднем сиденье не валяется ноут.
Машина не заправлена, ничего не готово — в путь!
Путешествие
19. Зачем брать отели на ночь, если можно как следует поспать в машине? Экономия на лицо! Старые, немощные путешественники же любят поваляться на кроватке, расправить свои кости и всласть выспаться. А вам, молодым, этого не нужно — усталость никогда не накапливается и на вождение на следующий день никак не влияет.
20. Бросайте машину в городе где хотите — знаки придумали для дураков. Все эти запрещающие парковку разметки не работают — ничего с машиной не случится. Я сам проверял в Софии: подумаешь, блокиратор колеса поставили. За 1000 рублей как поставили, так и сняли.
21. Не пристёгивайтесь ремнями, если доехать всего 50 метров. А полицию, которая в туристических местах специально пристально наблюдает за приезжими, шлите лесом. Был у меня такой случай в Грузии, когда в Степанцминде отъехали от парковки на 10 метров, на ходу пристёгиваясь ремнями, как за нами увязался полицейский джип с мигалками. Они до этого стояли неподалёку и, видимо, просто пасли нас. Начал движение без ремня — формально штраф. Ну, 1000+ рублей сегодня не деньги. Подумаешь…
23. Перекусывайте в придорожных кафе — это вкусно и удобно! Лучший кофе, как известно, на дороге. Забудьте про всякие там сумки-холодильники и продукты из магазина. Еда в придорожных кафе — лучшая, а для отравлений с паразитами всегда есть аптечка.
24. Не пользуйтесь туристическими приложениями в смартфоне — язык до Киева доведёт. Лично я привык узнавать дорогу у навигатора, а том, где остановиться на ночь — в приложениях Hostelworld, AirBnB, Hotellook, Booking и Суточно.ру. Про поесть спрашиваю TripAdvisor и Foursquare, а лучшие места для фоток ищу в MAPS.ME и ViewPointer.
25. Всегда доверяйте навигатору — техника не обманет, я уже говорил об этом. Хотя бывает иногда, когда навигатор предлагает спрыгнуть с развязки, поехать по встречке или пересечь реку вброд. Но это не страшно и только добавляет куража к замечательному путешествию!
И последний бонусный совет тем, кто дочитал ко конца.
Не спешите путешествовать сейчас, пока молодые. Торопиться некуда. Поработайте до старости, скопите побольше денег, передайте дела молодому преемнику и отправляйтесь покорять мир! Возможностей путешествовать в старости у вас будет намного больше, чем сейчас!
Спонтанной вам поездки
PS. Я что-то пропустил? Накидайте в комментариях парочку вредных советов от себя!
Как организовать комфортное автопутешествие: 10 советов от читателей Т—Ж
Делать разминки в пути, экономить время на стоянках в кафе, не путешествовать в кредит
В комментариях к статье про подготовку к поездке на машине читатели Т—Ж дают водителям много полезных рекомендаций.
В этой подборке — десять советов, которые помогут сделать автопутешествие комфортным: взять все самое необходимое, сэкономить время в дороге и избежать неприятных неожиданностей в пути.
Это комментарии читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Поделюсь личным опытом. Я путешествовал в 2019 году в Беларусь — 2100 км, в 2022 году в Геленджик — 4850 км, в 2022 году в Мурманск и Териберку — 3000 км. Периодически катаюсь в Карелию, сам из Санкт-Петербурга.
Как советовали в статье Т—Ж, для начала надо сделать ТО или хотя бы проверить полную исправность авто: чтобы зимой работала печка, летом — кондиционер и так далее.
Вот что еще советую сделать:
- Позаботьтесь о максимальном комфорте для водителя и пассажиров, чтобы сидеть было удобно. Пригодятся подлокотники, подушки и прочее. Все ходовые вещи — салфетки, вода, снеки — должны быть под рукой.
- Возьмите не только запаску, но и другие расходники: лампочки, дворники. Я всегда беру пару канистр бензина: пригождается редко, но на всякий случай. Особенно это актуально для трассы М11.
- Обеспечьте средства помощи как своему авто, так и другим: возьмите трос, набор инструментов, ремкомплект для шин, крокодилы-прикуриватели , светоотражающие жилеты.
- Планируйте перегоны. Тут опыт может быть разным, но лично я независимо от расстояния стараюсь делать перегоны только днем и не более 8—9 часов . За это время 2—4 раза останавливаюсь на отдых, заправку, перекусить, погулять. Для меня лучше ехать дольше, но увереннее, чем гнать и приезжать как выжатый лимон. К тому же поездка в темное время суток по неосвещенной двухполосной трассе — малоприятное занятие, особенно в дождь или метель.
- Продумайте, что будете слушать в дороге. Радио ловит только в городах, мобильный интернет для прослушивания стриминговых сервисов на трассах есть не всегда. Тут и пригодятся старые добрые флешки, диски или просто скачанная на телефон музыка.
Чаще останавливайтесь и делайте зарядку, в идеале каждый час. Для себя я понял, что больше 700 км в день проезжать нет никакого смысла: весь день в дороге, сильнее устаешь, не остается времени погулять в новом городе.
А еще на юге темнеет в 20:00, и желательно строить маршрут так, чтобы быть в точке назначения не позднее 18:00—19:00 . Возможно, придется трогаться в путь пораньше, чтобы не ехать в сумерки или при закатном солнце, которое светит в глаза.
При малейших симптомах усталости на больших перегонах нужно останавливаться и спать хотя бы 15—20 минут . Мне как-то пришлось одному, без семьи, гнать из Грузии. Жара была невыносимая: +42 °С в тени. На пути от Владикавказа до Воронежа я два раза останавливался поспать на 15—30 минут . Свежесть после этого неимоверная, мозг успевает перестроиться. Если едешь с семьей, можно выгнать их на 20 минут погулять вокруг машины.
Надо быть очень-очень внимательным: сон наступает мгновенно. Человек может быть уверен, что не уснет и все в норме, но это не так. Я как-то на АЗС прикрыл глаза, провалился, открыл — думал, наверное, минут пять прошло. А прошло 35! Но после этого следующие часа два едешь, как будто поспал ночь. Сосредоточенность колоссально другая. Всем горячо советую не пренебрегать таким отдыхом в пути: это может спасти жизнь.
Я несколько лет подряд езжу из Москвы либо в Крым, либо на Кавказ. В половине случаев добираюсь от места до места за раз, как правило, на обратной дороге. 1800 км — это 20—22 часа чистого времени. По пути туда промежуточная точка — Ростов-на-Дону . Путь из Москвы до Ростова обычно занимает 11 часов.
Главное — спланировать поездку так, чтобы избежать пробок и большого потока. Поэтому выезжать из Москвы лучше не позже 4 утра, а возвращаться в столицу всегда после полуночи.
Рекомендую брать пять литров питьевой воды и многоразовые бутылочки, термос с чаем или кофе. Лучше подготовить перекус в термосумке на первые сутки дороги, только не скоропортящийся. Можно взять яблоки. Остановки в кафе каждый раз, чтобы выпить кофе, позавтракать или пообедать, отнимают очень много времени.
Ездили в Анапу через Ростов-на-Дону на машине. Автохолодильник — очень крутая вещь для дальней дороги летом. Гораздо приятнее ехать, если под рукой всегда прохладная вода и мороженое.
Холодильник нужен, чтобы экономить на продуктах, вкусно и полезно питаться домашней едой, а не тем, что продают в придорожных кафе. Я свой холодильник купил немного подержанным за 2500 Р , езжу с ним второй год, и он давно окупился.
Мы ездим по 300—400 км в день, максимум 500. Не любим сильно уставать: уже тупеешь в пути. По возможности лучше не забивать салон вещами: так легче дышится. Не стоит брать попутчиков и знакомых, уж извините. И лучше заранее делать остановки, чтобы подзаправиться: иногда бывало, что на протяжении сотен километров заправок нет.
Самые очевидные советы, но без них никуда: заряжать внешние аккумуляторы, взять на всякий случай атлас автомобильных дорог в бумажном варианте, воду, салфетки, побольше наличных, для детей — новые игрушки, для всех собрать аптечку, надеть удобную одежду и обувь.
Если едете не в Краснодар, а дальше, не нужно ночевать в этом городе: на въезде в него пробки. Мы по неопытности думали там отдохнуть, но на самом деле было бы лучше из Ростова-на-Дону ехать сразу в Красную Поляну. И вообще, заложите на Ростов-на-Дону хотя бы денек: город красивый, еда вкусная.
Как-то сидели в Керчи и ждали редкую запчасть с материка. Порвало пополам гайку фиксации топливного насоса — при заправке бензин лился не столько в бак, сколько на асфальт под ним. От такой ситуации, как у нас, не особо застрахуешься.
Пока сидели и ждали вердикта по машине в автосервисе, туда приехала женщина с двумя детьми. У нее треснуло ухо крепления коробки передач, а ехать ей до Санкт-Петербурга . Стоимость ремонта — около 12 000 Р . Усугублялось все тем, что денег у нее в обрез, да и те взяты в кредит. Она, естественно, согласилась на починку. Но, видя, как она в слезах звонит знакомым и просит денег, я сделал для себя однозначный вывод: никакого отдыха в кредит и всегда иметь запас денег на всякий случай. Если случится что-то непредвиденное, в первую очередь не расстраиваться и с трезвой головой решать возникшую проблему.
Читатели путешествуют. Воспоминания о самых впечатляющих поездках
Мне нравится путешествие на автомобиле именно как процесс. То есть вот эти варианты «встали в 4, без остановок едим готовые бутерброды на ходу, чтобы быть на месте как можно раньше» – нафиг. Чтобы было быстро – бери самолёт. А на машине это как часть путешествия, то есть поездка на машине ради поездки на машине, а не ради какой-то выгоды. Можно и нужно останавливаться по пути, поесть на заправке, посмотреть по сторонам, размяться, чуть проветрить мозг от монотонности. А не садиться и как дальнобойщик на перегонах из последних сил.
Ахахахах, написал “СОВЕТ № 2” и спустя неделю жахнул 1 100 км за 13 часов, конечно с остановками каждый час, но все же. Что я могу сказать. Массажист взял 1 200р за прием и после такой дороги мне понадобилось 3 сеанса массажа чтоб снова чувствовать себя человеком.
Месяц назад ездили на Байкал (
4000км в обе стороны). Для нас приоритетом было не тратиться на жилье, поэтому одолжили машину, в которой можно комфортно спать каждый день. Еще и сэкономили на бензине (гибрид) – расход 7-8л на сотку. Всем советую иметь отца с такой машиной!
Лучшее, что стоит взять с собой в долгое автомобильное путешествие – второго водителя.
Алёна, Для подавляющего большинства, путешествия на машине – это и есть поездки в другой город по асфальтированной дороге (в крайнем случае в конце чуть хорошей грунтовки), где бы город/поселение не находился: в области, в другом регионе или стране. А говны и испытания внедорожных качеств автомобиля – это интересует относительно небольшую категорию автомобилистов.
Ездить на автодоме.
Все правильно написано!
Есть ещё один 100% лайфхак-это автомобильный фонарик.
Он должен быть обязательно!
Если путешествие длинное нужно расчитывать свои силы: 2 дня в дороге, даа дня останавливаетесь в одном месте гулять, и так далее.
Регулярно ездим в Абхазию, там родня. В этом году впервые муж и сын поедут не машиной, а поездом, но с собой берут электросамокат, который мужу дают бесплатно на время поездки. В Абхазии без средства передвижения некомфортно – до моря и источников нужно добираться минут 20-30.
Когда ездили машиной, освоили несколько лайфхаков. Не буду повторять уже написанное в статье, добавлю свои.
Аптечка. Брали ее в прямоугольной термосумке с ручками, внутрь вставили по размеру пластиковый контейнер. Внутри в пакеты рассортированы лекарства по типам проблем (простуда, пищеварение, боль и пр.). Легко найти и можно быстро вытащить.
Прозрачные плоские контейнеры. Удобно ставить один на один и в багажник, и в салон, видно, что внутри. Паковали туда всё практически: одежда, походный запас еды (крупы, консервы, печенье, специи и пр.), походная посуда, мелочи, полотенца и купальники/плавки. Удобно искать, удобно на месте выгружаться или брать с собой. На источники и на море просто брали контейнер с полотенцами, плавками и шлепками, туда же потом возвращали. Машина в итоге чистая, по возвращении сразу понятно, что стирать, возвращается туда же.
Отдельный открытый контейнер под перекусы в дороге. Ставили сзади рядом с сыном: почищенные морковки, яблоки, мелкие огурцы-корнишоны, злаковые батончики + в ногах упаковка мелких бутылок с водой. Я не поклонник сладостей в дороге, овощи-фрукты идут на ура на безрыбье.
Ещё в одном контейнере то, чем можно ребенку заняться в пути помимо гаджетов: книги тонкие и толстые по паре штук, головоломки в большом количестве, карандаши простые и бумага (морской бой, балда и виселица + порисовать).
Как узаконить перепланировку в новостройке
Достраиваем гардеробную по закону
Вот сдал вам застройщик новую квартиру со стенами.
Вы подписали акты и оформили право собственности. А потом решили сделать в коридоре гардеробную. Просто так построить стену нельзя: надо делать перепланировку.
По закону любые новые стены в квартире надо узаконить в БТИ и районном отделе архитектуры. На новые стены получают техпаспорт, и тогда перепланировка законна.
Зачем согласовывать перепланировку
Эта процедура нужна с одной целью: чтобы жильцы не построили у себя в квартире чего-то такого, от чего рухнет весь дом. Есть риск, что новые стены создадут лишнюю нагрузку на что-то важное, дом покосится и упадет. Или жилец решит разобрать кусок стены, а там вентиляционный короб или трубы. Государство не доверяет жильцам вопросы архитектуры многоквартирного дома — и правильно делает.
В реальности согласовывают перепланировку далеко не всегда: слишком много бюрократии, пройти которую выйдет дороже. Чаще всего просто на этапе ремонта зовут бригаду, самостоятельно всё строят и спокойно живут. Перепланировка получается незаконной.
Если о незаконной перепланировке узнают, то собственника оштрафуют на 2500 рублей и потребуют за свой счет всё вернуть как было. Если собственник не вернет, квартиру отберут и выставят на торги. В этой ситуации всем плевать на право собственности: собственник получит только сумму с торгов за вычетом расходов на их проведение.
Чтобы такого не произошло, важно делать перепланировку по закону. Сегодня разбираемся, как сделать перепланировку и узаконить ее. В отдельной статье напишем, что делать, если вы уже всё перестроили, а документы не собирали.
Перепланировку делают в три этапа:
Закажите проект перепланировки
Проект перепланировки заказывают в компании, у которой есть допуски СРО на выполнение проектных работ. СРО — это саморегулируемая организация, по факту — реестр всех порядочных строителей. Раньше строителям выдавали лицензии на проектирование, а теперь выдают допуск на проектирование, свидетельство о допуске и вносят в реестр этой СРО .
Чтобы убедиться, что у компании действительно есть допуски СРО , запросите у них свидетельство о допуске к работам. В свидетельстве посмотрите, в какой СРО состоит компания и за каким номером в реестре она числится.
Найдите сайт этой СРО и проверьте, есть ли в реестре членов интересующая вас компания. Если всё в порядке, несите им техпаспорт квартиры и заказывайте проект. Проект перепланировки нужен, чтобы в отделе архитектуры убедились, что перекрытия способны выдержать нагрузку, которую создадут ваши дополнительные кирпичи.
Пока вам в компании сделают проект перепланировки, пройдет 5 дней. В случае с гардеробной проект стоил бы 5 тысяч рублей. Некоторые компании берут дороже, некоторые дешевле. Ограничений цен и сроков нет, так что ищите компанию, которая устроит именно вас.
Компания согласовывает и готовит техническое заключение о допустимости и безопасности работ по перепланировке. Это заключение вы получаете вместе с готовым проектом.
Согласуйте проект с местной администрацией
Готовый проект надо предоставить районному отделу архитектуры. Кроме проекта возьмите с собой такие документы:
С собой на всякий случай берите и оригиналы, и копии
- Заявление на перепланировку.
- Eсли собственников несколько — их письменное согласие на перепланировку, заверенное у нотариуса.
- Договор долевого участия и акт приемки-передачи квартиры, если квартиру покупали по ДДУ, или договор купли-продажи.
- Согласованный проект перепланировки.
Правильное название — «заключение о техническом состоянии конструкций здания и возможности производства планируемых работ»
У вас могут запросить свидетельство о праве собственности и техпаспорт на квартиру. Если они на руках — проще отдать. В противном случае можно не приносить, а выучить фразу: «В соответствии с частью 2.1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации вы запрашиваете эти документы самостоятельно — в рамках межведомственного взаимодействия».
После этого в местной администрации вам выдадут расписку, что приняли ваши документы. Если всё в порядке, через 45 дней вам выдадут разрешение на проведение работ. Если нет, придется переделывать проект или судиться с отделом архитектуры.
В некоторых регионах срок согласования отличается. Например, в Новосибирской области это не 45, а 48 дней. Чтобы узнать точный срок, обратитесь в отдел архитектуры или МФЦ
Разрешение не выкидывайте: оно понадобится для согласования готовой перепланировки.
Строительство
Дальше стройте гардеробную точь-в-точь по проекту, который вам сделали. Если что-то не будет соответствовать проекту, комиссия администрации не примет у вас перепланировку — придется перестраивать. Это опять же важно, чтобы ваш дом выдержал дополнительную нагрузку и не сломался.
Если будете нанимать бригаду, укажите в договоре, что ваш подрядчик строит гардеробную из материалов по проекту заказчика. Лучше всего перечислить материалы и их количество: это потом докажет, что вы построили гардеробную в соответствии с проектом.
Когда построите гардеробную, вызывайте кадастрового инженера из БТИ . Он сделает замеры, чтобы в БТИ вам оформили новые технический паспорт и технический план на диске. В версии на диске кадастровые инженеры запишут изменения, которые произошли с вашей квартирой. Это платная услуга. В государственных БТИ стоит 2500 рублей и занимает 7 дней. В частных сроки и стоимость бывают любыми. Мы обратились в одну такую компанию, нам обещали сделать паспорт, план и справку за 4200 рублей и 5 дней.
Согласование перепланировки и новые документы
С новым техническим паспортом и справкой о факте перепланировки обращайтесь в администрацию района. Вам назначат приемочную комиссию, которая проверит, всё ли в вашей перепланировке соответствует проекту, который вам согласовывали. Если всё в порядке, вам выдадут акт о перепланировке и решение администрации о том, что перепланировка выполнена законно и согласно проекту.
Обжалование отказа
Администрация может отказать вам в согласовании перепланировки. Вы вправе обжаловать такой отказ в суде. Для этого нужно подать в суд исковое заявление.
Заявление будет называться «О признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства или перепланировки помещения в многоквартирном доме». Его подают в районный суд по вашему месту жительства или по адресу администрации, которая вам отказала. На обращение в суд будет три месяца с того дня, когда вам стало известно об отказе в согласовании перепланировки.
В заявлении укажите наименование и дату принятия оспариваемого решения. Напишите, что отказ в согласовании переустройства нарушает ваши жилищные права.
К заявлению нужно приложить:
- Квитанцию об уплате госпошлины в размере 300 рублей. Инвалиды первой или второй группы освобождены от уплаты госпошлины.
- Копию решения об отказе в согласовании перепланировки.
- Копии правоустанавливающих документов на квартиру. Это, например, договор участия в долевом строительстве, договор купли-продажи, договор дарения.
- Копии документов БТИ: технический паспорт, поэтажный план и экспликацию до или после перепланировки. Это отдельные документы. БТИ обычно сначала делает техпаспорт, а потом к нему выдает поэтажный план и экспликацию.
- Копию проекта перепланировки квартиры.
- Копию договора с проектной организацией.
- Копии заключений компетентных органов: Роспотребнадзора, СЭС, архитектурно-планировочного управления и пожнадзора. Эти ведомства проверяют, что проект соответствует градостроительным нормам. Заключения обычно получает компания, которая делает проект, и прикладывает к нему.
Можете приложить и другие документы, подтверждающие вашу позицию.
Когда суд вынесет решение, оно должно вступить в законную силу. После вступления в законную силу вынесенного в вашу пользу решения суда вы сможете обратиться в регистрирующий орган, чтобы ввести в эксплуатацию квартиру в перепланированном виде.
Ввод в эксплуатацию и кадастр недвижимости
Дальше надо заново ввести квартиру в эксплуатацию. Для этого подготовьте копии:
- заявления о том, что был составлен акт приемочной комиссии по форме № 2;
- паспортов собственников или доверенности;
- решения администрации района о том, что перепланировка согласована;
- нового техпаспорта.
Приносите копии в администрацию района, оригиналы возьмите с собой: копии заберут, но сначала сверят с оригиналом. В итоге через 30 дней вам выдадут разрешение на ввод в эксплуатацию.
Теперь перепланировка узаконена, а информация о ней записана в государственный реестр. Поздравляем!
Перепланировка квартиры в 2022 году
Ломать – не строить
О том, что перепланировку или переоборудование в квартире надо согласовывать, большинство наслышано. Но делают это далеко не все, предполагая, что обойдутся без лишней бюрократии или узаконят преобразования как-нибудь потом.
В большинстве случаев, если проведенный ремонт не нарушает санитарных и строительных норм, не грозит жизни и здоровью соседей и не представляет опасности для конструкции дома, его реально узаконить и постфактум. Проблемы возникают, когда при перепланировке нарушаются действующие нормы. И ее вам не согласуют ни при каких обстоятельствах.
Как становится известно о нарушениях? Ситуаций, в которых чаще всего возникают проблемы, как правило, две.
Первая – жалобы соседей, за которыми следует проверка жилинспекции. Случаи, когда из-за слишком безбашенного ремонта в отдельно взятой квартире по всему дому шли трещины или даже случались обрушения перекрытий (были даже жертвы, хотя и единичные), увы, известны.
Вторая – продажа квартиры. В большинстве случаев жилье сейчас покупается по ипотеке. Банк не примет в качестве залога жилье с неузаконенной перепланировкой. Как это выяснится? Очень просто: среди пакета документов обычно присутствует план БТИ, а несоответствия в планировке там будут отмечены красными линиями – зримо и наглядно.
Какие штрафы действуют за перепланировку квартиры
НАША СПРАВКА
Переустройство согласно Жилищному кодексу предполагает замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования. Скажем, если вы меняете ванну на душевую кабину (не двигая при этом стены) – это переустройство.
Перепланировка предполагает изменение конфигурации помещения. Скажем, если вы из однушки делаете квартиру-студию, объединив кухню с комнатой аркой (напомним, это возможно только в домах с электроплитами) – это перепланировка.
Как узаконить перепланировку квартиры
Схема действий такая:
1. Надо получить в БТИ техпаспорт квартиры.
2. Далее отправляетесь за консультацией в жилинспекцию (или многофункциональный центр, если нужные услуги можно получить через него). С собой возьмите план БТИ, документы о собственности и проект перепланировки. Вам скажут, можно ли задуманные преобразования осуществить, не нарушая закона, и что для этого нужно.
3. Подаете заявку, ждете, пока ее рассмотрят (в среднем около месяца). После одобрения начинаете делать ремонт.
4. Когда работы завершатся, вызываете приемочную комиссию. Если все ОК, в техпаспорт квартиры вносятся нужные изменения.
Важно: Не шуми и не мусори
Проблемы с законом при ремонте могут возникнуть не только из-за перепланировки.
Закон о тишине. В Москве нельзя шуметь при проведении ремонта с 19.00 до 9.00, а также с 13.00 до 15.00 и, кроме того, в выходные и праздничные дни. Исключение – новостройки, там шумные работы дозволяются в течение всех первых полутора лет со дня ввода дома в эксплуатацию. Штраф за нарушение – 1 – 2 тыс. рублей.
Строительный мусор. Просто оставить его во дворе или выкинуть в обычный контейнер нельзя. Нужно заказать услугу вывоза мусора в специализированной компании. Не везде за этим следят, но в столице нарваться на штраф (1,5 – 2,5 тыс. руб.) реально. В любом случае хорошо, если вывоз мусора уже входит в перечень услуг, которые вам взялась оказать строительная бригада или, скажем, установщики новых окон.
Чего делать нельзя
- Сносить несущие конструкции или нарушать их стабильность.
Расширять площадь санузла или ванной за счет жилых комнат, переносить кухню на место жилой комнаты («мокрые» помещения не должны находиться над жилыми комнатами у соседей).
Объединять кухню, в которой находится газовая плита, с комнатой (можно, если на кухне электроплита).
Сносить или нарушать работу общедомовых радиаторов и примыкающих к ним труб, переносить стояки, переносить радиаторы водяного отопления на лоджию – при этом могут возникнуть проблемы с отоплением по всему стояку (заметим, что устанавливать электрические радиаторы или устраивать теплые полы с электрообогревом на лоджии можно – это скажется только на ваших счетах за электроэнергию, но никак не ухудшит жизнь соседей).
Делать водяные теплые полы с подключением к общедомовым системам отопления или горячей воды (можно – теплые полы с электрообогревом).
Расширять балкон за счет жилых комнат (можно сделать вместо дверей арку шириной до 1 метра).
Нарушать деятельность вентиляционных систем дома (сносить вентиляционный короб или уменьшать его размер).
Присоединять к своей квартире чердак, если он не находится в вашей собственности, или общий коридор, или какие-то другие общедомовые помещения.
Как узаконить перепланировку квартиры: советы юриста
Ремонт — дело долгое, хлопотное, дорогостоящее, а порой и непростое с юридической точки зрения, если хозяева решили не просто переклеить обои, а кардинально поменять облик помещения. Все дело в том, что, к сожалению или к счастью, собственник не может вносить конструктивные изменения, исходя только лишь из собственных пожеланий. За получением разрешения на серьезную переделку придется обратиться в компетентные органы, потратив на это немало времени и сил. Если вы уверены, что игра стоит свеч, то эта статья — для вас.
Какую перепланировку можно и нельзя делать? Как узаконить уже сделанную перепланировку квартиры, какие понадобятся документы, сколько это будет стоить? На эти и другие важные вопросы журналисту ФАН ответила юрист Евгения Галкина.
Что такое перепланировка
Евгения Галкина обращает внимание, что пункт 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет перепланировку помещения в многоквартирном доме как изменение имеющейся конфигурации с необходимостью последующего внесения соответствующих корректировок в техпаспорт.
Понятие перепланировки может подразумевать под собой следующие виды работ:
- снос или перемещение межкомнатных перегородок;
- обустройство новых или перенос в другое место действующих дверных проемов;
- объединение или разграничение комнат;
- перепланировка и перенос мокрых зон (кухни, санузлы);
- увеличение жилплощади за счет вспомогательных помещений, расположенных за пределами квартир (вестибюли, лестничные площадки, тамбуры, холлы, лестничные проемы и т.д.);
- перепланировка действующих тамбуров.
ВАЖНО! Согласно п. 1.7.3 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» категорически запрещено вносить любые изменения, которые тем или иным образом нарушают права и ухудшают условия проживания других жильцов. Нарушителей могут оштрафовать и даже заставить вернуть помещение в прежний вид.
Так, нельзя увеличивать площадь санузла за счет жилых помещений, объединять лоджию и комнату, делать подогрев полов за счет центрального отопления, возводить слишком большие антресоли, убирать вентиляционные короба, объединять кухни, оборудованные газовыми плитами, с жилыми помещениями. Узаконить такую перепланировку не получится.
Виды перепланировок
«Процесс согласования перепланировки напрямую зависит от того, как именно собственник планирует изменить квартиру, — объясняет Евгения Галкина. — Работы, подлежащие согласованию до начала их проведения, внесены в соответствующий список».
Выделяют три группы действий, для совершения которых потребуется предварительное согласование (без него делать перепланировку нельзя):
- по переустройству;
- по перепланировке;
- касающиеся общедомового имущества.
Разберем более подробно, какие именно виды работ входят в каждую из подгрупп.
Переустройство:
- комплектация нежилых помещений дополнительным инженерным, техническим или санитарным оборудованием, а также его перенос с сопутствующей закладкой новых сетей, необходимых для его нормального функционирования;
- проведение работ по переустройству в домах, признанных объектом культурного наследия.
Перепланировка:
- перенос и изменение границ мокрых зон (санузлов, кухонь, кухонь-ниш);
- работы с несущими стенами, в том числе организация в них новых проемов;
- организация проемов в перекрытиях, а также в стенах между квартирами с изменениями их границ;
- закладка проемов в несущих конструкциях и перекрытиях;
- вскрытие и переделка полов в старых домах, имеющих деревянные перекрытия, а также изменение в них имеющихся перегородок;
- возведение или разбор лестниц, пандусов, подиумов;
- возведение перегородок, увеличивающих предельно допустимую нагрузку на несущие конструкции;
- обустройство антресоли в случае, если ее площадь составляет более 40% от площади комнаты, в которой планируется ее соорудить;
- перепланировки в домах, признанных объектами культурного наследия.
Работы, касающиеся общедомового имущества и/или его архитектурного облика
- любые действия, касающиеся оконных и дверных проемов во внешних стенах и крышах (организация новых, замоноличивание имеющихся или изменение их внешнего вида), даже если подобные трансформации не снижают несущую способность конструкций;
- организация и остекление навесов на крышах многоквартирных домов, проведение туда отопления, технического и санитарного оборудования;
- обустройство проходов, лестниц, крылец (в том числе с козырьками) без фундамента в помещениях, расположенных на цокольных и первых этажах в границах зон общедомового имущества;
- оборудование балконов и лоджий на первых этажах без закладки фундамента;
- установка каминов;
- расположение воздуховодов на фасадах;
- прочие действия, затрагивающие общедомовое имущество и предполагающие внесение изменений в архитектурный облик здания.
Как правильно сделать перепланировку: пошаговая инструкция
Какую же перепланировку можно делать без предварительного согласования?
«Если ничего из вышеперечисленного в ваши планы не входит, то потребуется лишь оформить акт на ранее выполненное переустройство после окончания ремонта», — комментирует эксперт.
Если же запланированная перепланировка входит в хотя бы один из перечней, то не спешите запускать в квартиру бригаду рабочих с перфораторами и отбойными молотками. Процесс должен выглядеть следующим образом, чтобы избежать проблем в будущем:
- Делаем проект будущей перепланировки.
Здесь можно пойти двумя путями:
- доверить создание проекта саморегулируемой организации проектировщиков (платно);
- воспользоваться существующим каталогом типовых проектов (бесплатно).
- Получаем разрешение Государственной жилищной инспекции.
Во многих регионах с недавнего времени подать соответствующее заявление можно онлайн, прикрепив сканированные копии необходимых документов. Стандартный пакет выглядит следующим образом:
- запрос на получение решения о согласовании. Подается собственником, нанимателем жилого помещения по договору социального найма, его законным представителем или лицом, имеющим нотариально заверенную доверенность на представление интересов заявителя;
- правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
- техническая документация на недвижимое имущество;
- согласие всех членов семьи в письменном виде;
- проект перепланировки в установленной форме. Для типового необходимо будет указать его номер в каталоге. Если проект создавался саморегулируемой организацией, то потребуется заверить документ электронной подписью ответственного лица.
ВАЖНО! Если перепланировка делается по типовому проекту, то до ее начала квартира будет обследована представителями проектной организации, которые составят заключение о возможности или невозможности ее проведения. Данный документ будет передан в Жилищную инспекцию.
Как правило, срок рассмотрения заявки составляет 20 рабочих дней. В случае положительного решения заявителю передается журнал, в котором отображаются условия проведения работ (сроки, последовательность выполнения, требования к качеству и т.д.).
Решение действительно в течение одного года с момента подписания. Срок можно единожды продлить на полгода.
- Делаем ремонт с соблюдением всех норм и требований.
- Отправляем запрос на оформление акта о завершении работ приемочной комиссии.
Это нужно сделать до того дня, как закончится срок действия решения о согласовании. После подачи обращения запускается механизм сверки предоставленной информации.
Затем будет назначена дата проверки, которая производится при участии заявителя, исполнителя работ, представителей Жилищной инспекции, проектной организации и управляющей компании в случае, если перепланировка затронула общедомовое имущество. Если для произведенных изменений не требовалось согласования, в проверке будет участвовать только Жилищная инспекция.
«Время прихода комиссии согласовывают заранее, — рассказывает Евгения Галкина, — но заявитель обязан предоставить доступ в помещение не позднее, чем через пять рабочих дней, иначе в оказании услуги будет отказано!».
Если проверяющие выявят нарушения — их необходимо будет устранить в установленные сроки.
Многих интересует вопрос, сколько стоит узаконить перепланировку в квартире. Если не прибегать к услугам фирм, специализирующихся на услугах такого рода, то согласование будет бесплатным, не считая стоимости техпаспорта (около тысячи рублей). Ничего не будет стоить и типовой проект. А вот подготовка индивидуального плана может влететь в копеечку — организации берут за свои услуги от 15 тыс. рублей в зависимости от сложности поставленной задачи.
Так узаконить уже сделанную перепланировку может оказаться очень непросто, а порой и вовсе невозможно, поэтому все согласования необходимо производить до начала работ, чтобы избежать проблем с надзорными органами.